Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

О влиянии месопотамских идей: A.L. Oppenheim, p. 67 sq (библиография, p. 356. п. 26); о влияниях, засвидетельствованных в Ветхом Завете, см. библиографию в: W.H.P. Romer. Historia Religionum (Leiden, 1969), vol. l,pp. 181-182. §25

Об общей истории Египта: E. Drioton et J. Vandier. L'Egypte, 2-е ed. (P., 1946); John A. Wilson. The Culture of Egypt (=The Burden of Egypt) (Chicago, 1951; 5 ed., 1958); William С. Hayes. The Sceptre of Egypt, vol. 1: From the Earliest Times to the End of the Middle Kingdom (N.Y., 1953); Joachim Spiegel. DAS Werden der altagyptischen Hochkultur (Heidelberg, 1953); F. Damnas. La civilisation de l'Egypte pharaonique (P., 1965). Недавние превосходные обобщения см.: J.R. Harris. The Legacy of Egypt (Oxford, 1971).

О доисторических культурах Египта: E.J. Baumgartel. The Cultures of Prehistoric Egypt (L., 1955); H. Frankfort. The Birth of Civilization in the Near East (L., 1951), pp.41 sq., 100 sq.; Wilson. The Culture of Ancient Egypt, p. 18 sq.; W.B. Emery. Archaic Egypt (Harmondsworth Pelican Books, 1963).

Пока еще неизвестно, каким путем пришло в Египет земледелие. Возможно, что оно распространилось из Палестины, ибо следы неолитической культуры (примерно 4500 до н.э.) найдены при раскопках в Меримде близ Дельты. Умерших хоронили в жилищах, но без погребальных предметов. Культура Верхнего Египта, именуемая Бадарийской (от названия места – Бадари), включала, кроме земледелия и овощеводства, изготовление черно-красной керамики. Мертвых хоронили в согнутом положении; домашних животных также хоронили, обернув в материю. В сравнении с Телль-Халафом и Варкой, неолитическая египетская культура представляется бедной и маргинальной.

С появлением Амратской культуры (ранний додинастический период) мы отмечаем попытки естественной ирригации в долине Нила. Обрабатывались камень и медь, но керамика была более грубой, чем в бадарийский период (может быть, потому что начали изготовлять каменные сосуды; см.: Clark. World Prehistory, p. 104). В погребениях найдены приношения пищи и глиняные статуэтки. Лишь в поздний додинастический период (Накада II) появилась металлургия, спустя тысячу лет после ее появления на Ближнем Востоке. Некоторые другие элементы культуры были позаимствованы из Азии, но лишь по прошествии значительного времени. Колесные повозки, давно известные в Месопотамии, появились в Египте лишь в период Империи (прим. 1570 г. до н.э.). Величие египетской цивилизации начинается с объединения двух земель – Верхнего и Нижнего Египта. Что касается начал городской цивилизации, представляющих значительный интерес для сравнительного исследования, то их следы погребены в иле реки Нил. О Бадарийской и Амратской культурах см.: Muller-Karpe. – Handbuch der Vorgeschichte, vol. 2, pp. 28-55, 339-345, 353-361.

Библиографию изданий до 1948 г. см. в: Jacques Vandier. La religion egyptienne, 2-е ed. (P., 1949), pp. 3-10; см. также: ibid. pp. 24-29, критическое изложение им мнений: К. Sethe (Urgeschichte und alteste Religion der Agypter. Leipzig, 1930) и H. Kees (Der Gotterglaube im alten Agypten. Leipzig, 1941; 2-е ed., Berlin, 1956) о примитивных религиях Египта. Ср.: R. Weill. Notes sur l'histoire primitive des grandes religions egyptiennes. – Bulletin de l'Institut Francais d'Archeologie Orientale, 47 (1948): 59-150.

Из общих исследований истории религии Египта отметим: Adolf Erman. Die Religion der Agypter (Berlin and Leipzig, 1934); Herman Junker. Pyramidenzeit: Das Werden der altagyptische Religion (Einsiedeln, 49); J. Garnot Sainte-Fare. Religions de l'Egypte (P., 1951); S. Donadoni. La religione dell 'Egitto antico (Milan, 1955); H. Frankfort. Ancient Egyptian Religion (N.Y., 1948); H. Frankfort. Kingship and the Gods: A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integration of Society and Nature (Chicago, 1948); R. T. Rundle Clark. Myth and Symbol in Ancient Egypt (L., 1959). Книга С. Моренца (S. Morenz. Egyptian Religion, trans. Ann Keep, Ithaca, N.Y., 1973) – это одновременно и обновление, и замечательный синтез материала, осуществленный под углом зрения всеобщей истории религий. См. также: C.J. Bleeker. The Religion of Ancient Egypt – Historia Religionum (Leiden, 1969), vol. 1, pp. 40-114; C.J. Bleeker. Hathor and Thoth: Two Key Figures of the Ancient Egyptian Religion (Leiden. 1973), pp. 10 sq., 159 sq.; P. Derchain. La religion egyptienne. – Histoire des religions, ed. H.-Ch. Puech (1970), vol. 1, pp. 63-140.

Незаменима, благодаря своей богатой документации и библиографическим ссылкам, книга: Hans Bonnet. Reallexicon der agyptischen Religionsgeschichte (Berlin 152). Богатое собрание текстов с чудесными иллюстрациями: Gunther Roeder. Die agyptische Religion in Text und Bild, vol.l: Die agyptische Gotterwelt; vol. 2: Mythen und Lengenden um agyptischen Gottheiten und Pharaonen; vol. 3: Kulte, Orakel und Naturverehrung im alten Aegypten; vol. 4: Der Ausklang der agyptische Religion mit Reformation, Zauberei und Jenseitsglaube (Zurich, 1959-61).

Исторические документы доступны в переводе: J.H. Breasted. Ancient Records of Egypt, 5 vols. (Chicago, 1906-7). "Тексты пирамид" переводились: на немецкий язык – Сете (Sethe), на французский – Шпелерсом (Speleers) и на английский – Мерсером (Mercer). Мы используем перевод P.O. Фолкнера: R.O. Faulkner. Ancient Egyptian Pyramid Texts (Oxford, 1969), а также фрагменты из переводов: Breasted, Weill, Clark, Sauneron et Yoyotte.

О религиозном словаре: C.J. Bleecker. Einige Bemerkungen zur religiosen Terminologie der alten Aegypten. – Travels in the World of the Old Testament: Studies Presented to Professor M.A. Beek (Assen, 1974), pp. 12-26. §26

Систематическое изложение египетских космогоний, дополненное аннотированными переводами текстов, см.: S. Sauneron et J. Yoyotte. La naissance du monde selon l'Egypte ancienne. – La naissance du monde (P., 1959): 19-91. См. также переводы Дж. Вильсона (J. Wilson). – ANET: 3-10.

Различные космогонические доктрины обсуждаются в: Vandier. La religion egyptienne, p. 57 sq. Ср. их анализ в: Rundle Clark. Myth and Symbol, p. 35 sq., и особ. в: Morenz. Egyptian Religion, p. 159 sq. О космогонии Гермополиса см.: 5. Morenz und J. Schubert. Der Gott auf der Blume: Eine agyptische Kosmogonie und ihre weltweite Bildwikung (Ascona, 1954). О креативной ценности слова см.: J. Zandee. Das Schopferwort im alten Aegypten. – Verbum, Studia Theologica Rheno-Traiectina, & (1964): 33 sq. См. также: R.B. Finnestad. Ptah, Creator of the Gods. – Numen , 23(1976): 81-113.

Значимость Фив с конца III тыс. способствовала тому, что их бог Амон (который ассоциировался с Ра) выдвинулся на передний план. Но космогония, совершенная Амоном, была заимствована из системы Гелиополя, Гермополиса и Мемфиса; см. тексты, переведенные с аннотациями: Wilson. – ANET: 8-10, Sauneron et Yoyotte, p. 67 sq.

О символизме первичного холма и священного пространства: Helmut Brunner. Zum Raumbegriff der Agypter. – Studium Generale, 10 (1957): 610 sq.; A. Saleh. The So-Called "Primeval Hill" and Other Related Elevations in Ancient Egyptian Mythology. – Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts (Abt. Cairo), 25 (1969): 110-20; I.E.S. Edwards. The Pyramids of Egypt (Harmondsworth: Pelican Books, 1961); J. Leclant. Espace et temps, ordre et chaos dans l'Egypte pharaonique. – Revue de Synthese, 90 (1969); Othmar Keel. Die Welt der altorientalischen Bildsymbolik und das Alte Testament (Zurich and Neukirchen, 1972), p. 100 sq. (сравнительное исследование с превосходными иллюстрациями). О происхождении людей было несколько мифов; по одной версии, Птах сотворил свое тело из глины на гончарном круге (см.: Bonnet. Reallexicon, p. 617); в Верхнем Египте демиургом был Хнум (ibid., р. 137). Не известно ни одного мифа о происхождении смерти; в краткой ссылке ("Тексты пирамид", 1466) упоминается о мифическом времени "до того, как существовала смерть".

Миф об уничтожении людей сравнительно древний; см. библиографию в: Vandier. Religion egyptienne, p. 53. См: The Book of the Divine Cow, переведенную Александром Пьянкоффом: Alexandre Piankoff. The Shrines of Tut-Ankh-Amon (N.Y., 1955), p. 27. Когда Pa узнал, что Хатор готова уничтожить человеческую расу, он изготовил пиво цвета крови; Наутро Хатор, перед тем, как продолжить истребление людей, выпила так много этого пива, что отравилась и умерла.

Люди решили восстать, потому что Ра стал слишком стар. Ра действительно, после эпизода, приведенного выше, решил отказаться от власти над миром. Сообщив в присутствии богов, что его тело теперь такое же слабое, каким оно было в изначальное время, он попросил свою дочь Нут доставить его на небо (The Book of the Divine Cow, перев. Piankoff . Shrines, p. 29). Его преемником стал Шу или Геб. Старость и бессилие Ра, и, главное, его уход на далекое небо – это обильно документированные мифологические сюжеты: превращение небесного бога, творца и космократа в deus otiosus. Тот факт, что в египетской версии солярный бог стал deus otiosus, показывает, что здесь произошла теологическая реинтепретация. §27

О божественности египетских царей: A. Moret. Du caractere religieux de la royaute pharaonique (P., 1902) (книга в большой степени устарела); H. Jacobsohn. Die dogmatische Stellung des Konigs in der Theologie der alten Agypter (Gluckstadt, 1939); H. Frankfort. Kingship and the Gods, pp. 15-215; G. Posener. De la divinite du pharaon (P., 1960); H. Goedicke. Die Stellung des Konigs im Alten Reich (Wiesbaden, 1960); H. Brunner. Die Geburt des Gottkonigs (Wiesbaden, 1964).

О Менесе как создателе объединенного Египта: Frankfort. Kingship and the Gods, p. 17 sq. Царская власть появилась уже к концу додинастического периода. Франкфорт подчеркивает идеологическое происхождение "двойного правления" (т.е. власти над Верхним и Нижним Египтом). Эта политическая формула выражает тенденцию египетского мышления: воспринимать мир в дуалистических терминах, как ряд контрастных пар, балансирующих в неизменном равновесии (Kingship, p. 19). Дуалистические формы египетского царства не были результатом исторических событий. Они воплощали особую близкую египтянам мысль о том, что целостность включает противоположности (ibid.)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Переизд
Под внешностью фривольного божества скрывается один из наиболее глубоких источников религиозных переживаний
Переведен j
О доисторических культурах египта e библиографию истории
Герардо ньоли представил свою интерпретацию жертвоприношения

сайт копирайтеров Евгений