Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Даже в XIX столетии (хотя Ламенне, Виктор Гюго и множество менее значительных людей были пророками manqu.es21, которым не удалось пробудить какой-либо настоящий религиозный энтузиазм) движение социальной революции в целом, без сомнения, в огромной степени обязано своей мощью неполитическим и неэкономическим силам, происходившим из более глубоких уровней сознания. Так, мы наблюдали странный парадокс марксистского движения, в котором присутствует такое множество характерных черт новой пророческой религии, несмотря на его материалистическую идеологию и секуляристскую этику.

21 Неудавшиеся, несостоявшиеся (франц.).

Это отделение мессианского или харизматического принципа в революционных движениях от его религиозного источника специфично не только для марксизма. Мы видели, как то же самое произошло в случае немецкого национал-социализма, где принцип харизматического лидерства умышленно использовался для того, чтобы мобилизовать силы бессознательного, спавшие в цивилизованном человеке, и преобразовать их в орудия власти. По правде говоря, нет ничего нового в попытке эксплуатировать религиозный энтузиазм для достижения власти, и если нужно убедить правоверных историков, то дуат (du'at) исмаилитов и асасины22 в Средние века были столь же беспринципны и безжалостны в своей революционной пропаганде, сколь и деятели современной тоталитарной партии. Новым было открытие того, что эта эксплуатация скрытых сил коллективного бессознательного всё еще возможна в рационализованной, научной, секулярной культуре, так же как была возможна в религиозном обществе. Когда пророки молчат и общество более не обладает каким-либо каналом сообщения с божественным миром, путь к низшим глубинам всё еще открыт и расстроенные духовные силы человека найдут себе выход в безграничной воле к власти и разрушению.

22 Исмаилитская ветвь шиитов организовала оппозицию халифату Фатимидов в Северной Африке и Египте и продолжала вести широкое подпольное движение против ортодоксального ислама на всем Востоке с IX по XIII век. Это движение дало рождение “Новой пропаганде” терроризма, организованной Хасаном-и-Саббахом, и ордену, или партии, асасинов, центр которых находился в Аламуте (Персия) и в Бании (Сирия) с конца XI столетия до 1256 года, когда Аламут был разрушен монголами (Прим. К. Доусона.)

В прошлом человек очень хорошо осознавал эту опасность и пытался защитить себя, подкрепляя оригинальный вклад пророческого откровения всем авторитетом социальной традиции и институциональных форм. Так, ислам, типично пророческая религия, является также классическим примером традиционализма, так что любое высказывание пророка и его сподвижников, каждое действие, обычай и решение записывались, комментировались и вмуровывались в громадное строение ортодоксальной теологии и канонического права. Здесь революционная сила пророческого движения оказывала на позднейшее развитие ислама стабилизирующее влияние, подобно тому как расплавленная лава, вытекающая из вулкана, становится тверже и прочнее любой обычной скалы.

Однако, как правило, пророк не выступает в качестве единственного духовного органа развитой культуры. Его функция уравновешивается жреческой функцией, которая обычно действует в качестве авторитетного, регулирующего религиозного принципа и институциональной связи между религией и культурой. Ислам почти уникален в своем подчинении жречества пророчеству, но даже в мусульманской культуре класс теологов и каноников (улемы) занимает очень важное место.

В других мировых религиях и в еще большей степени в политеистических религиях архаических культур, таких как религии Месопотамии, Малой Азии и Центральной Америки, жречество стало первичным религиозным органом общества и поглотило или подчинило себе пророческую функцию. Однако там, где эта тенденция достигла своего крайнего развития, как в религии Древнего Рима, жречество утратило свою религиозную жизненность и стало чисто социальным институтом — родом почетной декоративной должности. Когда эта точка была достигнута, духовно живые элементы общества отвернулись от официальной религии и обратились или к негативной форме пророчества, отрицающего религию, подобно учению Лукреция, или к новому источнику откровения, который забил как ключ в пустыне.

Жречество как типично культурный орган религии. Его важность в качестве культуростроительного института. Жречество как первый класс профессиональных ученых. Его тесная связь с появлением архаических культур в Месопотамии и в других местах. Храм как средоточие гражданской жизни. Жрец как знаток ритуала и специалист в жертвоприношении. Первобытные концепции социальных и космических функций жертвоприношения. Классическое развитие этих концепций в индийской религии. Переход от техники ритуала к религиозной метафизике. Веданта как завершение и выход за пределы ритуального порядка. Буддизм как реакция против учения о жертвоприношении и против господства жречества. Однако буддийский монашеский орден является наследником браминской традиции. Мироотрицающие тенденции буддизма не препятствовали его влиянию на культуру, и буддийское монашество само является великим культурным институтом. Тенденция к возвращению прежних традиций в буддизме. Основные интеллектуальные тенденции в институте жречества. Связи между духовенством и интеллигенцией в западной культуре.

I

Из всех социальных органов религии жречество имеет самое непосредственное и продолжительное влияние на культуру. Ибо жречество представляет собой религию, воплощенную в постоянном институте, который образует неотъемлемую часть структуры общества и берет на себя корпоративную ответственность за религиозную жизнь общины.

Отсюда огромная важность жречества как института культуростроительного; ибо в древности оно было единственным институтом, самосознательным в культурном отношении и обладавшим властью для контроля за всем образом жизни общества и для направления его к конечной духовной цели.

Ибо жрец — не только религиозный вождь общины. Он также хранитель сакральных традиций и мастер сакральных техник.

С самого начала отношения между общиной и божественными силами рассматривались как область, требующая знания эксперта и технической подготовки. Наряду с вдохновенными вещаниями пророка существовали сакральные формулы и ритуалы, входившие в сферу жреца. Подобные формулы и ритуалы можно найти в самых примитивных формах культуры, известных нам, и с развитием цивилизации они росли в числе и сложности, пока наконец не образовали содержания огромного систематического корпуса знаний, являвшегося единственным занятием образованного и могущественного класса.

Существование класса этого рода тесно связано с происхождением цивилизации, ибо самые ранние из известных форм высшей культуры в Месопотамии и Египте уже обладали могущественным и высокоорганизованным жречеством. Эти культуры не являются исключением, ведь аналогичный процесс развития можно обнаружить в каждом центре архаической культуры — как в Старом, так и в Новом Свете, от Египта до Юкатана; в то же время второстепенные и, возможно, производные от них культуры менее развитого типа — в Полинезии, Западной Африке, Нью-Мексико и Флориде — демонстрируют параллельное развитие на более низком уровне.

В целом, этот жреческий тип культуры должен рассматриваться в качестве основной традиции мировой цивилизации, от которой зависят или из которой происходят все существующие формы высшей культуры. Древнейшие центры этой культуры на Ближнем Востоке — в Месопотамии и Сирии, в Египте и на Крите — находились в контакте друг с другом с доисторических времен; и уже в III тысячелетии до нашей эры всё это пространство стало цивилизованным orbis terrarum1, в котором различные центры цивилизации были взаимосвязаны, оказывали друг на друга влияние и взаимно стимулировали развитие — как материально, так и интеллектуально. Определенные контакты и весьма значительный параллелизм в развитии существовали между этим центром цивилизации и современным ему центром архаической культуры в долине реки Инд, открытом совсем недавно.

1 Земной круг; земля, мир (лат.).

И хотя развитие архаической цивилизации Северного Китая, кажется, относится к гораздо более позднему времени, существует причина полагать, что оно принадлежит к тому же движению культуры и многим (хотя мы не знаем, насколько многим) обязано медленному проникновению влияний с Запада. С другой стороны, нет удовлетворительных доказательств того, что культуры Нового Света находились в контакте с культурами Старого Света или же в зависимости от них. Тем не менее культура майя в Центральной Америке — типичный пример жреческой культуры, и в некоторых аспектах она демонстрирует поразительное сходство с культурами Старого Света, так что может показаться, будто эта жреческая фаза не просто характерна для особого исторического развития, но является непременным условием для возникновения высшей культуры в любой части света и в любое время.

Таким образом, неотъемлемой чертой этой архаической цивилизации является наличие ученого жречества, чье господствующее положение придает всей культуре отчетливо теократический характер. В большинстве случаев общество обустраивает в сакральном городе свой центр и городской храм, бог которого является правителем и владельцем этой земли. Служба богам предполагает ритуальные установления и формы, по которым устраивается жизнь общины.

В Месопотамии подобные храмовые города существовали уже в IV тысячелетии до нашей эры, и самые древние таблички, найденные в Уруке под большим храмом богини-матери, доказывают, что даже в этот период храм был одновременно и центром хозяйственной организации, и центром учености. Возникновение этих богатых и образованных храмовых корпораций, владевших архивами, школами и всем аппаратом обучения, имело решающее значение для истории культуры, поскольку открывало путь к систематическому накоплению знаний и к культивации науки и литературы.

Но оно было не менее важно и для религии, так как возникновение жречества создавало принцип социальной организации внутри религиозной сферы и стремилось заменить упорядоченной системой иерархических отношений для индивидуума не поддающуюся учету деятельность пророка, шамана и колдуна. Чем больше был этот принцип организации развит, тем теснее становились отношения между ритуальными правилами, мифологией и догматическим учением, пока они наконец не объединялись в более или менее согласованную систему.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На примере нашей собственной традиции христианской культуры
Результатом этих тенденций явилась секуляризация культуры более широкая
религиоведения Доусон К. Религия и культура 1 естественной
Начало высшего мира существования духовного духовного существования
Благодаря возникновению храмовых культов

сайт копирайтеров Евгений