Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

              

«Каждому своё»
Теперь я познал «горе от ума»… Политикам, менеджерам,  коллегам ... все это не нужно…  Хорошо, что хоть студенты понимают эвристичность теоретической науки и  актуальность всего этого… Да  морально поддерживают такие же как и я «горемыки» - исследователи (или прожектеры) …
            Г. Кистяковский, родившийся в нашей стране,  и, как оказывается, внесший важный вклад в Манхэттенский проект и культуру США вообще (см. Поиск, 2003, №1, с.6),  высказал важную идею, нужную при решении проблемы обучения философии. Она состоит в том, что в формировании политики любого дела принимают участие  менеджеры, не знающие реальных фактов и не имеющие времени их изучать в силу бюрократической занятости. Попытки  убеждения менеджеров образования в  эвристичности инновационных идей   подтверждают истинность этого  положения Г. Кистяковского. 
Не только зарубежные, но и отечественные ученые констатируют данный факт. В частности, «… бюрократия в науке внедряет в научно-исследовательский процесс свою программу, весьма далекую от поиска истины. Центральной фигурой науки бюрократия делает не  таланты, а себя» (Наука и ее место в культуре. Новосибирск. 1990, с.11). Особенно это опасно в тех случаях, когда диктатором становится непосредственный начальник. Например, применительно к МИИТу  это может быть интерпретировано так. Кафедры признаются «средоточием жизни в вузе». А для меня, как исследователя, «кафедра страшнее  ректората». В таком случае  будет действовать армейский принцип – угождать, прежде всего, ефрейтору, а   не генералу. С генералом солдат встречается редко, а с первым  контактирует повседневно. И я это уже испытал давно на себе  и спасся только «утечкой мозгов». Ведь никто не знает  потенциала моих мозгов, а  выдать нечто на общесреднем уровне мне не трудно.  Поэтому я не буду  «раскрываться» на уровне  изнеможения в поиске истин, а проимитирую бурную деятельность…
Менеджеры сферы образования обычно даже не  читают  личные послания к ним, передоверяя это своим помощникам.   Тем более, они   не читают газет, журналов, книг…. У них нет возможности разобраться в сущности многих проблем (тем более парадоксальных), связанных  с управлением вверенных им объектов. Научные инновации начинаются не с менеджеров, а  с решения проблем исследователями. И менеджеры  оказываются последними в их усвоении. Ранее казалось самым эффективным путем к истине  в централизованных системах решение проблем начальством. Но  такой подход к научным инновациям потерпел банкротство в  стране.  Непрактичен он и сейчас. В любом деле менеджеры перефразируют мысль «я – богатый,  ты - дурак» применительно к своей  административной функции. Поэтому  можно полностью  абстрагироваться от факта их существования при анализе возможностей качественного  роста сферы образования. Конечно, заранее следует иметь в виду их противодействие всем  педагогическим инновациям и находить им противоядие. Чаще всего средством против  этой их позиции оказывается «утечка умов». (Не обязательно уезжать за границу, можно, зарабатывая скудный хлеб в вузе, творить на стороне).  Возникающие механизмы рыночной конкуренции  открывают определенные возможности для этого… Скажем, сегодня можно издавать книги  без согласия и начальства и коллег…
Не только властные менеджеры образования, но и большинство  рядовых педагогов не интересуется проблемой философского основания своих наук, а поэтому  нет смысла взывать и к ним. В то же время я знаю многих преподавателей вузов, которые ведут поиск в данном направлении. Жаль, что  доцентская ставка не дает возможность подключится к интернетовскому братству по этому вопросу. Как сообщает последний журнал «Компьютерра»  «за морем»   ведется поиск в этом направлении,  содержание которого мне не известно.  Хотелось бы, чтобы  все  искатели истины осознали важность универсального основания их науки.
Меня уже  «учили» и знаю, что надо запастись  «силой духа» в качестве противоядия против обвинений во многих  грехах… Но мне терять уже нечего…
Нет ничего опаснее   обозленной посредственности.  И многие великие исследователи, например Дж. Локк, отмечали этот аспект  деятельности. Для меня тестом при решении  вопроса москвичом-исследователем является его способность  нарисовать  путь перехода от памятника Достоевскому  к залу новых поступлений РГБ. Если  он не  нарисует данный путь, то с ним  можно говорить только о галстуках  (по А. де Сент-Экзюпери).

А судьи кто?

Природу науки исследуют две группы ученых – философы и представители остальных наук. Философия была создана как наука наук.  Всю  ее историю  существенная доля исследователей, в том  числе философов, так её воспринимала. Их усилиями был внесен существенный вклад в познание  феномена науки. В то же время философия, как  форма общественного сознания,  всегда была «убежищем» (в смысле, средством убежать – идея Платона) от науки многих людей. В результате среди философов всегда были влиятельными антинаучные их ряды, которых обычно называют филодоксами.  В настоящее время   мракобесие филодоксов – главная опасность науке.  Они присвоили себе монополию на истину в познании природы науки, часто отрицая свою причастность к науке. В результате представителям науки все время приходиться воевать с ними. Наиболее известно выражение «Физика – бойся метафизики» (т.е. тогдашней философии). В связи с этим в развитых странах философию оттеснили на задворки системы образования, и она не мешает  науке, хотя и не помогает ей. Иное дело у нас. Закрепленная за философами учебная нагрузка  обязательна и существенна. Ради нее они часто устраивают антинаучный шабаш, воюя с сциентизмом.

Потребители -  эксперты рынка

            Филодоксы господствуют в виду создания общественного порядка,  при котором аргументами являются  уровни должностей,  число публикаций, переводы книг на иностранные языки и т.п. Все это внерыночный подход         к проблеме. На рынке экспертом истины признаются не  производители, а потребители. Конечно, это не отвергает критерия доступности, ясности и т.п. парадоксальных идей.  Но непредвзято об этом могут судить только те, кто не стал автором какой-либо парадигмы науки или догматиком какого-либо кредо (доктрины), т.е. не принял какую-то идеальную конструкцию в качестве истины. Давно известно, научить легко, а переучить нельзя. И практика подтверждает этот факт. Диалектическая логика (ядро технологии философствования) доступна студентам,  помогает им изучать трудные вопросы. Она же позволяет исследователям созидать теории…  

Философия, эпистемология, метанаука

            Отмена ВАКом кандидатского экзамена по философии очень важна, как  и его замена «Историей и философией науки». В то же время такое название новой дисциплины грозит опасностями – передает решение  проблемы в руки философии.  Не решив ее  ранее, не решат они её и сейчас, но отстранят всех остальных от обучения и аспирантов и студентов, от объяснения им природы науки  с тем, чтобы повысить их  научный профессионализм. Рациональнее было бы по примеру США назвать эту науку эпистемологией с тем, чтобы обособить ее от современных философов и отстоять право  всех исследователей искать фундаментальные основания своих наук, в том числе и универсальные.  

Плюрализм

            Проблемы философского основания науки  возникают также и в  связи с таким фактом. Основными представителями «философии  науки» являются ведущие лидеры философии. У каждого из них имеются свои книги по проблеме. Они не однозначно ее трактуют, но между собой не ссорятся в виду цехового  братства. Но они «в штыки» воспринимают книги других авторов, прежде всего тем, что они их не читают вообще (как, видимо, и друг друга). Важен и такой аспект. Философы давно «подлизываются» к физикам, считая их науку самой развитой. Поэтому они фактически  пишут не «философию науки» (общенаучную эпистемологию), а «философию физики». Видимо, для физиков  такая наука важна (я не физик и не имею права судить об этом), но представителям всех иных наук она не нужна,  что я могу констатировать с точки зрения своей профессии. Заставлять аспирантов всех наук изучать такую парадигму философии науки, вероятно, опаснее, чем просто философию… На самом же деле наиболее теоретична биология и многие ее  частнонаучные элементы могут стать универсальными
Дело не только в философах. Даже исследователи одной и той же науки порой расходятся диаметрально.  И они не могут быть судьями идей своих оппонентов.   Можно назвать, по крайней мере, десяток известных исследователей феномена науки. Не могут быть критерием истинности   их парадигм  ни факт их публикации, ни  число и объем изданных книг, ни перевод их на иностранный язык, ни наличие последователей, даже   факт внедрения их в общественную практику (негодные идеи легко подтвердить преступной практикой)…

Дидактизм  технологии философствования

При обучении природе науки  важно определить тот круг знаний, который им следует дать в первую очередь  или найти последовательность изучения ими природы науки. Такой подход должен убедить их в необходимости перманентного (пожизненного) интереса к философскому основанию науки.  Моя версия ее состоит  в следующем:

Освоение философского словаря с помощью компьютерного тестирования (СУБД-3 или 4);  Восприятие азов диалектической логики (ДЛ) с помощью самоучителя мышления и учебных коллекций. При этом устное объяснение (3-5 встреч) сократит на порядок время  освоения азов ДЛ; Проработка  книг «Деньги», «Техника» с целью усвоения того, как «работает» ДЛ;  Одновременно это важно и как цель саморазвития. Освоение технологии философствования с помощью метанауки (универсальной эпистемологии или теории философии); Изучение  «толстой» или «тонкой» книги по «Экономике», демонстрирующей               возможности  философствования при анализе  сложных объектов; Практическое применение всего этого к любой сфере жизни, т.е. использования философствования как «рычага» (средства, инструмента и т.п.) решения всех проблем жизни, всех наук.

 «Бей, но выслушай….»
Заканчивая свою жизнь,  хотел бы помочь молодым людям овладеть могуществом философствования, мышления, науки, что возможно только с помощью обучения их умению философствовать. И на это не требуется много времени и усилий – меньше чем на современную подготовку студентов и аспирантов философии. Но «технологию философствования» любой уважающий себя философ считает нечто подобным «вечному двигателю» и находит  много  авторитарных  оснований такому своему убеждению, убивая тем самым главное духовное богатство философии. Ради научного  прогресса общества я готов повторить названные  в заглавии слова…

Резюме

     Хорошо экстравертам – глаголют истины, не беспокоясь об их  восприятии, доступности.  Родовой же признак интровертов состоит в  попытке многословием донести до слушателя или читателя свою позицию.  Так поступаю и я, резюмируя главные идеи:

Самая актуальная проблема современности – понять  феномен науки, обеспечить качественный ее скачок и сделать ее ядром идеологии всех стран мира. Исследования феномена науки идут 2500 лет, когда возникла специальная наука о науке – философия. С тех пор формируется система наук о науке, в том числе науковедение, наукометрие. И главной проблемой этой системы наук оказывается общая теория науки, которой должна быть философия Большинство философов не считают философию наукой. Оказываясь вненаучным феноменом, философия монополизирует  исследования науки, и стала камнем её преткновения. Не подлежит сомнению бесплодность современной  философии, но без философии наука не выполнит своей миссии в обществе  третьего тысячелетия. Философия – универсальное основание всех наук. Особенно она важна общественным, гуманитарным наукам. Среди современных философов очень мало тех, кто  занимается специальным исследованием природы науки, но считает себя вправе  навязывать исследователям  науки свое понимание ее природы Феномен науки исследуют не только философы, и представители всех наук. Исследователи природы науки всех отраслей научных знаний имеют право разрабатывать не только  частнонаучные, но и универсальные знания о науке, а соответственно и обучать им подрастающих поколений Среди философов очень мало тех, кто специализируется на исследовании феномена науки. Их большинство не компетентно в этом вопросе. Не может этик, эстетик, политолог, социолог, культуровед и т.п.  быть судьей науковеду. Но все они считают себя монополистами  по любому вопросу философии. Ф. Энгельс утверждал  - чистые теоретики встречаются  только в стане реакции, что подтверждается практикой Рационально показывать подрастающим поколениям многообразие подходов к науке, давать обзор главных из них Философы не составляет главную  долю исследователей  феномена науки, а поэтому антинаучно давать им монополию на истину при оценке результатов исследований науки Философия, как общественная деятельность по развитию мудрости,  всегда притягивала много амбициозных людей (как говорят, много амбиции при минимуме амуниции), главным образом экстравертов, которые не в состоянии научно исследовать, чтобы то не было. От них нельзя ждать решения научной проблемы, хотя такие люди часто бывают хорошими авторитарными педагогами. антинаучно создание монополии мизерной доле философов, даже специалистов «философии науки». Ждать от них решения проблемы все равно, что ждать «от козла молока». В таком случае рациональнее создать конкурентную обстановку – несколько  групп исследователей. Давно известна присказка: «Научить легко, а переучить нельзя». В связи с этим обновление науки происходит обычно посредством смены поколений.  А поэтому ставшие ученые не могут быть судьями новых идей Главными врагами научного прогресса оказываются ученые именитости. Это хорошо показал в свое время Циолковский. Они не могут быть экспертами при оценке научных новаций Философия (или эпистемология)  - универсальное основание всех наук, она является главной проблемой по сравнению частными основаниями, скажем «эпистемология физики». Обучение  философии науки не должно быть  однократным процессом в аспирантуре, а надо сделать так, чтобы  исследователи всю жизнь, перманентно  обращались к ней за помощью. Поэтому важно отобрать, прежде всего, то, что надо дать аспирантам в первую очередь При обучении философии науки необходимо обеспечить овладение аспирантами: Методологической функцией философии – научить (развить умение) применять логику и диалектику в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода Гносеологической функцией философии  - дать  общее понимание  систематики науки  как основы определения границ  (по Бэкону – меты) каждой науки и места в них исследуемых аспирантами  объектов (уточнять сферу исследования каждым аспирантом) Онтологической  функцией философии – приучить исследователей принимать научные решения на основе  единства фундаментальных  и прикладных наук. Иными словами,  научить аспирантов  тому как  использовать содержания более общих и менее общих наук применительно к каждому  исследуемому объекту.

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Желающие познакомиться содержательнее с предлагаемой идеей могут стать участниками семинара. Аналогично  могут поступить  оппоненты. Но с философами  спорить не буду. А поэтому называю данный семинар не философским, а эпистемологическим.

 <<<     ΛΛΛ   

Войтов А. Философские пути студента философа 6 философии
Философы

сайт копирайтеров Евгений