Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

187

рассуждения относительно качества в целом, как экстенсивного, так и интенсивного. Первый отрывок гласит:

«Экстенсивной я называю всякую величину, в которой представление о целом делается возможным благодаря представлению о частях (которая поэтому необходимо предшествует представлению о целом). Я могу представить линию, как бы мала она ни была, только проводя ее мысленно, т.е. производя последовательно все [ее] части, начиная с определенной точки, и лишь благодаря этому создавая ее образ в созерцании. То же самое относится и ко всякой, даже малейшей части времени. Я мыслю в нем лишь последовательный переход от одного мгновения к другому, причем посредством всех частей времени и присоединения их друг к другу возникает наконец определенная величина времени».

Второй отрывок гласит: «То свойство величин, благодаря которому ни одна часть их не есть возможная наименьшая часть (ни одна часть не проста), называется непрерывностью их. Пространство и время суть quanta continua, потому что ни одна часть их не может быть дана так, чтобы ее нельзя было заключить между границами (точками и мгновениями), стало быть, всякая такая часть сама в свою очередь есть пространство и время. Итак, пространство состоит только из пространств, а время—из времен. Точки и мгновения суть только граница, т. е. только места ограничения пространства и времени, но места всегда предполагают те созерцания, которые должны ограничиваться или определяться ими, и пространство и время не могут быть сложены из одних только мест как составных частей, которые могли бы быть еще до пространства или времени».

Я полностью согласен со второй цитатой, если «время и пространство» представляют собой экстенсивный континуум, но это несовместимо с первой цитатой. По поводу нее Зенон сказал бы, что она содержит в себе порочный бесконечный регресс. Каждая часть времени включает в себя более мелкую часть и т. д. Эта серия регрессов в обратном направлении ничего не дает, поскольку начальный момент остается вне длительности и просто указывает на отношение соприкосновения с более ранним временем. Таким образом, если считать обе цитаты верными, то время невозможно. Я принимаю последний отрывок и отвергаю первый. Осуществление является становлением времени в поле протяженности. Протяженность

188

—это комплекс событий в их возможности. В ходе реализации возможность становится действительностью. Но потенциальная структура требует длительности, а длительность должна быть выявлена как эпохальное целое в реализации структуры. Итак, время является последовательностью элементов, делимых в самих себе и прилегающих друг к другу. Длительность становится временной постольку, поскольку вовлекается в реализацию какого-либо устойчивого объекта. Темпорализация есть реализация. Темпорализация не есть непрерывный процесс. Она является атомарной последовательностью. Таким образом, время атомарно (т.е. эпохально), хотя то, что темпорализуется, делимо. Это учение следует из концепции событий и природы устойчивых объектов. В следующей главе мы должны рассмотреть его соответствие современной квантовой теории.

Необходимо отметить, что доктрина эпохального характера времени не зависит от современной теории относительности, что ее следует придерживаться даже в том случае, если теория относительности будет отвергнута. Она зависит от анализа внутреннего характера события, которое трактуется как наиболее конкретная конечная сущность.

Возвращаясь к этому обоснованию, прежде всего, отметим, что вторая цитата из Канта, на которой он основывается, не связана с особенностями учения Канта. Эта цитата напоминает полемику Платона с Аристотелем. Во-вторых, выдвинутый мною аргумент подчеркивает, что Зенон не сумел довести свою мысль до конца. Ему следовало бы выступить против ходячего понятия времени как такового, а не против движения, которое включает в себя отношения между временем и пространством. Ибо что становится, имеет длительность. Но длительность не может возникнуть до тех пор, пока меньшая длительность (часть всей длительности) не предшествует ее бытию (первое положение Канта). Такой же аргумент используется при рассмотрении меньшей длительности и т. д. Бесконечный регресс этих длительностей ни к чему не приводит, и даже с позиций Аристотеля не может существовать первого момента. Следовательно, время должно быть иррациональным понятием. В-третьих, апории Зенона разрешаются в рамках эпохальной теории путем понимания темпорализации как реализации целостного организма. Этот организм является событием, сохраняющим в своей сущности

189

пространственно-временное отношение (в себе самом и вне себя) во всем пространственно-временном континууме.

Примечания

^ Ср.: Principles of Natural Knowledge, Sec. 52:3. ^ Это не есть скорость света в гравитационном поле или в среде молекул и электронов. ^ Ср.: Concept of Nature, Ch. III. * Кант И. Соч. в 6-ти томах. Т. 3. М., 1964, с. 238. " Там же, с. 243— 244. " Ср.: Euclid in Greek, by Sir Heath T. L. Camber. Univ. Press. Cm. примечание о точках.

Глава 8 Квантовая теория

Теория относительности сразу же вызвала огромный интерес у общественности. Однако, несмотря на всю свою значимость, она не смогла стать той темой, которая привлекла главное внимание физиков. Здесь первенство, несомненно, принадлежало квантовой теории. Наиболее важным моментом этой теории можно считать положение о том, что явления, которые вроде бы способны к постепенному увеличению или постепенному уменьшению, в действительности увеличиваются или уменьшаются скачкообразно. Это похоже на то, что вы могли бы идти со скоростью три или четыре мили в час, но не могли бы передвигаться со скоростью три с половиной мили в час.

Явления, о которых в данном случае идет речь, связаны с излучением света молекулой, приведенной в состояние возбуждения внешним толчком. Свет состоит из колеблющихся в электромагнитном поле волн. После полного прохождения волной некоторой точки все в окрестности этой точки возвращается в первоначальное состояние и готово для встречи со следующей волной. Представьте себе океанские волны и попробуйте посчитать их по гребням. Число волн, проходящих через любую точку за одну секунду, называется частотой данной системы волн. Система световых волн определенной частоты соответствует одному из цветов спектра. После того как произошло возбуждение молекулы, она совершает определенное число колебаний с заданной частотой. Другими словами, существуют разные виды колебания молекулы, и каждый из них имеет строго определенную частоту.

190

Любой вид колебания молекулы распространяет волны соответствующей частоты в электромагнитном поле. Эти волны уносят с собой энергию колебания; наконец (если не вмешиваться в происходящий процесс) молекула теряет энергию своего возбуждения и волны утихают. Итак, молекула может излучать свет строго определенных цветов или, иначе говоря, строго определенных частот.

Мы могли бы подумать, что каждому виду колебания можно придать возбуждение любой интенсивности и что энергия, которую уносят с собой световые волны определенной частоты, может быть любой величины. Но это не так. Существует минимум количества энергии, не подлежащей дальнейшему делению. Здесь вполне уместна аналогия с гражданином США, который, пользуясь деньгами своей страны, не может разделить цент, чтобы расплатиться за каждый из приобретаемых им мелких товаров. Цент в этой аналогии соответствует минимальному количеству световой энергии, а приобретаемые товары-энергии причины возбуждения. Эта причина возбуждения оказывается либо достаточно сильной для производства одного цента световой энергии, либо не может производить энергию совсем. Но в любом случае молекула будет излучать только целое число центов энергии. Существует еще одна особенность рассматриваемой теории, для разъяснения которой на сцену следует пригласить англичанина. Он расплачивается деньгами своей страны, а, следовательно, для него самой мелкой единицей является фартинг, который отличается по своей цене от цента. В самом грубом приближении фартинг можно приравнять к половине цента. Разные виды колебания молекулы имеют разные частоты. Сравните виды колебания молекулы с указанными народами. Один из видов сопоставьте с народом США, а другой—с народом Англии. Один вид может излучать энергию только целыми числами центов, поскольку цент энергии— это мельчайшая единица, которую он имеет в своем распоряжении, в то время как другой вид может излучать энергию только целыми числами фартингов, поскольку для него мельчайшей единицей является именно фартинг. Здесь можно выявить некоторое правило, говорящее нам о соотношении цен цента энергии одного вида колебания молекулы и фартинга энергии другого вида.

191

Это правило является чрезвычайно простым: каждая мельчайшая монета энергии имеет цену, прямо пропорциональную частоте того или иного вида колебания. Руководствуясь этим правилом и сравнивая фартинги с центами, можно сделать вывод, что частота колебания американцев примерно вдвое больше частоты колебания англичан. Другими словами, американец должен делать за одну секунду вдвое больше вещей, чем англичанин. Я хочу предоставить вам право судить самим, насколько верно этот вывод отражает характеры обоих народов. Я же придерживаюсь мнения, что все цвета солнечного спектра по-своему хороши. Иногда может нравиться красный цвет, а иногда—фиолетовый.

Надеюсь, что усвоение положений квантовой теории, о которых шла речь до сих пор, не потребовало больших усилий. Трудности возникают тогда, когда предпринимаются попытки согласовать квантовую теорию с современными научными представлениями о процессах, происходящих в молекуле или в атоме. Основой материалистической теории является принцип, согласно которому все природные явления могут быть описаны в терминах движущегося вещества. В соответствии с этим принципом световые волны объяснялись в терминах передвижения материального эфира, а процессы, происходящие внутри молекулы, до сих пор объясняются в терминах движения отдельных материальных частиц. Что касается теории световых волн, то сейчас материальный эфир занимает в ней весьма неопределенные позиции где-то на втором плане, и о нем стараются говорить как можно реже. Однако материалистический принцип не вызывает сомнений, когда его используют для описания атомов. Считается, например, что нейтральный атом водорода состоит по меньшей мере из двух материальных частиц; одна из них называется ядром и представляет собой положительно заряженное вещество, другая называется электроном и несет в себе отрицательный электрический заряд. Ядро, по всей видимости, является сложным образованием, состоящим из более мелких сгустков вещества, часть из которых обладает положительным электрическим зарядом. Можно предположить, что любое колебание, происходящее внутри атома, осуществляется лишь некоторым количеством вещества, другая же его часть остается неподвижной. Трудность квантовой теории заключается в том, что, согласно выдвинутой гипотезе, атом следует рассматривать как систему, имеющую

192

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Представляли собой никакой ценности
Великого лабиринта
Понимание всегда нуждается в понятии laquo
Какова субстанция природы огонь это
Природная упорядоченность является необходимой

сайт копирайтеров Евгений