Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Негаэнтропийная направленность. В отличие от психологической трактовки идеалистической направленности исторического времени марксизм-ленинизм исходит из объективных предпосылок истории. Например, важную роль в истории играют эпохи так называемого "золотого века". Подобных эпох (расцвет живописи верхнего палеолита, неолитическая революция, золотой век Перикла, золотой век римской литературы Августа, итальянский Ренессанс, мусульманский Ренессанс и др.) немного, но именно в их временных рамках происходит взлет науки и культуры, результаты которого осваиваются на протяжении многих веков. Эти эпохи уникальны по спрессованной в них информации и придают направленность времени в истории культуры, обратную термодинамическому, т.е. энтропийному течению природного времени.

Относительная обратимость. Социальное (историческое) время необратимо, однако оно обладает относительной обратимостью в субъективном, аспекте. Специфичность этой характеристики состоит в том, что человек мысленно воспроизводит прошлые состояния общественной системы, теоретически реконструирует прошлые ситуации. Данная операция имеет реальное основание в цикличности исторического процесса.

Детерминация будущим. Человеческая деятельность в определенной мере детерминирована будущим, так как на нее оказывает влияние континуум возможностей, существующий в настоящем 18 .

Детерминация социальной формой движения материи. Социальное время детерминировано человеческой деятельностью, общественным производством, системой функционирующих общественных отношений.

Разновременность настоящего. С точки зрения традиционной хронологии "настоящее" в динамически развивающейся общественной системе начинается разновременно, так как в разное время происходит трансформация различных уровней и подсистем системы - экономики, политического устройства, культуры, религии, языка и пр. Эта характеристика тесно связана с относительностью социального времени.

Знаковый характер существования социального времени. Предметный мир культуры, который имеет семиотический аспект, и знаково-символические системы являются специфическим способом существования модусов социального времени (прошлого и будущего), причем их интерпретации изменяются в зависимости от потребностей и интересов общественной системы.

Вариативный характер информационной емкости. Отличие социального времени от природного состоит в его изменчивой информационной емкости 19 . В зависимости от динамичности общественной жизни меняется масштаб исторического процесса. Эпоха революций более содержательна, информативна, чем век застойного существования. ВЛ. Ленин указывал, что в процессе революции массы "учатся в каждую неделю большему, чем в год обычной, сонной жизни" [34, 55] .

Субъективный аспект. Социальное время является формой целеполагающей предметно - преобразующей деятельности человека. Основное отличие социального времени от природного в том, что оно выступает в форме сознательной цели, является существенной характеристикой творческого сознания человека.

Ценностный характер. Время как форма человеческого бытия является и богатством, ценностью. В работах К. Маркса фигурируют такие понятия, как "рабочее время", "свободное время", "овеществленное время", "материализованное время" [23-26, 42, 46].

Индивидуальное время человека . Оно обусловлено функциональной асимметрией человеческого мозга, благодаря которой у человека имеется собственная, внутренняя система хроновидения, позволяющая ему ориентироваться в прошлом и постигать будущее. В связи с этим Н. Брагина и Т. Доброхотова считают, что "создающий произведения искусства (музыки, архитектуры и др.) по существу игнорирует реальное пространство и время. Здесь выступает психическая деятельность, в. которой человек представляет пока отсутствующую в реальном пространстве и времени ситуацию, звучание музыки..., т.е. они представляются в нереальных, лишь воображаемых пространстве и времени" 20 . Произведения искусства и воплощенное в них художественное время существуют в сфере перцептуального аппарата человека, моделируют спектр возможностей общественного бытия и индивидуализируют жизнь человека.

Категория социального времени, фиксирующая временные отношения человеческой деятельности и прежде всего труда, органически входит в концепцию материалистического понимания истории. Согласно этой концепции, природный и социальный моменты являются различными и органически связанными моментами такой целостности, как человеческое бытие, мир человека. Благодаря труду и его продуктам отношения индивидов перестают быть только биологически-телесными, а перерастают в отношения, которые складываются на основе труда, производства, распределения и обмена, т.е. - в общественно-исторические отношения. С этого момента возникает, а затем видоизменяется пространство и время человеческого бытия, содержащее в себе в "снятом" виде многообразие дообщественных форм пространства и времени. Многообразие форм времени (физическое, астрономическое, биологическое, социально-историческое и психологическое) образуют единство на основе практически - преобразующей деятельности человека. Время человеческого бытия отражается и моделируется в мышлении человека: это моделирование зависит от конкретно-исторического способа жизнедеятельности людей.

2. Язык символов и модели времени

Понятия пространства и времени органически связаны с практической деятельностью человека, целенаправленный характер которой предполагает существование систем символов и знаков (языка символов). Последние выступают в качестве маркирующих систем в человеческом познании, представляют собой специфический способ существования прошлого и в некоторой мере детерминируют видение мира. Не случайно отдельные исследователи отмечают взаимосвязь знаковых систем различных культур и пространственно - временных созерцаний тех или иных исторических эпох 21 . а также знаковых форм и пространственно-временного континуума 22 .

Действительно, в "Капитале" К. Маркс дал универсальную модель человеческой деятельности: субъект с определенными целями средства и орудия деятельности объект деятельности. Язык символов является одним из компонентов среднего звена структуры выписанной модели 23 Он материализует результаты познавательной деятельности человека, его индивидуальное и общественное сознание. Исходя из фундаментального определения языка как непосредственной действительности мысли, можно говорить о его способности фиксировать этапы развития мышления. Так, в научной литературе неоднократно отмечалось что в мышлении древних греков категория пространства играла значительно большую роль, чем кате времени. Время в их культуре циклично, его символом является круг т.е. понятие времени выражается лишь опосредственно при помощи пространственных отношений. Подобные культурно-исторические факты позволяют предположить следующее: "Применительно к развитию индо - европейского мышления сейчас можно гипотетически представить слова, первоначально выражавшие пространственные, вещеподобные отношения мира осязаемого, на некотором этапе .глоттогонического процесса были приспособлены для выражения временных отношений удивительного мира, существующего внутри человеческой головы в ее памяти и предвидении - мира неуловимого как звучащая песня: в любое реальное мгновение ее нет, но тем не менее она есть, чарует!" 24

Лингвисты делают вывод о том, что язык не только участвует в фиксировании пространственных различий. Его терминология пространственных обозначений становится моделью или аналогом, с помощью которых выражаются непространственные различия. В связи с этим возникает вопрос о специализации (опространствливании) времени: раскрывает ли она основной характер времени или является искусственным, вспомогательным способом его познания? 25 Этот вопрос представляет интерес прежде всего для психологов и физиков. Мы считаем, что спациализированное время - мумия времени, т.е. время никогда нельзя воспроизвести в полную меру посредством спациализации. Ведь вопрос специализации состоит в том, что последовательность моментов времени (прошлое, настоящее и будущее) транспонируется в ряд точек геометрической линии. В этом случае длительность выражается множеством точек "теперь", охватывающим не только настоящее, но и все прошлые и будущие моменты времени. Поэтому пространство как символ времени адекватно только для выражения статичной - длительности 26 . То, что первоначально время рассматривалось в терминах пространственного воображения, объясняется уровнем развития общественной практики.

Историки установили особенность ориентировки во времени и его моделирования в зависимости от уровня развития общества и специфики социума. Известный бельгийский писатель М. Метерлинк подчеркивал, что время "приобретает вкус, запах и форму того инструмента, которым его определяют” 27 . Например, в некоторых культурах время моделировалось с помощью звука и запаха. 28 Необходимо учитывать роль запахов в функционировании эмоциональной сферы человека, их символику в регулировании мнемических процессов человеческого мозга. Ведь архипалеокортекс входит в обонятельный мозг, который имеет не только обонятельную функцию, но и в "значительной мере является седалищем мотивационно - эмоциональной деятельности" 29 . Согласно современным данным, система обонятельного мозга состоит из структур, получающих прямые проекции из обонятельных луковиц. Одна из функций мозга заключается в регуляции жизнедеятельности организма на основе получаемой информации, сам мозг в генезисе представляет аппарат для обработки обонятельных сигналов, испускаемых различными веществами. Иными словами, обоняние сыграло важную роль в филогенезе коры головного мозга. Об этом свидетельствуют и нейрофизиологичесиие исследования памяти: установлено, что информация должна "проходить через обонятельный мозг чтобы сохраниться в памяти" 30 . Ее закрепление в памяти зависит от эмоционального тона переживания человеком тех или иных событий. Это объясняет роль символики запахов в ориентации человека на ранних этапах развития цивилизации.

О значимости запахов в общественной жизни древних народов свидетельствуют исследования этнографов, историков религии и культурологов: ароматические вещества широко применялись в древнем мире в культовых и эстетических целях - в различных религиозных ритуалах, в колдовских процедурах, магических обрядах, алхимических действиях и т.д. 31 Эмоционально-эстетический, символический язык запахов представляет собой одно из мнемических (регулятивных) средств человеческой деятельности на уровне ассоциаций, т.е. выступает компонентом человеческой социальной памяти, моделирующей мир и его пространственно-временные отношения 32 . Не случайно в цивилизациях древней Индии, древнего Рима, Майя и в других язык запахов, моделиро вавший космический и социальный временной порядок, использовался жрецами в качестве одного из эффективных средств социального контроля трудящегося населения. Ведь составной частью многих религиозных обрядов, носивших характер массовых эмоционально напряженных действий, было сжигание ароматических веществ 33 . При этом мягкий, приятный, обволакивавший сознание запах расслаблял человека в психофизиологическом плане, снимал психические напряжения, выключал его из течения профанного, обыденного времени. Запах благовоний вызывал у адепта религии чувство потери своего собственного "я", у него возникал так называемый феномен концентрации - его внутренний мир как бы "растворялся" в мире человеческих ценностей, зафиксированном в религиозном сознании. Например, индийские мудрецы могли в процессе медитации, достигаемой в результате действия запаха сандала, извлекать из своего подсознания и опыт поколений 34 . В современную эпоху, для которой характерна сильная секуляризация религии, запахи часто используются с эстетической целью. Клетки центральной нервной системы связанные с чувством обоняния и вкуса, вырабатывают реакции “принять” или "оттолкнуть" окружающий мир, что, в свою очередь, определяет эмоции человека. Ароматические запахи, наряду с цветом и звуком, не только вызывают у индивида воспоминания, но и посредством ассоциаций способствуют формированию воображения, нацеленного на будущее. Представляет интерес тот факт, что в основе природного многообразия цветов, звуков и запахов лежит соответственно семь основных цветов спектра, семь простых звуков и семь первичных запахов. Очевидно, здесь существует общая закономерность, причем феномены природы "погружены" в определенные культуру и социум. Согласно принципам философского материализма К. Маркса, Ф.   Энгельса и В.И. Ленина, анализ явлений природы требует учета взаимодействия общества и природы. Это означает, что, во-первых, природный и социальный моменты - различные аспекты такой целостности, как человеческое бытие; во-вторых, они взаимопроникают в сфере способа производства материальных благ; в-третьих, фундаментальным элементом бытия человека выступает труд наряду с такими элементами этой онтологической целостности, как структуры сознания, язык и др. Именно трудовая деятельность является не только носителем и транслятором, но и наиболее развитой формой человеческого отражения объективного мира, именно на ее основе вырастают мир культуры, структуры сознания и средства их проявления (системы символов, символические формы существования мыслительных структур и образований).

Невозможно полностью исключить мир культуры с ансамблем символов (слова, математические уравнения, рисунки, ноты, запахи ароматических веществ или краски картин), вклинивающийся между субъектом познания и природой, что и объясняет моделирование времени посредством символики. Именно культура как "способ деятельности людей, объединенных в социальной системе” 35 , служит одним из трансляторов структуры процессов объективного мира и его пространственно-временных характеристик на структуры символических языков.

С глубокой древности идет развитие зрительного (графического) и звукового языков. Первый независим от последнего и выражает человеческую мысль в трехмерном пространстве, а звуковой язык - в одномерном времени. Одним из детерминантов первобытного мышления выступает основанная на ритмах свободная координация между графикой и звуковым языком. По выражению А.   Леруа - Гурана, ритмы лежат в основе "материализации" пространства и времени в субъективном аспекте. Иными словами, пространство и время доступны субъекту лишь будучи "материализованными" в ритме 36 . Можно сказать, что пространство и время - полюсы единого ритма, он является фундаментом символики. Пользуется символами только человек, тогда как животные реагируют на знаки. Леруа - Гуран считает, что первые зачатки символики появились в конце мустьерской эпохи: это серии черточек-зарубок, ряды углублений на костях и камнях, образующие некий ритм. Отсюда он делает вывод, что самые первые символы передавали не формы, а ритмы: "Ритмы же создавали формы" 37 . Таким образом, природные ритмы лежат в основе ритмов человеческой деятельности.

Календарь первобытных и земледельческих народов построен на цикле хозяйственной деятельности: созревание растений, сезонное появление дичи и т.д. Время в эту эпоху ''конкретно, деятельно” и прерывно. Прерывность возникает с появлением земледелия и письменности. Появляется город, который выступает в качестве космического образа прерывности в мышлении человека. Мышление земледельца организуется сразу и во времени, и в пространстве причем за точку отсчета берется центр (город), вокруг которого вращается небо и располагаются расстояния.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Своеобразной спецификой обладает модель времени

сайт копирайтеров Евгений