Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В.И. Ленин.

I. Единство и многообразие форм времени

Определение времени как всеобщей формы существования движущейся материи включает в себя все богатство его категориального аппарата и основывается на существовании астрономического, физического, биологического и социального времени. В случае же отождествления с чисто физическим временем категория времени не обладала бы философским статусом.

Однако некоторые философы в своих исследованиях до сих пор исходят из такого отождествления. При этом они не находят объяснения феномену наличия в истории искусства и в нашем восприятии различных равноправных пространственно-временных концепций античности, готики, китайского и японского, исламского искусства, ренессанса, барокко, импрессионизма, связанных "не только с развитием человеческого познания, но и с неповторимым историческим характером каждой такой эпохи" 1 . Принципиально несводимы к ритмам физического времени и такие богатые интенсивными временными отношениями события, как рождение гекзаметра в древнегреческом фольклоре, распад гигантской империи Александра Македонского, трагическая кончина Сенеки, создание Пушкиным убийственно злых и остроумных эпиграмм на Воронцова и т.д.

Натуралистический подход западных философов и социологов к времени человеческого бытия явно несостоятелен, ошибочен методологически и ведет к апологии буржуазного общества. По K . Марксу, сведение социального времени к физическому влечет устранение качественных характеристик времени человеческой истории, отрицание факта возрастания темпа социального времени относительно астрономического с появлением каждой новой, более прогрессивной общественно-экономической формации ["46, ч.1, 43. 229 ] . Мировоззренческая функция натуралистического понимания времени состоит в теоретическом обосновании социальных отношений буржуазного общества. Категория "социальное время" характеризует собственное время конкретных социальных организмов, способов производства материальных благ в их функционировании и смене, и его нельзя отождествлять с астрономическим, физическим, биологическим временем. Согласна теории познания диалектического материализма, "...многообразие форм движения материи предполагает, что при общих физических основах существуют качественно различные пространственно-временные формы, соответствующие различным видам движущейся материи" 2 . Методологической основой для вычленения типов временных отношений служит разработанная Ф. Энгельсом классификация форм движения материи, по которой время - всеобщая форма координации и отношения материальных процессов и явлений 3 . Если отношение меняется, то соответственно изменяется и время. Иными словами, формы временных отношений многообразны, что обусловлено различием их ритмичности, интенсивности движения и развития.

В общем виде многообразие форм времени рассматривали Я.Ф. Аскин, Р.А. Аронов, С.Т. Мелюхин, Ю.А. Урманцев, Ю.П. Трусов, А.М.   Жаров, и др. Данная проблема сравнительно нова и недостаточно разработана, поэтому не случайно В.И. Жог и В.А. Канке акцентировали внимание на множественности конкретных форм времени и пространства 4 . Единственно научным является диалектико - материалистический подход к исследованию временных отношений материального мира и построению типологии форм времени. Так, П. Анев, исходя из того, что формы конкретных временных отношений определяются соответствующей формой движения (хотя и не. механической), говорит о существовании четырех форм времени; физического, биологического, социально-исторического и психологического. 5 Физическое время - фундаментальная и первичная форма временной связи, биологическое - отражает динамику и ритмику биологических процессов (как показали исследования, большинство живых организмов имеют так называемые "биологические часы"). Социально-историческое время представляет собой динамику, ритмичность и изменчивость общественно - исторической жизни людей, а психологическое - форму переживания индивидом объективного времени Гносеологическое значение типологии временных отношений состоит в том, что "признание специфичности проявления времени на разных уровнях и в разных формах движения материи не отрицает наличия времени как всеобщей формы бытия материи, а, наоборот, углубляет наши знания о нем" 6 .

Для совершенствования классификации форм времени необходимо рассматривать методологические проблемы социально - исторического времени с позиций материалистического понимания истории, т.е. деятельности людей. Деятельность, продиктованная сознанием целей и условий, и мышление, ориентированное на деятельность, и есть, как заметил Е. Топольский, история. Чем глубже историческая память, как осознание, условий деятельности, тем больше вероятность достигнуть цели. Без этого существует лишь некое неподвижное единство - "мир без истории". Не случайно К. Маркс, анализируя духовный мир сельских общий, писал, что "они подчиняли человека внешним обстоятельствам, вместо того чтобы возвысить его до положения властелина этих обстоятельств,... превратили саморазвивающееся общественное состояние в неизменный, предопределенный природой рок..." [9, 136]. Такова суть различных мифологических и религиозных систем представлений древности об общественной жизни людей. В мифе ничего не объясняется, но утверждается, что любое явление возникло в седой древности по воле богов. "Это повелось исстари" - основная идея многих мифов. В них освещались сложившиеся социальные отношения и утверждалась их незыблемость.

Такие отношения описаны К. Леви-Стросом в исследованиях первобытного общества. 8 "Деятельность" первобытного человека - свод предписаний и запретов, которым соответствует неподвижная система представлений о космическом порядке. Поступки представляются ему частью отвердевшей в своих формах природы. Цель действия не осознается, она "спит" в застывших ритуальных структурах. Согласно Леви-Стросу, такой характер существования ничем не хуже исторического. Однако Е. Топольский считает, что историческое состояние общества - не просто вариант, а завоевание, хотя и ко многому обязывающее. Мир без истории, "счастливый на свой лад", не обременен проблемами. И наоборот, возникающий "мир с историей" не может быть стабильным: изменение условий и целей деятельности, изменение характера "деятельности" и мышления подстегивают друг друга.

Данный процесс особенно отчетливо наблюдается в XX столетии. Мы живем в эпоху, когда происходит замена индивидуалистической буржуазной цивилизации коммунистической, базирующейся на новых принципах социальной связи и средствах взаимного общения. В этот процесс начинают включаться социальные группы, стоявшие ранее как будто в стороне от главных направлений развития человечества, ускоряется взаимодействие разных культур.

Неисторическое мышление не вытесняется до конца историческим. В каждом из нас "мир с историей" сосуществует с "миром без истории" 9 . Вечная "нехватка" истории в историческом мире - плодотворное противоречие, чреватое трагедией. Так, крах великих государств древности - Шумера, Вавилона, Рима, ацтеков и других - вызван, в частности, тем, что существовавшие в них неподвижные религиозные системы представлений и обрядов тормозили развитие исторического мышления людей: они сплачивали, но и обезоруживали людей перед лицом изменяющихся условий 10 . Мир с "недостатком" истории может и "застывать", будучи не в силах вырваться из традиционных форм жизни (Древняя Индия, Китай). "В ранних цивилизациях, - считает Е.   Топольский, - молодом "мире с историей" - представления людей впервые обретают временное измерение, но оно еще не глубокое" 11 . Это - циклическое время. И хотя в его рамках греки и римляне уже вырабатывают представления о целенаправленной активности человека, последняя успешна только "в частности": человек бессилен в борьбе с роком, он не может ничего изменить в вечном круговороте мира. Отсюда и рецепт античной историографии - как не надо поступать. Однако данное рассуждение Е.   Топольского не совсем соответствует действительности. Об этом свидетельствуют концепции Сыма Цяня и Полибия. Выдающийся историк Древнего Китая Сыма Цянь выдвинул тезис "конец, и вновь начало", означавший, что историю человечества можно уподобить потоку зерна, выбрасываемого элеватором. Каждое зерно имеет форму, массу, определенный биохимический потенциал и другие индивидуальные черты, отличающие его от остальных зерен, однако в общем потоке оно влекомо на мельницу. Сыма Цянь условно разделил известную ему историю Китая на периоды и открыл в них реальную сущность квантов исторического времени. 12 "Возвращение к началу" в применении к истории означает, что начинаются новые процессы, неповторимые в деталях, но сходные в общих чертах. К такому же пониманию круговорота истории пришел и выдающийся древнегреческий историк Полибий. Как и Сыма Цянь, он понял этот круговорот не формально, а реально. В широком историческом аспекте концепция циклического времени отражает специфику смены социально-экономических, политических и культурно-идеологических систем и эпох.

Историческое время --собственное время—социальных систем. Оно "вписано" в рамки природного времени и пульсирует в соответствии с событиями общественной жизни. 13 С позиций марксистской теории развития общества время - мера, связанная с процессом жизни общества, а временные масштабы так же изменчивы, как и этот процесс. История народов убедительно свидетельствует о том, что в одни и те же хронологические отрезки "вложены" различные культуры и цивилизации, каждая из которых имеет свой облик. и социальное время.

Социальные процессы широко варьируются по отношению к природному ритму. В одни эпохи историческое время течет "быстрее" (например, в периоды революций, войн и т.д., когда каждый час исторического времени приносит новые изменения в общественной системе), а в другие -"медленнее".

Время - фактор первостепенной важности в политике. Так, К. Маркс отмечал, что "революции - локомотивы истории". Связь исторического времени с ритмом развития, зависящим от накала общественных противоречий, проявляется в неравномерности темпа течения времени. Эта связь проявляется также и в интенсивности общественной жизни в периоды относительной стабильности общества, когда происходит усиление контактов между людьми. Для современного человека время течет быстрее", нежели для его предков; .живущих более короткий век. но "медленнее", чем "сейчас". Вместе с тем само по себе течение времени не конституирует историю. История - это человеческие действия, находящиеся во взаимосвязи. Человеческая деятельность в свою очередь должна быть вписана в исторический контекст. Определенная связь деятельности людей с прошлым - одна из основных черт исторического процесса. Но не все, что принадлежит прошлому, носит исторический характер:

явление становится историческим только тогда, когда оно имеет последствия для человека. Прошлое включается, таким образом, в настоящее. "Настоящность" прошлого - важнейший аспект исторической деятельности людей. Понятие прошлого лежит в основе нашего убеждения в том, что время "течет" в одном направлении. В этом плене заслуживает внимания и дальнейшего исследования положение, согласно которому в аспекте необратимости социального времени "весьма важное значение имеет отношение социально-исторического времени к процессам социальной памяти человечества, социальной информации, к процессам общественно-духовного производства и воспроизводства культуры вообще” 14 . Именно предметный мир культуры, имевший также семиотический аспект, и знаково-символические системы являются специфическим способом существования социального прошлого, причем интерпретации знаковых и символических систем изменяются в зависимости от потребностей и интересов общества данной эпохи. Речь идет о том, что события истории не просто входят в ткань общественной жизни, а усваиваются и перерабатываются социальными группами.

При рассмотрении исторического процесса неправомерно апеллировать к нашим представлениям о течении времени, развитии и изменении физического бытия. Польский ученый С. Пьекарчик, исходя из определения культуры как совокупности всей ненаследственной информации, способов ее организации, хранения и передачи в различных человеческих обществах, строит модели рациональной структуры деятельности человека, т.е. модели культуры и истории 15 . Он отмечает, что использование физического времени как основной координаты исторических моделей ошибочно. С. Пьекарчик вводит понятие "автодинамическая трансформация системы": событие, происходящее на шкале физического времени раньше другого события, на шкале авто динамической трансформации может оказаться более поздним. С помощью этого понятия можно будет уточнить содержание категорий "прошлое" и "настоящее". К прошлому он относит все события, имевшие место до последней трансформации системы. Тогда, с точки зрения традиционной хронологии, "настоящее" в динамической социальной системе начинается разновременно, поскольку в разное время трансформируются различные уровни системы -экономика, культура, политическое устройство, язык и т.д. Данное положение справедливо для связи локальных культур и цивилизаций в информационном аспекте.

Общество включает ряд относительно самостоятельных, целостных компонентов, одним из которых и является культура. Поэтому Л. Самойлова считает, что "правомерной является постановка вопроса о собственном внутренней времени культуры, как масштабе ее развития, последовательной смены состояний, тех качественных изменений, которые приводят к изменению в ее структуре и способе функционирования" 16 . Под культурой, здесь понимается специфически человеческий способ деятельности (вместе с механизмами и средствами реализации деятельности) и ее результаты. Культура как историческое явление имеет свои временные аспекты - переживание и осознание времени индивидами, социальными группами, классами в различные исторические эпохи, формирование на ее основе пространственно-временных представлений, способы отражения реального пространства и времени в искусстве и т.д. Однако культура - социальный феномен, следовательно, ее развитие детерминируется уровнем развития общества и определенным пространством и временем 17 .

Именно переживание человеком социального времени и пространства, их социальная интерпретация, зависящая от общественно - экономической жизни, практически-духовное и научное освоение действительности детерминирует его видение социального мира и активно-мировоззренческое отношение. Все это свидетельствует о качественной специфике социального времени, которое, по замечанию К. Маркса, выступает лишь масштабом для человеческой деятельности [ 46, ч. II , 142]. Физическое и астрономическое время не выражают сущность социальной формы движения материи. Это возможно осуществить с помощью социального времени, имеющего следующие существенные характеристики.

Наличие гаммы ритмов социального времени в рамках фундаментального ритма общественно-экономической формации. Именно способ производства материальных благ лежит в основе целостности социального организма и дает общую временную систему координации разнообразных типов общественной деятельности, задает единый, фундаментальный ритм социального времени той или иной общественно-экономической формации. Вместе с тем в силу разделения труда общество выступает как совокупность различных видов производства: жизненных средств, потребностей, самих людей, общественных отношений, сознания. Появляется раскол общественных интересов на классовые и сословные. В связи с этим происходит дифференциация общества, что влечет многообразие относительно самостоятельных социальных ритмов на основе фундаментального ритма формации.

Многомерность. Практическая деятельность является специфическим способом бытия человека. Благодаря ей человек выходит за рамки наличного бытия и "погружается" в сферу возможностей. И если природное время есть последовательность моментов "теперь", то "теперь" социального времени отличаются друг от друга наполненностью культурно-исторического содержания. В развитии общества важную роль играет противоречивое единство интегративных и разрывных функций социального целого. Первые связаны с циклическим, вторые - с линейным компонентами социального времени, причем в зоне разрывных социальных функций (напряженные моменты классовой борьбы, социальные и политические революции и др.) рождается новая социальная практика, вычленяются такие модусы социального времени, как прошлое, настоящее и будущее. Иными словами, социальное время трехмерно.

Качественная неоднородность. Это одна из специфических черт различных моментов социального исторического процесса. В.И. Ленин, характеризуя общественно-экономические формации, отмечал, что их развитие "есть естественно - исторический процесс", что экономические законы, определяющие их возникновение и смену, отнюдь не одни и те же "и для прошедшего и для настоящего" [139, 167]. Если календарное время безразлично к содержанию фиксируемой последовательности социально-исторических событий, то историческое выступает как фактор общественного развития, аккумулируя опыт общества. Социальное бытие как процесс подвижно и многозначно, поэтому и социальное время качественно неоднородно.

Двойственный характер. Социальное время как время человеческой деятельности представляет собой опредмеченный прошлый труд и его живое бытие. Прошлый труд - это опредмеченное время человеческой деятельности, благодаря чему сохраняется и передается информация, накопленный опыт и знания. Результаты прошлого труда необходимы для осуществления труда живого. "Труд, - писал К. Маркс, - есть живой, преобразующий огонь; он есть бренность вещей, их временность, выступающая как их формирование живым временем" [46, ч.1, 324].

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поликарпов В. Время и культура философии 5 цивилизации
Визан тия дина мически энер гети ческая биоло гичес кое сущес твова ние общества эконо мичес кая nbsp существование развития

сайт копирайтеров Евгений