Пиши и продавай! |
>
Поликарпов В. Время и культураХарьков Издательство при Харьковском государственном университете издательского объединения «Вища школа» 1987 В монографии с материалистических позиций рассматривается проблема социального времени и его связи с физическим, биологическим, психологическим временем. На обширном фактическом материале исследуются механизмы социокультурной детерминации выработанных восточными и западными цивилизациями моделей времени, раскрываются их социально-мировоззренческие функции. Дается аргументированная критика идеалистических и иррационально-мистических концепций времени. Для преподавателей, научных работников. Рецензенты: канд. филос. наук, доц. В.П. Казарян (МГУ им. М.В. Ломоносова), канд. филос. наук, доц. В.И. Жог, канд. филос. наук М.М. Дорошенко (МГПИ им. В.И. Ленина). Редакция общественно-политической литературы И.о. зав. редакцией Л.Н. Авраменко. На первой сторонке обложки помещен рисунок, сделанный Сенгаем ( I 750- I 837) и изображающий Вселенную. Треугольник символизирует человека, квадрат - объективный мир, круг - духовный мир (см. журнал ЮНЕСКО "Культуры". 1983. № 2). ПРЕДИСЛОВИЕВремя есть чистое единство бытия и небытия... В.И. Ленин. Проблема времени привлекает все большее внимание физиков, математиков, астрономов, физиологов, космологов, психологов, социологов, искусствоведов и др. О ее актуальности свидетельствуют труды Международного общества по исследованию времени под редакцией Дж. Фрэзера 1 , а также изданные ЮНЕСКО коллективные монографии "Культура и время" 2 , "Время и науки" 3 . Значительный вклад в изучение проблемы времени и ее различных аспектов внесли советские ученые. Так, Я.Ф. Аскин обрисовал контуры марксистского, общефилософского подхода к данной проблеме, А.М. Мостепаненко рассмотрел взаимосвязь пространственно-временных форм различных уровней материи, В.С. Степин и В.П. Лебедев показали зависимость моделей временных процессов от специфики операций человеческой деятельности, А.Я. Гуревич исследовал время как категорию культуры, Г.Е. Зборовский изучил проблему социального времени в историческом аспекте бюджета времени, а И.В. Бычко - особенности пространственно-временного континуума общества. Ю.Б. Молчанов разработал историко-философский аспект проблемы времени, А.Н. Лой вычленил и проанализировал уровни социально-исторического времени, Э.Ф. Володин уделил внимание специфике художественного времени, В.П. Яковлев рассмотрел социальное время в соотношении "индивид - поколение - история", A.И. Яценко раскрыл социальное время как форму целеполагания 4 . Вокруг указанной проблемы идет острая борьба между марксистско-ленинской и буржуазной философиям и, которая является составной частью "противоборства социалистической и буржуазной идеологий" 5 . В предлагаемой книге время рассматривается в связи с формами социальной деятельности человека, характеризующими связь субъекта с объектом познаний на основе универсальной марксистской концепции отношения человека к миру; между человеком, который является активным существом, целенаправленно преобразующим своё окружение, и природой находятся социальный мир, предметное тело цивилизации и средства деятельности, представляющие собой опредмеченный труд поколений 6 .В соответствии с этой концепцией исследуется проблема социокультурной детерминации представлений о времени: “время – социальность и культура - субъект". Данный подход предполагает рассмотрение всех психических проявлений активности сознания субъекта и социальной потребности в истине. Только так можно выполнить ленинское указание о необходимости включить в понимание субъекта общие посылки его бытия, т.е. жизнь человека [29, 184 ] . В отношении проблемы времени этот подход в советской философской литературе не получил сколько-нибудь систематической разработки. Автор настоящей книги, не претендуя на исчерпывающее решение вопроса, делает попытку рассмотреть время как социокультурный феномен, раскрыв содержание следующих положений; социальное время - высшая форма времени, включающая в себя в снятом виде физическое, биологическое, астрономическое, психологическое и другое время (в нем "скрыта" панорама всех "временных" форм) 7 ; социальное время является одновременно объектом и инструментом исследования; в рамках социокультурной обусловленности воспринимается, переживается и постигается объективное социальное время. С позиций марксистско-ленинской теории познания анализируются различные концепции времени, дается критика религиозно-идеалистических и иррационально-мистических его интерпретаций. Для более глубокого исследования проблемы время рассматривается, в основном, вне связи с пространством. Понятия "социальное время", "историческое время" употребляются в том же значении, что и в работе В.П. Яковлева 8 .Понятие "культура", кроме материальной и духовной деятельности, выражает и результат этой деятельности - предметное тело цивилизации. Развиваемый в монографии подход и проблеме времени органически связан с концепцией ускорения социально-экономического развития нашей страны. Изложенные в ней идеи имеют методологическое значение для решения таких проблем, как формирование научно -материалистического мировоззрения” углубление интеграции общественных, естественных и технических наук, функционирование всей системы воспитания, а также для борьбы с идеологическими диверсиями империализма в области философии и религии. Автор выражает благодарность докторам философских наук, профессорам В.С. Готту, И.В. Бычко, Ю.В. Молчанову, В.С. Степину, И.З. Цехмистро, А.И. Яценко, кандидатам философских наук М.М. Дорошенко, В.И. Жогу, Н.М. Есипчуку и В.П. Казарян, а также сотрудникам отдела диалектического материализм Института философии АН УССР, преподавателям кафедры философия МГПИ им. В.И. Ленина и участникам теоретического семинара кафедры философии ХГУ им. А.М. Горького, принявшим участие в рецензировании и обсуждении данной книги и высказавшим полезные советы и пожелания. Глава I .ДИАЛЕКТИКО - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ФОРМ ВРЕМЕНИВремя есть форма бытия объективной реальности. В.И. Ленин. I. Единство и многообразие форм времениЦикл смены времен года |
|
|
|