Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Центральное место в представлениях древних египтян принадлежит горизонту, который соединяет верхнее и нижнее небо. Иероглиф горизонта изображался в виде круга солнца, опирающегося на спины двух сидящих антитетически расположенных львов. Янусообразный иероглиф двух львов является своеобразной схемой - картой космоса, на которой отмечены восток и запад (верхнее и нижнее небо). Вечность представлялась в виде конечного пространства, которое солнце обегает в течение "миллионов лет". Следовательно, определенные отрезки времени связаны с определенными пространственными областями космоса: прошлое связано с западом, будущее и настоящее с востоком. Такова модель времени, функционирующая в древнегреческой культуре. Время здесь статуарно, что вполне соответствует специфике этой культуры и объясняет обожествление фараона, захоронение кошек и собак, бальзамирование умерших, строительство пирамид 27 .

Не случайно, Г. Франкфорт считает, что у древних египтян было весьма слабо развито историческое чувство или чувство прошлого и будущего: "Они представляли мир существенно статичным и неизменным. Он вышел полностью готовым из рук творца. Исторические события были, следовательно, ничем иным, как поверхностными нарушениями установленного порядка или повторяющимися событиями никогда не изменяющегося значения. Прошлое и будущее - отнюдь не имеющие самостоятельного интереса - полностью подразумевались в настоящем; и ... обожествление животных и королей, пирамиды, мумификация, а также несколько других на вид не связанных друг с другом черт египетской цивилизации - ее моральные максимы, формы ее поэзии и прозы - все могут быть понятны как результат основного убеждения, что только неизменяющееся имеет истинное значение" 28 .

Такое представление о времени есть не что иное как бессознательное воплощение интересов правящей элиты древнеегипетского общества. Государственный строй Древнего Египта - образец строгой централизованной бюрократической машины; видное место в ней занимали жрецы, стремившиеся сохранить свой социальный статус. Это находило выражение и в мировоззрении древних египтян, в котором загробная жизнь (будущее) являлась репликой земной жизни (настоящее), т.е. в него органически входила концепция сакрального времени.

Во многих восточных цивилизациях правящая элита выработала и эффективно использовала циклическую модель будущего, согласно которой вселенная проходит бесконечное число циклов. Так, в пантеоне древнеиндийских богов центральное место занимал Вишну, одним из атрибутов которого был солнечный диск. Властелин мира Вишну - древнее космическое божество, управляющее различными циклами вселенной. В соответствии с индийской космогонией мир через серию циклов, смену сна и пробуждения. Между двумя циклами Вишну спит на змее вечности Ананте. Мир дремлет в хаосе. Во сне Вишну размышляет о судьбах мира, пульсирующем в такт его дыханию. Пробуждение Вишну соответствует выходу мира из хаоса, чтобы вернуться в него, когда Вишну снова заснет. Такова вечная судьба вселенной, ритм которой регулируется дыханием бога 29 .

Концепция пульсирующего бытия лежит и в основе буддизма согласно которому человеческое существование есть цепь циклов индивидуального рождения, смерти и возрождения, обрывающаяся при достижении состояния Нирваны. Необходимо помнить, что Нирвана не есть абсолютное ничто, небытие. Это состояние, противоположное страстям, присущих миру чувственных иллюзий, когда "этот мир” перестает существовать. Для достижения Нирваны индивид должен освободиться от всего земного путем отказа от желаний, созерцать мировой дух и тем самым слиться с ним. Главной особенностью буддизма являются два философских принципа: принцип непостоянства и принцип "не - Я". Мир и все сущее постоянно меняются: у них нет собственного существования. Они представляют собой лишь соединение причин и следствий, соединение элементов, постоянно находящиеся в становлении. Существует вечный круговорот восприятий, ощущений, представлений и мыслей, порождаемых психосенсорным возбуждением В данной концепции все различия времени носят иллюзорный характер. Для буддизма характерно "ощущение" небытийного времени" 30 , когда время сводится к "теперь", вневременности.

Индийская модель мира и времени - "белое и есть черное” - имеет различные модификации в тех странах Востока (например, в империи древних кхмеров и в Японии), культуры которых впитали индуизм и буддизм. Действительно, индийцы, ищущие счастья или спасения в юго-восточной Азии, принесли с собой собственные религиозные верования. Их сопровождали жрецы-брамины и буддийские монахи, принадлежащие к узкому слою образованных людей. Они составляли интеллектуальную элиту, представляли собой одну из могущественнейших жреческих каст в истории и имели огромное влияние в древней империи Кхмеров 31 , столицей которой был сказочный Ангкор. Кхемы создали сложную систему орошения, благодаря чему их страна достигла удивительного благосостояния. Хитроумные и необычайно эффективные ирригационные системы обеспечивали не только обильные урожаи, но и служили образцом для других государств этого региона. Кхмеры создали знаменитейшую в юго-восточной Азии цивилизацию 32 .

Империя Кхмеров в организационном плане отличалась монолитностью, которая поддерживалась не только слепым послушанием подданых, но и регулярным оказанием божественных почестей императору. Для поддержания культа императора-бога использовались методы идеологического воздействия. В представлении кхмеров само существование особы императора на земле и прижизненное отождествление его с богом являлось условием жизни как вельмож, так и простолюдинов. Вот здесь-то и была весьма удачно использована древнеиндийская система религиозных верований 33 , адаптированная к местным условиям.

Кхмеры считали, что земля - это огромный прямоугольный четырехугольник, окруженный цепями гор, за которыми простирается безбрежный океан. В середине четырехугольника возвышается мифическая гора Меру - обитель богов (древнеиндийский Олимп), являющаяся осью вселенной 34 . Эти представления были воплощены в пространственной символике архитектуры Ангкора и других кхмерских городов, воспроизводившей гармонию сакрального порядка. "Один из наиболее мощных узлов городской символики связан с представлениями о центральном положении города в космосе. Находясь пространственно в середине мира, город тем самым находится и в особом положении внутри мифического времени, ибо именно в середине мира (по целому ряду космогонии - с "пупа земли") началось творение ("Вавилон" превратился как "врата богов" в то место, где боги сошли на землю). Город выступает тогда как представитель (модель) времени творения, того времени, когда закладывались все обычаи, нормы и т.д., вообще задавался порядок, следование которому и дальнейшем есть единственное условие существования общества" 35 . Кхмерские города и особенно xpa мы символизировали всю космогонию.

Ансамбль храмов, дворцов и других зданий Ангкора окружали прекрасно возделанные поля. Сеть дорог и каналов обслуживала и питала город, мощные стены защищали его от врагов. Храм-гора, расположенный в центре всей системы, был стражем этого мира. Город олицетворял вселенную, центром которой был храм, символизирующий гору Меру; его пять башен символизировали пять вершин священной, горы, а террасы - циклы миров 36 . Храм выступал в роли ритуального компаса, его оси - вертикальная и горизонтальная - обозначали четыре стороны света, зенит и надир. Меньшие храмы репрезентировали созвездия.

Храм был резиденцией богов; адепты господствующей религии согласно обязательным ритуалам, совершая обход вокруг здания, как бы проходили все последовательные фазы солнечного цикла, преодолевали пространство в соответствии с временами года. Сложные и продолжительные ритуальные церемонии поддерживали единство империи древних Кхмеров в пространстве и времени, символически воспроизводили и закрепляли сложившиеся общественные отношения, господство императора-бога и жрецов.

Индийская модель мира и концепция времени в буддийской версии, пропущенные через призму китайской культуры, в контексте японской культуры приобретают своеобразную окраску, реализуясь в так называемом дзэн-буддизме. Если мировосприятие человека, выросшего в лоне европейской культуры, дуалистично, то мировосприятие японца - монистично. Специфику мышления японцев характеризовать так. Деление мира на противоположности является иллюзией, мир воспринимается как нечто целое. В их религиозном образе мира нет места творцу, существующему отдельно от сотворенных им вещей, материя и дух нераздельны, поэтому весьма трудно отделить субъект от объекта; истина по своей природе относительна, нравственные ценности всегда конкретны, отдельные люди и предметы обладают большей степенью реальности, чем всеобщие законы и нормы. Человек не противопоставлен миру, а погружен в него.

При таком мировосприятии "конечной реальностью" является "здесь и сегодня", т.е. время для японского мышления в его синтоистской и дэен-буддийской версиях всегда есть "теперь" 37 . Характерная черта японского мировосприятия - "интуитивный и эмоциональный" образ мышления. Японец предпочитает непосредственный контакт с человеком и природой. Советский востоковед и дипломат Н. Федоренко в книге "Кавабата Ясунари" отмечает: "Природа особенно чутко воспринимается японцами в ее цветовых качествах. И потому живописные аспекты играют столь существенную роль в формировании их образного постижения мира. С этим связана и эстетика внутреннего воздействия и восприятия прекрасного, которая в японской литературе достигается разными поэтическими образами, ощущением - таким, будто ты оказался в горах, вошел в просторный лес и забыл о тропе домой". Понятно, что в японском мышлении интуиция доминирует над рациональным, конкретность - над абстрактностью. Эти особенности следуют из традиционного дзэнского представления о конечной реальности как о конечной реальности как о "здесь и теперь".

Сильное влияние концепции времени в дзэновской модификации ощущается в японской литературе (стихи, короткие поэмы), драме (Но, баллада-драма), живописи, архитектуре (храмы, бумажные окна, чайные домики), прикладном искусстве (лакирование шкатулки, шкафчики, ширмы, экраны), в повседневной жизни (чайная церемония, икебана и морибана, украшение интерьера и т.д.) и в воспитании японца 38 . Следует подчеркнуть, что дзэн отрицает рациональное постижение истины, в нем имеется изрядная доля мистицизма. Время в дзэн понимается как часть непреложного ритма космоса, которая принадлежит духовному Абсолюту, пронизывающему человека и вселенную в ее циклическом повторении. Сезоны года являются лишь аспектами этого принципа вечной циклической регенерации мира, а обновление поколений - частью круговорота вселенной; личность не имеет здесь ценности, она незаметна в космическом процессе. В XX столетии принципы дзэн-буддизма получили распространение в современном западном буржуазном мире и органически вписались в ценностные установки контркультуры 39 .

Для контркультуры и ее системы ценностей характерны следующие аспекты: эстетизация пантеистических религий, культ чувственности и иррациональных способов освоения мира, культ шаманского экстаза, ориентированность на йогу, культ бездеятельности, отрицание норм в сфере сексуальных отношений, отрицание "принципа индивидуализации" западноевропейской культуры и интимности и т.д. 40 В плане нашего исследования важен аспект отрицания принципа личности, последовательной '"деиндивидуализации" и "обезличивания" индивида, который ведет к культу единого и безличного, коллективного и анонимного. Иными словами проповедуется идеалистическая концепция абсолютного духа, облаченная в одежды восточного, буддийского мировоззрения 41 . Это мировоззрение контркультуры близко к тому мировоззрению, которое К. Маркс назвал "грубым коммунизмом", отрицающим "повсюду личность человека" [ 42, 114 ].

Контркультура отрицает поиск альтернативных вариантов внутри культуры, она представляет собой попытку реализовать антикультурный вариант человеческого бытия, не имеющий аналога в мировой культуре. В ее истории известен ряд попыток древнегреческих киников утвердить идеал человека, свободного от всех ценностей культуры Перед нами утопия, являющаяся по сути дела лишь мифологизацией того тупика культуры запада, который обнажился именно в условиях государственно-монополистического капитализма, конституировавшего в виде так называемого общества потребления" 42 . Контркультура в этом аспекте есть выражение глубокого кризиса культуры буржуазного мира. Дзэновская, сакральная концепция времени не только в цивилизациях Дальнего Востока, но и в современной западной цивилизации служит интересам правящей элиты, способствует увековечиванию классово-антагонистического общества 43 .

 <<<     ΛΛΛ   

Визан тия дина мически энер гети ческая биоло гичес кое сущес твова ние общества эконо мичес кая nbsp существование развития
Ритмика объективного времени форм закономерно развивающегося мира
Представления о времени в античном мире

сайт копирайтеров Евгений