Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Именно эта точка зрения навлекла на американский новый реализм суровую критику. Показалась подозрительной сама изобретательность, с какой Холт и Перри обосновывали свою эпистемологию. Первоначальная группа распалась. Холт стал замечательным психологом, Перри — теоретиком морали и ученым, Питкин прославился своими советами, объясняющими многочисленным читателям, как можно быть счастливым, когда тебе стукнуло сорок; Монтэгю остался на ниве философии, но отошел от нового реализма; ни Марвин, ни Сполдинг не внесли значительного вклада в философию 9. И все же это движение оказало определенное влияние. Как го-

205

ворит Перри в работе «Реализм в ретроспективе» (CAP, II), оно было важным фронтом в современной битве против картезианства; новый реализм атаковал дуализм с позиций теории, более близкой эмпирическому духу нашей эпохи, чем абсолютный идеализм. И несмотря на проблемы, с какими столкнулись новые реалисты, сила их доводов против картезианства и абсолютного идеализма осталась несокрушенной. Мало кто из философов в наши дни полностью отверг бы характеристику «реалист».

Статья Марвина в сборнике «Новый реализм» носила название «Освобождение философии от эпистемологии». Странное название: ведь обычно реализм был, помимо прочего, и эпистемологией. Но Марвин полагает, что значение такого рода эпистемологии состоит главным образом в том, что она оставляет возможность заняться «метафизикой», понимаемой как попытка достичь «широчайших обобщений, обоснованных при нынешнем состоянии знания». Если, как утверждают философы, начиная с Декарта, всякое знание основывается на знании содержаний нашего сознания, тогда правдоподобно заключить, что исследование человеческого сознания должно предшествовать исследованию самой реальности; в результате такого «окольного» подхода к метафизике, по крайней мере в эмпиризме, эпистемология поглотила метафизику. Если же познание есть просто одно из многочисленных внешних отношений, которые связывают наш опыт, тогда нет оснований считать детально разработанную эпистемологию существенно важной пропедевтикой к метафизике. Таким образом, думал Марвин, метафизик освобождается от рабства у эпистемолога.

Разработка реалистической метафизики выпала на долю британского философа Сэмюэля Александера. Его книга «Пространство, время и божество» была опубликована в 1920 г., в начале десятилетия, которое оказалось замечательно урожайным на метафизические системы; первый том «Природы существования» Мактаггарта появился в 1921 г., «Процесс и реальность» Уайтхеда — в 1929 г. Однако «Природа существования» принадлежит главным образом британскому «неогегельянскому» движению. «Пространство, время и божество», а также «Процесс и реальность» опирались на новый реализм, хотя и не были свободны от влияния Брэдли и Бозанкета. Есть и другое существенно важное различие между «Пространством, временем и божеством» и «Природой существования»: Мактаггарт пытается построить строго дедуктивную метафизику, Александер — «дать ясное описание» мира, в котором мы живем, двигаемся и мыслим. В «Нескольких разъяснениях» («Mind», 1921) Александер даже утверждает, что не любит аргументы. Странно слышать это от философа. «Философия, — говорит он, — жива описанием: она использует аргументы только как подспорье для понимания фактов, так же как ботаник использует микроскоп». В более ранней статье «Ощущения и образы» (PAS, 1910) его родство с Гуссерлем еще очевиднее; свой метод он характеризует здесь как «попытку исключить философские предпосылки и описать то, что действительно присутствует в конкретном опыте». Напротив, «Природа существования» представляет собой сплошное доказательство.

Упомянутый метод чрезвычайно затрудняет чтение и понимание книги «Пространство, время и божество». Во многих отношениях она на-

206

поминает скорее литературное произведение, чем философский трактат. Мы привыкли, что философ прядет нить аргументации, вплетая в нее полемические отступления. Не то у Александера: он просто ставит перед нами гипотезу и потом просит посмотреть и оценить, насколько она основательна, как восхитительно сообразуется с нашим опытом. Он не поучает, не спорит, но просто приглашает нас не мудрствовать и взглянуть на мир наивными глазами абсолютной невинности. Однако мир, который он в результате изображает, предельно сложен и изощрен. Большинство философов отказались последовать за ним, и хотя книга «Пространство, время и божество» была встречена многочисленными приветствиями, в наши дни ее читают не часто. Но некоторые ее преданные поклонники готовы объявить ее самым выдающимся вкладом в философию XX в.

Когда в 1877 г. Александер 10 прибыл из Австралии в Оксфорд, первыми его знакомыми на новом месте стали известные идеалисты Грин, Нетлшип и А. Ч. Брэдли. Все они преподавали тогда в колледже Баллиол. Естественно, на него повлияли их теории, и даже когда их пути разошлись, их уважительные отклики о нем были редкостью по отношению к новым реалистам; это, впрочем, не смягчило холодности Кембриджа, где Мактаггарт, забывая о собственных почерневших кастрюлях, выражал недовольство «Пространством, временем и божеством»: «В каждой главе мы сталкиваемся с точкой зрения, какой не придерживался ни один философ, кроме профессора Александера». Да и бесчеловечно было бы ожидать от заклятого врага Времени восхвалений в адрес его рьяного защитника.

Александер испытал и другие влияния — он восхищался новой биологией и новой экспериментальной психологией. Стаут и Александер соединили свои усилия для защиты психологии от ее оксфордских критиков. Друзья Александера не знали, как воспринимать его психологические эксперименты — с изумлением или тревогой. Это увлечение не было простой данью энтузиазму молодости; в «Пространстве, времени и божестве» он чаще апеллирует к экспериментальной психологии, чем к какой-либо другой форме эмпирического исследования. Неизменным было и влияние биологии, столь явное в первой книге Александера «Моральный порядок и прогресс» (1889), которая принадлежит к школе Лесли Стивена; биологические понятия играют важную роль и в «Пространстве, времени и божестве».

Однако первую известность Александер приобрел как эпистемолог — благодаря многочисленным статьям, вершиной и завершением которых стала работа «Основание реализма» (РВА, 1914). Непосредственным стимулом, побудившим Александера к ее написанию, было появление книги Бозанкета «Различие между сознанием и его объектами» (1913). Бозанкет приветствовал реализм как союзника идеалистов в борьбе против теории репрезентативного восприятия и того, что с ней обычно соединяется, — «критической теории материи». Но его окончательный вердикт о реализме был враждебным; он доказывал, что реализм совершил серьезное прегрешение, говоря о сознании так, словно оно является лишь одной из конкретных сущностей в мире конкретных сущностей. «Я сравнил бы мое сознание с атмосферой, — писал Бозанкет, — а вовсе не с вещью. Его природа — в том, чтобы включать в себя. Природа же объектов — в том, чтобы быть включенными. ... Я, кажется, никогда не мыслю в форме "здесь мое сознание, а там — дерево"».

207

Александер утверждает прямо обратное, а именно что сознание является свойством определенных органических структур; с его точки зрения, дерево не находится в моем сознании, но предстоит ему, как объект «сопребывающий» с сознательным существом. Действительно, влияние «Опровержения идеализма» Мура на Александера сохранялось неизменно, и хотя последнего привлекала характерная для нейтрального монизма редукция «ментального акта» к органической реакции, он так и не смог убедить себя в необходимости безоговорочно отвергнуть аналитическое вычленение в сознании акта и объекта. Однако для Александера — и здесь он ближе скорее к Холту и Перри, чем к Муру, — акт сознания есть волевое движение, реакция на объект. Объект познается именно волевым движением, а не познавательным актом 11. И «содержание» ментального акта, по мнению Александера, не является бледной копией его объекта; оно состоит из психологических свойств, присущих ментальному акту как процессу, — из его интенсивности и направленности.

Если ситуация действительно такова, если познание есть не более чем «сопребывание» ментального акта и объекта, то как объяснить само существование точек зрения, подобных точке зрения Бозанкета? Александер полагает, что Бозанкета сбивает с толку распространенное мнение, что, созерцая объект, мы вместе с тем созерцаем акт его познания. Ведь из него следует, что в восприятии Х в качестве действительного объекта выступает не X, но «мое сознание X», где Х является своего рода элементом. Поскольку, однако, Х очевидно не находится «в моем сознании» в том смысле, в каком сознание тождественно индивидуальному сознанию, «сознание» приходится объявить общим «медиумом» или «атмосферой», в которой существуют вещи.

Однако Александер полон решимости сохранить присущее здравому смыслу различение между индивидуальными сознаниями и их объектами; он лишает идеалистический аргумент точки опоры, отрицая, что мы вообще созерцаем ментальный акт. Акты невозможно созерцать, их можно только «испытывать» — «переживать», как иногда говорят. Потому «сознание объекта» никогда не является для нас объектом созерцания; мы созерцаем объект, хотя в то же время переживаем акт сознания объекта 12. Ментальный акт и его объект четко разграничены. Объекты невозможно переживать, ментальные акты невозможно созерцать. «С точки зрения ангела» — высшего существа — наш акт сознания был бы объектом; ангел созерцал бы акт сознания как нечто сопребывающее с его объектом. Но мы не ангелы; ментальный акт существует для нас только как переживаемое.

Александер полагает, что познавать объект — значит переживать сопребывающий с ним ментальный акт. Неизбежно возникает знакомый вопрос: если объекты ментального акта сопребывают с сознанием, то почему ему не удается постичь их такими, каковы они есть? Отвечая на него, Александер, вслед за Нанном, призывает нас не путать избирательное схватывание и ошибку. Сознание сознает только то, что порождает в нем импульс; его «объектом» является не вся вещь, с которой оно сопребывает, но только ее отдельные стороны. Неполнота сама по себе не является ошибкой. Когда два человека видят стол, один — как ровную грань, а другой — как угол, никто из них не ошибается, полагает Александер, если только не придер-

208

живается неверного мнения, будто истинное о его «объекте» истинно о столе как целом. Вообще — на этом настаивал также Ройс, — когда объект просто находится перед сознанием, ошибка исключена. Если мы смотрим на далекую гору, например, перед нашими сознаниями находится голубое. До сих пор все хорошо; мы ошибаемся только в том случае, если начинаем приписывать это голубое далекой горе. В этом случае, согласно Александеру, мы путаем две вещи; мы воображаем, будто объект находится в определенных пространственно-временных контурах, тогда как на самом деле он вне их. Ошибка заключается не в том, что нам предстоит несуществующий объект, но в том, что мы неверно очерчиваем границы реального объекта.

Александер пытается показать, что этот анализ применим и к более сложным случаям. Положим, мы ошибочно принимаем серое бумажное пятно на красном фоне за зеленое. В данном случае близ бумаги нет зеленого, в отличие от предыдущего случая, где голубое было близко к горе. Но важно, полагает Александер, что зеленое существует по крайней мере гдето, к оно распространяется на некую площадь — в данном случае, по нашему мнению, на бумагу. И схватываемый объект, и характерный для него модус соединения с другими объектами уже существуют в мире. Наша ошибка заключается в том, что мы неверно очерчиваем его пространственные или временные границы: мы не создаем совершенно новый объект. Данная теория ошибки, существенно важная для реализма Александера, весьма детально развита в «Пространстве, времени и божестве», но о деталях ее мы можем лишь упомянуть.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Использующие термин явление злостным преступником такого рода причард считает дж
Же самое со старой механикой
Действительно имеют цвет
Его мышление
Пассмор Д. Сто лет философии истории философии 13 суждение

сайт копирайтеров Евгений