Пиши и продавай! |
Соловьев считает предложенную Платоном схему трех общественных классов, которым соответствуют три основные части души и три основные добродетели (трижды тройное деление) как остроумную и изящную, но в месте с тем формальную схему, под которую легко подходит средневековое европейское общество. То, что Соловьев считает минусом, на самом деле является позитивным с точки зрения элитологии, ибо "легкость", с которой средневековый общественный строй подходит под платоновскую схему, не случайность, а закономерность. Средневековое общество было запрограммировано развиваться по платоновской схеме, благодаря стараниям Плотина, Августина и Псевдо-Дионисия. Конечно, этому обществу было далеко до идеального государства Платона, но троичная структура этого социума была идеологически закреплена мыслителями средневековья как их собственная сословная система. Вместе с тем вышеуказанная схема достаточно точно описывает общественное деление на элиту и массу, что уже само по себе примечательно, так как свидетельствует о том, что и Соловьева эта проблема тоже интересовала. Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М., 1980. С. 33-35. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940. С. 201. См.: Флоренский П.А. Из богословского наследия. - "Богословские труды". сб. 17. М., 1977. С.126. Кант И. Сочинения. В 6 Т. М., 1966. Т.5. С.323. Там же. М., 1964. Т.3. С.693. Там же. М., 1966. Т.6. С.249-250. Там же. М., 1994. Т.2. С.394, 395, 417. Там же. Т.3. С.502. Там же. См.: Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гете. М., 1989. С.84. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения. В 2 Т. М., 1965. Т.1. С. 209, 210. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2 Т. М., 1972. Т.2. С.553. Достаточно последовательно эти идеи были изложены еще И.А.Ильиным в книге "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918).- СПб., 1994. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. В 2 т. М., 1989. Т.1. С.481. Там же. С.482. Там же. Т.2. С.490. См.: Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994. Шопенгауэр А. О четвертом корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. В 2 Т. М., 1993. Т.1. С.7. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1993. Т.2. С.409-427. Там же. С.418. философия свободного духа |
|
|
|