Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

               Там же. С.409.

               Там же. С.410.

               Ober J. Mass and elite in democratic Athens: Rhetoric, ideology а.the power of people. Princeton (N.J.).1989. P.14.

               Ibid., P.63.

               Ibid., P.65.

               Ibid., P.85.

               Ibid., P.102-103.

               Ibid., P.119.

               Ibid., Р.29, 167, 194-195.

               Ibid., Р.239.

               Ibid., Р.261.

               Ibid., Р.262-263.

               Ibid., Р.292.

               Ibid., P.308.

               См.: Фролов Э.Д. Политические лидеры афинской демокра-тии  (Опыт  типологической  характеристики) // Политические  деятели античности, средневековья и нового времени. Л.,1983. С.22.

               См.: Ликург // Вестник древней истории (ВДИ).1962,№ 2.

 

     "Философия" и идея избранности. Философия как категория духовной избранности имеет глубокие исторические корни. Так, ещё Хрисипп из Сол утверждал, что если бы он делал, как все, он  не был бы философом.  Диоген Лаэртский далее продолжает: "О себе он был такого высокого мнения, что на чей-то вопрос: "Кому  поручить мне /воспитание/ сына?" - он ответил:  "Мне: ведь если бы я считал,  что кто-то есть лучше меня, то я сам бы  пошел к нему за философией".  Вот почему о нем говорили: Он лишь с умом;  все другие безумными тенями  веют"  (Диоген Лаэртский.VII.183  и далее).  Сам  Диоген характеризует Хрисиппа как видного человека в  философии,  который  отличался большим дарованием и всесторонней остротой ума.  Элитизм философии, по мнению Хрисиппа, выражается в тайном знании посвященных. Тот, кто разглашает эти тайны, совершает кощунство. Философ, таким образом, выступает как хранитель этого эзотеризма, а сама философия - элитологией, специализирующейся на собирании и развитии "стратегической информации".
Близка к рассуждениям Хрисиппа и точка зрения Гераклита из Эфеса, который постиг философию через познание самого себя и самообразование: "Все дурное выбросил из головы" и "избежал  порока  пресыщения,  зависти и спеси" (Там же, IX.14). Его книга "О природе" специально была написана эзотерическим ("темным") языком, чтобы доступ к ней имели лишь способные и чтобы обнародование не сделало ее открытой для прозрения.
Идея избранности философии могла  поэтому  базироваться только лишь на одной доктрине эзотеризма.  Она заключалась в том,  что только качество знаний выделяет философа из толпы. А так как именно знания и составляют со-знание человека, то проблема избранности философии - это проблема элитарного  сознания, а точнее, проблема достоинства такого вида сознания. Поэтому,  для того чтобы философия пользовалась большим почтением среди людей, философам нельзя открывать свои тайны на посмеяние толпе (Аристотель).  Быть может именно этим, в первую очередь, и объясняется поведение Гераклита: "Возненавидев людей,  - пишет Диоген, - он удалился и жил в горах, кормясь быльем и травами" (Там же).
Философия избранности  не  является  открытием   одного только Платона. Он, правда, явился самым полным ее выразителем античной эпохи,  но отдельные элементы этого направления мы  без труда находим в философии его великих предшественников и современников,  таких, как Пифагор, Гераклит  Эфеский, Сократ, Демокрит, Антисфен, Диоген Синопский, Аристотель...
    
            а) Философия избранности "пифагорейского ордена".
Названная нами "теория совершенства" Пифагора  (ок.584, остров Самос, - ок.500 до н.э. Кротон, Южная Италия), по-видимому, была им изложена в упомянутом Диогеном Лаэртским  трактате "О воспитании" (VIII,7).  Опираясь на открытый им закон троичности, Пифагор утверждал о существовании трех миров (естественного, человеческого и божественного), которые взаимно поддерживая и определяя  друг  друга,  исполняют  вселенскую драму  двойным движением - нисходящим и восходящим.  Пифагор учил,  что еще на земле человек имеет возможность очиститься и  освободиться  от пороков своего естественного бытия путем тройного посвящения. Дело посвящения состоит в приближении к великому  Существу,  в уподоблении Ему,  в возможном усовершенствовании,  и в господстве над всеми  вещами  посредством разума.
Тайный Союз или Орден пифагорейцев в Кротоне был  основан на эзотерическом учении Пифагора и жесткой системе индивидуального отбора кандидатов - совершенных и посвященных  в это учение.  Оставляя в стороне основные догматы пифагорейской философии, особо выделим "теорию совершенства", антропологическую  по своей сути и иерархическую по своему характеру.
Посященность в эзотерическое учение в Ордене имело несколько ступеней:  I) подготовительная ступень (психологическая и педагогическая адаптация новобранца); II) ступень очищения или катарсис (Учение чисел и Теогония);  III)  ступень совершенства (Космология,  Психология, теория эволюции души) и, наконец, IV) ступень Эпифания (обозрение с высоты) - состояние совершенства в которой посвященный, соединив свою душу с Богом, созерцает полноту Истины.
Различия, которые Пифагор видит в людях, происходят, по его мнению, или от первоначальной сущности индивидов, или от ступени, достигнутой ими духовной эволюции. С этой последней точки зрения   всех людей можно распределить на четыре класса,  которые заключают в себе все бесчисленные подразделения и отличия.
I. У  огромного большинства людей воля вызывается преимущественно телесными потребностями. Их можно назвать "действующими по инстинкту". Они способны не только на физические работы,  но и на творческую деятельность разума  в  пределах физического мира, в области торговли и промышленности и всякой практической деятельности.
II. На  второй  ступени человеческого развития воля,  а следовательно и сознание,  сосредоточены  в  душевном  мире, т.е.  в области чувствования,  воздействующего на интеллект. Люди этой категории действуют под влиянием "одушевления" или "страсти".  По своему темпераменту они способны стать воинами,  артистами или поэтами. Большинство литераторов и ученых принадлежат также к этому разряду.  Ибо они живут в условных идеях,  направляемых страстями или ограниченных узким кругозором и не поднимаются до чистой Идеи, до всеобъемлющего миропонимания.
III. Третий, несравненно более редкий разряд людей, воля  которых сосредотачивается главным образом в чистом разуме,  освобожденном от влияния страстей и от границ  материи, что  и  придает  понятиям этих людей всеобъемлющий характер. Это  люди, действующие под влиянием интеллекта. Из их рядов выходят общественные деятели, поэты высшего разряда и, в особенности истинные философы и мудрецы, те, которые, по Пифагору,  должны управлять человечеством. В этих людях страсть не погасла,  так как без нее ничто не совершается на  земле,  и она  представляет собой силу огня или электричества в нравственном мире.  Страсти у них служат разуму,  между тем, как в предшествующей категории разум бывает, по большей части, слугой страстей.
IV. Самой высший человеческий  идеал  осуществляется  в четвертом  разряде,  где к господству разума над душой и над инстинктом присоединяется господство воли над всем существом человека.  Покорив  всю  свою природу и овладев всеми своими способностями,  человек приобретает великое могущество. Благодаря могучей силе сосредоточения,  воля такого победившего человека, действуя на других, приобретает почти безграничную власть.  Такие люди носили разные имена в истории. Это адепты, великие посвященные, высшие гения, которые содействовали
преображению человечества.  Они рождаются так редко,  что их можно сосчитать в истории человечества. Эта последняя категория не подлежит обычной нравственной мерке,  поскольку они сами являются законодателями морали.  Идея эта - идея сверхчеловека  - будет впоследствии развита в философии Платона и Ф.Ницше.  Приведенная же классификация  людей соответствует четырем  ступеням пифагорейского посвящения и составляет основу всех последующих  эзотерических  посвящений  вплоть  до первых франмасонов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Критика и апологиЯ платоновской элитологии
Платоноведовquot
В лоне глубоком земля сокрыла остатки платона
Философия

сайт копирайтеров Евгений