Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

"Термин пролет а р и ат не означает у английского исследоват е ля ни рабочего класса, ни какого либо другого класса. Это совокупность нетворческих элементов в метрополии и п колониях.

отказывается подражать или следовать ему. Поэтому все больше и больше приходится использовать силу, чтобы контролировать внутренний и внешний пролетариат. В ходе этого процесса меньшинство рождает универсальное (вселенское) государство, подобно Римской империи, созданной эллинистическим господствующим меньшинством для сохранения себя и своей цивилизации. Творческое меньшинство становится рабом косных установлений и само ведет себя и свою цивилизацию к гибели.

Именно в этот момент «внутренний пролетариат» отделяется от меньшинства и часто создает универсальную (вселенскую) церковь, — например, христианство или буддизм — как свою собственную веру и установление. Когда универсальное государство господствующего меньшинства рушится, универсальная церковь внутреннего пролетариата (например, христианство) служит мостом и основанием для новой цивилизации, отчужденной и в то же время дочерней по отношению к старой.

«Внешний пролетариат» организуется и начинает штурмовать падающую цивилизацию вместо того, чтобы стремиться врасти в нее. Таким образом, раскол входит в тело и душу цивилизации. Он приводит к росту распрей и братоубийственных войн. Раскол в душе обнаруживает себя в глубоком изменении настроенности и поведения членов разлагающегося общества. Он ведет к возникновению четырех типов личностей и «спасителей »: архаистов, футуристов (спасителей с мечом), отрешенных и безразличных стоиков и, наконец, преображенных религиозных спасителей, нашедших опору в сверхчувственном мире Бога. Чувство затерянности в потоке, чувство греха все возрастают, половая распущенность и смешение принципов (синкретизм) становятся господствующими. Вульгаризация и «пролетаризация» захватывают искусство и науку, философию и язык, религию и этику, нравы и установления.

Однако, по мнению Тойнби, никакие усилия, никакие спасители не могут остановить разложения. В лучшем случае цивилизация «окаменевает», и в этой фазе «жизнь в смерти» может тянуться века и даже тысячелетия. Но исчезновение цивилизации оказывается неминуемым. Единственный плодотворный путь — это путь преображения, перенос цели и ценностей в сверхчувственное царство Божье. Оно не может остановить разложение данной цивилизации. Таким образом, это шаг вперед в вечном процессе возвышения от человека к сверхчеловеку, от града земного к граду Божьему как предельному итогу человека и цивилизации.

Вся человеческая история или весь процесс цивилизации превращаются таким образом в творческую теодицею. Через отдельные цивилизации и их совпадающие в единстве но конкретно различные ритмы реальность разворачивает свое богатство и ведет от «под человека» и «под цивилизации» к человеку и цивилизации, а в итоге — к сверхчеловеку и преображенной сублимированной (эфирной) сверхцивилизации царства Божья.

Общая концепция цивилизаций, разработанная Тойнби, стала объектом критического рассмотрения в западной философии и социологии культуры. Наиболее развернутая критика содержится в трудах П.А. Сорокина. Наряду с серьезными достижениями, концепция Тойнби, по мнению Сорокина, имеет серьезные недостатки. Знание истории у английского историка неровно. Оно превосходно в отношении эллинской (греко римской) истории цивилизации, но значительно скромнее относительно других цивилизаций.

По убеждению П.А. Сорокина, труд Тойнби имеет два коренных дефекта, относящихся не кдеталям, а к самой сердцевине его философии истории. Они относятся, во первых, к «цивилизации», избранной Тойнби в качестве единицы исторического исследования, во вторых, к концептуальной схеме генезиса, роста и упадка цивилизаций, положенной в основу философии истории.

Под цивилизацией Тойнби имеет в виду не просто «область исторического исследования», но единую систему или даже целое, части которого связаны друг с другом причинными связями. Поэтому, как во всякой такой системе, в его цивилизации части должны зависеть друг от друга и от целого, а целое — от частей. Он категорично подчеркивает, что цивилизации суть целостности, чьи части все соответствуют друг другу и взаимно влияют друг надруга. Элементы экономики, политики и культуры в цивилизации удерживаются в некоем согласии через внутреннюю гармонию растущего социального тела.

Таким образом, подобно так называемым «функциональным социологам», Тойнби утверждает, что его цивилизации суть реальные системы, а не просто скопления и конгломераты явлений и объектов культуры, смежных в пространстве и времени, но лишенных какой бы то ни было причинной или другой осмысленной связи. Ошибочно приняв различные скопления (агрегаты) за системы, Тойнби начинает трактовать свои цивилизации как «виды общества» и охотиться за единообразиями в их генезисе, росте и упадке.

Тойнби совершил другую ошибку, признав старую, идущую от Флоруса к Шпенглеру, концептуальную схему «генезис рост— упадок» единообразной моделью развития цивилизаций. Эта концепция, возможно, худшая из всех существующих схем. Она основана на простой аналогии и представляетсобой нетеорию реальных изменений социально культурных фактов, но оценочную теорию общественно культурного прогресса, подсказывающую, как явления должны изменяться…

Многие историки, антропологи и социологи отвергают концепцию Тойнби как произвольную, лишенную ясного логического критерия выбора. Некоторые христианские цивилизации трактуются как отдельные и различные (то есть Западная Европа, Византия, Россия), а конгломерат различных (религиозных и других) систем объединяется в одну цивилизацию. Спарта произвольно вырвана из остальной эллинской культуры, тогда как римская цивилизация объединена с греческой. Полинезийская и эскимосская цивилизации или «под цивилизации» (водном месте Тойнби утверждает, что они были живорожденными цивилизациями; вдругом, что они остались на уровне «под цивилизации» и никогда не достигли состояния цивилизации) рассматриваются как отдельные цивилизации, тогда как все кочевники всех континентов объединены в одну цивилизацию.

У Тойнби большинство цивилизаций или «мертворожденные», или «застывшие», или «окаменевшие», или «надломленные», или «мертвые» и «погребенные». Согласно английскому историку, из 26 цивилизаций только одна — западная — еще, возможно, жива в настоящее время, а все остальные либо мертвы, либо п олумертвы. Таким образом, согласно принятой версии, цивилизации должны пройти через надлом, разложение и смерть.

Следуя своей схеме, Тойнби не смущается, что некоторые из его цивилизаций должны бы умереть, однако после своего надлома они живут века, даже тысячи лет, и теперь еще живы. Он выходит из трудностей простым изобретением термина «окаменевшей» цивилизации. Так, Китай окаменел на тысячу лет, египетская цивилизация—на две тысячи, эллинская цивилизация либо разлагалась, либо каменела с Пелопоннесской войны до V в. н.э. Вся римская история — это непрерывное разложение с начала и до конца. То же самое происходит и с другими цивилизациями.

Тойнби мало анализирует стадию роста цивилизаций. Есть только крайне расплывчатые утверждения, что на этой стадии существуеттворческое меньшинство, успешно встречающее вс вызовы, нет ни классовой борьбы, ни войны междуобществами, и все идет отлично, становится более или менее возвышенным. Эта характеристика процесса роста его 21 цивилизации просто фантастична.

Развертывание всемирной истории предполагает не стирание цивилизационныхи культурных особенностей, присущихтем или иным народам. Идея открытости истории, ее многовариантности несовместима с жестким представлением о неукоснительном схождении всех культурных матриц в некую усредненную точку, символизирующую магистральный путь развития всего человечества. Навязывание всем народам единого технического или, скажем, информационного цивилизационного уклада существенно обеднило бы многообрази е общественной динамики, не позволило бы реализовать глубинный потенциал различных культур.

Последовательно проведенная идея форумности культур, плюрализма истории вовсе не исключает концепции ведущей, державной линии развития человечества, поиска всемирной истории. Но она содержит в себе возможность определенной культурной «резервации», сохранения заповедных зон, внутри которых будет развертываться специфическое культурное творчество. Не случайно многие народы так болезненно относятся ко всякого рода культурной экспансии.

Если история многовариантна, принципиально нетелеологич на ни у своих истоков, ни в своем движении или возможном завершении, стало быть, вполне оправдана концепция бережного отношения к различным культурным корням. На Земле множество культур и каждая из них способна придать всемирной истории неповторимый облик.

 Литература

Арон Р. Этапы раз в ития социологич е ско й мысли. М., 1993. Блок А. Апология истории и ли ремесло историка. М .. 1990. Гайденко П.П.. Давыдо в Ю.Н.История и рациональность.— М .. 1991.

Гсрдср И.Г. Ид е и и философ и и истории чело в ечества. М .. 1977. Гурсвич П.С. Музыка и борьба ид е й всоврсменном мире. М ., 1984. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаруж е ние их в метафизич е ск и х систсмах /Нов ы е ид е и п философии. СПб., 1912. Вып. 1.

Кризис современной цивилизации: Выбор пути. М., 1992. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М ., 1992. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М ., 1992. Тойнби А. Постижение истории. М ., 1991. Элиаде М. Космос и история. М ., 1987.

 Вопросы для повторения

1 . Можно ли считать «осевое время» результатом кризиса культуры?

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

У человека могут быть безмерно
Культуру образуют явно шаблонные способы поведения
История воспринимаются как тождественные понятия
Культура держит в своем поле разнообразие духовных веяний
Прославляли природное естество человека

сайт копирайтеров Евгений