Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

определяют расстановку сил в бойце. Следует различать борьбу против Другого и борьбу промеж Собой. Борьба-против

стремится к тому, чтобы разрушить или оттолкнуть какую-нибудь силу (бороться против "дьявольских сил будущего" ),

тогда как борьба-между стремится к тому, чтобы завладеть силой, сделать ее своей. Борьба-между — это процесс,

посредством которого сила обогащается, овладевая другими силами и сочетаясь с ними в новой совокупности — в становлении.

Любовные письма — о них можно сказать, что это борьба против невесты, чьи беспокойные плотоядные силы необходимо оттолкнуть, но это и борьба между силами жениха и животными силами, которые он подключает, дабы вернее убежать от той, чьей добычей боится стать, а также вампирическими силами, которыми он хочет воспользоваться, дабы высосать кровь женщины до того, как она его сожрет, — все эти сочетания сил образуют становления, становление-животным, становление-вампиром, может быть даже становление-женщиной, чего можно добиться лишь в борьбе18.

А у Арто борьба против бога, вора, подделыцика, что, однако, возможно лишь потому, что борец в то же самое время представляет собой поле боя принципов или сил, боя, что идет в камне, в животном, в женщине, так что лишь в становлении (становлении камнем, животным или женщиной) борец может броситься "против" своего врага, со всеми своими союзниками, которых ему предоставляет другая борьба19. У Лоуренса постоянно возникает сходная тема: мужчина и женщина ве-

18                         Ср. намеки Кафки в "Письмах к Милене" (Lettres a Milena, Gallimard, p. 260).

19                          О борьбе принципов, Воле, мужском и женском см.: Artaud, Les Tarahumaras ("мескалиновый ритуал"); Heliogabale ("вой-

дут себя как враги, однако это самый никчемный аспект их борьбы, годный разве лишь для семейной сцены, если копнуть поглубже, мужчина и женщина предстают двумя потоками, которые должны бороться друг с другом, которые могут друг другом по очереди завладевать или друг от друга отделяться, предаваясь воздержанию, которое тоже является силой, потоком20. Лоуренс вплотную сходится с Ницше: все хорошее идет от борьбы, и Гераклит — мыслитель борьбы — был для обоих учителем21. Ни Арто, ни Лоуренс, ни Ницше на дух не выносят Востока и его идеала непротивления; им привольно на просторах Греции, Этрурии, Мексики — везде, где вещи возникают и становятся в ходе борьбы, которая образует их силы. Но везде, где нас хотят заставить отказаться от борьбы, нам предлагается "ничто воли", обожествление сновидения, культ смерти, пусть даже в самой мягкой форме — Будды или Христа как личности (безотносительно к тому, что сотворил с ним святой Павел).

Но борьба, тем более, не является и "волей к ничто". Борьба — это вовсе не война. Война — это лишь борьба-против, воля к разрушению, божий суд, который превращает разрушение в нечто "справедливое". Божий суд на стороне войны, а не борьбы. Но когда война завладевает другими силами, сила войны начинает их умалять, сводить к самому низшему состоянию. В войне воля к власти означает лишь то, что воля хочет власти как предела могущества или господства. Ницше и Лоуренс будут усматривать в этом самый низкий уровень воли к власти, ее болезнь. Арто начинает говорить о военном отношении Америка—СССР; Лоуренс описывает всевластие

смерти — от древних римлян до современных фашистов . Это чтобы лучше показать, что борьба идет не там. Напротив, борьба — это неорганическая, могущественная витальность, которая дополняет одну силу другой и обогащает 4то,

на принципов", "анархия": борьба "Единого, которое делится, оставаясь Единым. Мужчина, который становится женщиной и пожизненно остается мужчиной").

Lawrence, passim, в частности Eros et les chiens, Christian Bour-gois: "Мы нужны друг другу".

21                          Ср. Artaud, Le Mexique et la civilisation (VIII): упоминание Гераклита и намек на Лоуренса.

22                         Ср. у Арто начало Pour en finir..., а у Лоуренса — начало Promenades etrusques, Gallimard.

180

ЖИЛЬ   ДЕЛЕЗ

чем завладевает. Такая витальность дает о себе знать в младенце, представляющем собой упорное, настойчивое, неукротимое, отличное от любой органической жизни воление-жить: с чуть подросшим ребенком у нас уже органические, личные отношения, другое дело младенец, который сосредотачивает в своей крошечности такую энергию, от которой взрываются мостовые (младенец-черепаха Лоуренса)23. С младенцем у нас исключительно аффективные, атлетические, безличностные, витальные отношения. Очевидно, что в младенце воля к власти дает о себе знать бесконечно более точно, нежели чем в воине. Ибо младенец — это борьба, и малыш предстает неизбывным местом сил, самым красноречивым испытанием сил. Все четыре писателя втянуты в процесс "миниатюризации", "уменьшения": Ницше, который обдумывает игру, или играющее-дитя; Лоуренс или "малыш Пан"; Арто-ребятенок, "детское 'я', сознание младенца"; Кафка, "взрослый, который стыдится себя и становится совсем маленьким"24.

Власть — это идиосинкразия сил, так что господствующая сила преобразуется, переходя в те силы, над которыми она господствует, а последние — переходя в господствующую: центр метаморфозы. Лоуренс называет это символом — интенсивная совокупность, которая вибрирует и расширяется; сама по себе она ничего не значит, но раскручивает нас таким образом, что мы улавливаем во всех направлениях максимум возможных сил, каждая из которых воспринимает новые смыслы, вступая в отношения с остальными. Решение не является ни суждением, ни органическим следствием суждения — оно, подобно жизненной необходимости, возникает из круговорота сил, который вовлекает нас в борьбу25. Решение разрешает

23                          Lawrence, Poemes (Aubier, p. 297-301), замечательное стихотворение "Baby tortoise".

24                           Кафка, цитируется по Канетти (Elias Canetti, L'autre proces, p. 119): "Две возможности — сделаться бесконечно маленьким или быть им. Вторая означала бы исполненность, то есть бездействие; первая — начало, то есть действие". Миниатюризация была превращена в литературный прием Диккенсом (девушка-калека); Кафка подхватывает прием в "Процессе", где два полицейских дерутся в шкафу совсем как мальчишки, и в "Замке", где взрослые купаются в лохани и забрызгивают детей.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Содержат ли коробки подходящую для него пищу
Новую перспективу становления
Откуда отношение суждения с органами чувств
Немецкий писатель
Делез Ж. Критика и клиника современной философии 5 становлении

сайт копирайтеров Евгений