Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1. Обзор основных материалов по истории ведовства и охоты на ведьм в средневековой Европе см., например, в кн: Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. М., 1990 (Репринтное воспроизведение издания 1899 г.).

2. Соотношение между смехом и мудростью рассматривалось и с других сторон. Так, в статье "О сущности смеха" Бодлер говорил о том, что, если судить с позиций ортодоксального разума, человеческий смех тесно связан с грехопадением, с физической и моральной деградацией: "Мудрый не смеется иначе, как трепеща. С каких исполненных авторитета уст, с какого безукоризненно ортодоксального пера сорвалась эта странная и захватывающая максима? <...> Мудрый, или тот, кто воодушевлен Господним духом, тот, в чьих руках применение божественных правил, не смеется, не предается смеху иначе, как трепеща. Мудрый трепещет от страха засмеяться; Мудрый боится смеха, как боится мирских зрелищ и плотского вожделения. Он останавливается на краю смеха, как на краю соблазна. Значит, согласно Мудрому, есть некое тайное противоречие между его мудростью и природой смеха. <...> На взгляд Того, кто ведает и может все, комического не существует. <....> Итак, отметим; во-первых, вот некий автор - наверное, христианин, - считающий определенным, будто прежде, чем позволить себе рассмеяться. Мудрый хорошенько все взвешивает, как если бы ему предстояло доставить себе не знаю какое беспокойство или затруднение; и, во-вторых, комическое исчезает с точки зрения абсолютного знания и абсолютного могущества. А перевернув эти два положения, мы получили бы, что смех является обычно уделом безумных и всегда в большей или меньшей степени предполагает неведение и слабость." (Oeuvres completes. P.691).

3. Dionysos redivtws - воскресающий Дионис (лат.). Предложенная Батаем аналогия уместна с точки зрения оппозиции Аполлон - Дионис, где первый из богов олицетворяет упорядочивающее начало света, а второй - стихийные силы земли. У древних греков это противопоставление имело и социальный аспект: если Дионис особенно почитался земледельцами, то Алполон был, скорее, богом аристократов. Отзвукам дионисийского культа посвящена заметка Жоржа Батая "Dionysos redivivus", опубликованная в июле, 1946 г. в специальном выпуске журнала "Вояж ан Грес" ("Messages de la Grece", numero special du "Voyage en Grece").

4. paganorum - язычников (лат.).

5. Ha одного колдуна - десять тысяч ведьм..." - Имеется в виду распространенное в средние века представление о предрасположенности женщин к колдовству и связям с дьяволом. "Молот ведьм" объясняет это женской легковерностью, восприимчивостью к внушениям и невоздержанностью на язык. Тезис "На одного мужчину - десять женщин", выдвигавшийся теологами и юристами, широко использовался в практике судебных процессов.

6. История публикации "Ведьмы" освещена, в частности, в дневниках Мишле (см. о них примеч.10 к этой же главе.

7. Речь идет об издании : Michelet I. La Sorciere. - Deusieme edition. Revue et augmente'e. - Bruxelles-Leipzig: A. Lacroix, Verboekhoven et Cie Editeurs, 1863. В предисловии к нему Мишле писал: "С чего начинается Ведьма? Я заявляю без колебаний: со времен отчаяния. Глубокого отчаяния, порожденного миром Церкви. Я заявляю без колебаний: Ведьма - преступление Церкви" (Р.XIV).

8. У Лакруа и Вербукховена вышло второе, уже посмертное издание лотреамоновских "Песен Мальдорора": Les Chants de Maldoror par le comte de Lautre'amont. Paris et Bruxelles, 1874. Впервые книга опубликована в Париже в 1869 г. О ней и об авторе см. примеч.2 на с. 147-148.

9. Ценность располагается по ту сторону Добра и Зла.... - Отсылка к учению Ницше. Ср его работу "По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии морали".

 

Если бы мне нужно было перечислить английских писателей, вызывающих у меня наиболее сильные чувства, я, не задумываясь, назвал бы Джона Форда [1], Эмили Бронтэ и Вильяма Блейка*. Не имеет смысла собирать их в определенную категорию, но оказывается, что все вместе, эти имена обладают сходной властью. Они недавно вышли из полумрака, но в них есть особая жестокость, возвещающая чистоту Зла.

Форд создал из преступной любви ни с чем не сравнимую картину. Эмили Бронтэ увидела в злобности найденыша единственный ясный ответ на зов, ее же и погубивший. Блейк простыми до банальности фразами смог свести все человеческое к поэзии, а поэзию - к Злу.

Жизнь
и творчество
Вильяма Блейка

Жизнь Вильяма Блейка может показаться банальной, правильной и лишенной приключений. Но она все равно поражает своей

* Блейк - художник-визионер и поэт стал известен и почитаем во Франции немногими и совсем недавно. Его сочинения редко затрагивали того, кто мог бы найти себя в свойственном им движении уверенной свободы. Религиозность его жизни и мыслей, видимо, оборачивалась против него самого. Вероятно, во Франции он не обрел читателей, способных понять его глубинную важность. Меня удивляет, что так редко и пространно говорят о близости Блейка и сюрреализма. А странный "Остров на Луне" ("An Island Ind the Moon") почти неизвестен.

60

абсолютной исключительностью, выходом за обычные жизненные рамки. Его современники знали об этом; поговаривали о его своеобразной славе. Вордсворт и Кольридж отдавали ему должное, но с известными оговорками [2] (Кольридж сожалел о непристойности произведений Блейка). Чаще всего его отталкивали со словами: "Сумасшедший!" Это повторяли даже после смерти*. В его произведениях (стихах, картинах) есть неуравновешенность. Они поражают безразличием к обычным правилам. Нечто выходящее за установленные рамки, остающееся глухим к неодобрительным замечаниям со стороны, поднимает на высшую ступень эти стихи и изображения, выполненные в насыщенной цветовой гамме. Визионер Блейк никогда не считал свои видения ценностью. Он не был безумен, для него они просто были человеческими, он видел в них создания человеческого духа.

Приведу странное высказывание: "Многие спустились еще глубже в бездну бессознательного, но оттуда не вернулись. Ими переполнены сумасшедшие дома, так как в наше время умалишенный определяется как человек, погруженный в символы бессознательного. Блейк - единственный, кто отважился зайти так же далеко, как они, и при этом сохранил здравый ум. Истинные поэты, у которых не было иной веревки, связывающей их с дольним миром, -

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Батай Ж. Литература и зло философии 3 детства
Против действия бесправно
Без прихоти событие
Батай Ж. Литература и зло философии 5 невозможного
Метафизическое состояние выражено в словах

сайт копирайтеров Евгений