Пиши и продавай! |
6.41. Смысл мира должен лежать вне его. В мире все есть, как оно есть, и все происходит так, как происходит. В нем нет никакой ценности, а если бы она там и была, то она не имела бы никакой ценности. 6.42. Поэтому не может быть никаких предложений этики. 6.421. Ясно, что этика не может быть высказана. Этика трансцендентальна. (Этика и эстетика едины.) 6.422. Первой мыслью при установлении этического закона формы "ты должен..." является: "а что, если я не сделаю?" Но ясно, что этика не имеет ничего общего с наказанием и вознаграждением в обычном смысле. Поэтому данный вопрос о последствиях действия должен быть вопросом, не относящимся к делу. По крайней мере эти последствия не должны быть событиями, ибо все же нечто в этой постановке вопроса должно быть правильным. Должно иметься некоторого рода этическое наказание и этическое вознаграждение, но они должны лежать в самом действии. (И ясно также, что- вознаграждение должно быть чем-то приятным, а наказание - чем-то неприятным.) 6.423. Нельзя говорить о воле, как о носителе этического. 6.43. Если добрая и злая воля изменяет мир, то она может изменить только границу мира, а не факты, не то, что может выражаться в языке. 6.431. Так же как при смерти мир не изменяется, но прекращается. 6.4311. Смерть не событие жизни. Смерть не переживается. 6.4312. Временное бессмертие человеческой души, означающее, следовательно, ее вечную жизнь даже после смерти, не только ничем не гарантировано, но прежде всего это предположение не выполняет даже того, чего с его помощью всегда хотели достичь. Решается ли какая-либо загадка тем, что я вечно продолжаю жить? Не является ли поэтому эта вечная жизнь настолько же загадочной, как и настоящая? Решение загадки жизни в пространстве и времени лежит вне пространства и времени. 6.432. Как есть мир для высшего совершенно безразлично. Бог не проявляется в мире. 6.4321. Все факты принадлежат только к задаче, а не к решению. 6.44. Мистическое не то, как мир есть, но то, что он есть. 6.45. Созерцание мира sub specie aeterni есть его созерцание как ограниченного целого. 6.5. Для ответа, который не может быть высказан, не может быть высказан вопрос. 6.51. Скептицизм не неопровержим, но, очевидно, бессмыслен, если он хочет сомневаться там, где нельзя спрашивать. 6.52. Мы чувствуем, что, если бы и существовал ответ на все возможные научные вопросы, проблемы жизни не были бы при этом даже затронуты. Тогда, конечно, больше не остается никаких вопросов; это как раз и есть ответ. 6.521. Решение проблемы жизни состоит в исчезновении этой проблемы. 6.522. Есть, конечно, нечто невыразимое. Оно показывает себя; это - мистическое. 6.53. Правильным методом философии был бы следующий: не говорить ничего, кроме того, что может быть сказано, - следовательно, кроме предложений естествознания, т. е. того, что не имеет ничего общего с философией, и затем всегда, когда кто-нибудь захочет сказать нечто метафизическое, показать ему, что он не дал никакого значения некоторым знакам в своих предложениях. Этот метод был бы неудовлетворителен для нашего собеседника - он не чувствовал бы, что мы учим его философии, но все же это был бы единственный строго правильный метод. буду называть основаниями истинности |
|
|
|