Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

540

отражением человечества>. Таким образом, и здесь очевидны антагонизм между органологией и универсальной историей, связь решения этой проблемы с идеей частной или универсальной ценности, выход из этого антагонизма путем решительного обращения к национальной истории и политическим ценностям.
45 До сих пор наилучшей работой является работа Гуча, отличающаяся ясностью взгляда иностранного наблюдателя. Об Ад. Мюллере: Roscher. Die romantische Schule der Nationalukonomie //Z.f. ges.Staatswissenschaft, 1870. В остальном весьма поучительно сочинение Ротхакера, рисующего круг интересующих нас авторов, вплоть до Виктора Гена, Лагарда и так называемых Rembrandt-Deutschen (кружок педагогов, рассматривающих при подготовке школьных программ Рембрандта как воспитателя. Название от популярной хрестоматии -см. с.91, прим.23 - Ред.), от Элькусса до Радовица и Гирке.
46 Ср. J.Grimm. Kleinere Schriften. Bd. 8, 3.6 ff. (Vorrede zu den <Altdeutschen Waidem>): <Мы познаем некоторую во всем проявляющую себя силу настоящего, которой должно служить прошлое; и благороднейшие люди древности не могут считаться мертвыми, ибо они двигают нас нашей памятью о них. Тот, кто стал бы отрицать эту связь их с жизнью, тот принужден был бы отбросить поучение истории; тот как бы забросил бы эти старинные сказания на недоступный остров в море, где солнце напрасно изливает свои лучи и некому слушать пение птиц>. Замечательно, что Мишле в своих письмах к Гримму очень часто, подписываясь, называет себя <переводчиком Вико>. См. неопубликованные письма к Я. Гримму: HUbner. J. Grimm und das deutsche Recht, S.168.
47 А. Мюллер, после того как его вновь открыл Мейнеке, сделался модной темой. Некритически восторженное отношение к нему у Зальца в предисловии к новому изданию его дрезденских лекций о литература 1806 г. и в еще большей степени у Оттмара Шпанна и особенно у Баксы в <Mailers ausgewaite Abh.>, Jena, 1921. Белов хвалит его несколько более сдержанно, но указывает, что Маркс обязан ему важнейшими элементами своей теории. Готовятся новые издания его сочинений. Шелер неоднократно упоминает о нем. Наоборот, Шмитт-Доротич резко и страстно выступает против него. В действительности его сочинения весьма неравноценны (Lehre vorn Gegensatz, 1804; Vorl. tiber deutsche Literatur, 1807; Elemente der Staatskunst, 1809; Vermischte Schriften, 1817). <Элементы> в особенности интересны для философско-исторических
выводов и идей, лежащих в основе органологии, даже не принимая во внимание их материального содержания. Здесь относительно проблемы философии истории и понятия развития см. Bd. I, S.V и 97. Понятие всепроникающего движения - I, S.5, 49 f., 30, 179, 251. Универсальная история и Провидение-1, S.79, 147, 95f. Соединение идей Смита, Монтескье и Бёрка - I, S.86, отсутствие архимедовой точки опоры для природы и (лишенной откровения) истории - I, S.35f. Тенденция целого - III, S.328: <Понять государство идейно (т. е. как синтез противоположностей и интуитивно) - значит одухотворить и оживить его для настоящего, напоить его религией>. И здесь, таким образом, утверждается связь истории и культурного синтеза современности. Замена Бёрка де Бональдом - Verm. Schriften. I, S.311 ff. Важна и интересна его переписка: <Briefwechsel mit Gentz. 1800-1829>. Stuttgart, 1857. Кроме этого, в моем распоряжении находится поучительная берлинская диссертация Г. Штраусса:G. Strauss. Die Methode A. MUllers in der Kritik des 19. und 20. Jahrhunderts.
48 К этому - общая характеристика Шпрангера, который формулирует в качестве <непреходящей истины> для Ранке и Гумбольдта следующее: <Высочайшая доступная человеку точка зрения достижима только в самом полном соприкосновении с действительностью и в признании ее>. Это не что иное, как проблема отношения между универсальной историей и культурным синтезом. С противоположной точки зрения

541

Гольдфридрих весьма поучительно анализирует Гумбольдта как мистика и историка-метафизика, который не может дать никаких сведений о происхождении своих идей. Последнее возможно только при помощи современной причинно-обусловленной социальной психологии. Под учением об исторических идеях Гольдфридрих понимает всю органологию и ее последующие влияния. Ее теоретика он видит в Гумбольдте, ее практика - в Ранке, и от них он ведет всю немецкую историческую метафизику. На противоположность между универсальной историей и партикулярной историей, которая происходит из органологии, весьма удачно указывает Керст, но и здесь правильно указано глубокое различие между Гумбольдтом и Ранке.
49 По этому поводу прав Керст, который ведет изоляцию античности от новейшей истории вплоть ди Эд. Мейера и Виламовица, связывает ее с органологией и указывает в качестве предшественников этого на Бёка и Отфрида Мюллера.
50 См. общую характеристику у Ротхакера, S.62 - 130: <Понятие жизни у представителей исторической школы>.
51 См. Goldfriedrich, S.I 73-249: Diegeschichtsmetaphysischen Epigonen.
52 Как утверждает Риттер - (S.424), ее отношение к Ранке - это лишь
<различие в степени>.
53 См. известную речь Зибеля <Ueber den Stand der neueren deutschen
Geschichtsschreibung //Sybel. Kleine hist. Schriften, 1863.
54 По этому поводу весьма поучительно - Керст (Karst //HZ, 106 (1911), S.531-534) и особенно относительно Моммзена в Hist. Vierteljahrsch., 1904. Этюды Керста направлены против такого распыления истории органологией на частные процессы развития и стремятся восстановить значение универсальной истории, основной движущей силой которой ему кажется стоическая идея ойкумены и ее связь с идеей церкви, см.его вторую статью -HZ. 1913. Но для него остались неясными особые условия универсальной истории, которые лежат в выразительном утверждении определенной культурной цели и ориентации на нее реального исторического процесса. По этому поводу см. раздел 7 этой главы.
55 См. Droysen. Grundriss der Historik, 1968. Дроизен не упоминает Шлейермахера, но дройзеновская система ценностей и общностей или, как позже скажет Дильтей, жизненных форм явно ведет свое происхождение от последнего. В общем в этой важной книге затронуты все новейшие понятия, связанные с логикой истории: понятие исторического времени - S.7, 19, 48, 51: понимание в противоположность объяснению - S.19; преобразование, но не отражение прошлого в исторических понятиях - S.26; идиографический и номотетический метод - S.7); иррационализм истории и свободы в противовес рационализму в естественных науках - S.53: понятие относительно-исторического и поэтому относительно закономерного - S.56, 71 и т.д.; диалектика - S.36. формула историзма: - S.24: <То, что вырабатывается в духе в историческом процессе человечества и как все время нарастающая непрерывность перерабатывается и переживается в форме мысли, - это и есть воспитание>. Отзвуки Шлейермахера - S.35: <Наивысшая свобода заключается в том, чтобы жить для высшего блага, для цели целей, к которой направлено движение движений - и наука об этом есть история... Этика требует исторического подхода>. Целостность всех исторических ценностей в самоосмысливании их понимаемая и воспроизводимая как единство: это одновременно история и этика, это - идея человечества. Последнее, однако, есть в мире лишь одно из царств духа среди многих царств духа. <Великое в истории - всего лишь солнечная пылинка в теофании>, S.38. Для определения отношения духовного к реальному привлечен Гумбольдт. Обе области постоянно раздваиваются, чтобы

542

примиряться и примиряются, чтобы снова раздваиваться. Этим продолжена проблема Гервинуса, но в значительно углубленном виде. Последний и очень слабый отзвук подобных идей дает <Историка> Л. Рисса (L. Riess. Historik, 1, 1912). В основе ее Гумбольдт и Ранке, но <идеи> совершенно эмпиризированы, психологизированы и стали тривиальностью, вполне в духе времени.
56 CM. Meinecke. Drei Generationen deutecher Getehrtenpditik //HZ., 125 (1921). По поводу <исторической> политической экономии и ее колебания мэжду гегелевской диалектикой, контовским биологизмом, романтической органологией, классическим рационализмом и современным психологизмом см. Мах Weber. Roscher und Knies //Schmoll. Jahrbuch 27, 29, 30. Для Вебера Рошер и Книс - <антропологичееки замаскированная мистика>, 30,3.119Тит. д.
57 См. Риккерт (Phiposophie des Lebens, 1921), который, однако, весьма неполно дает эти связи и старается тать эти возмущенные воды в гавань своего учения о ценности. Кроме этого, в моем распоряжении имеется работа участника моего семинара Рейсвица (A. v. Reiswitz. Das Ahistorische, Antihistorische und Historische in der Philos. Schopenhauers). О Якобе Буркхарде см.: К. Joel. Jakob Burckhardt ats Geschichtsphilosoph. Basel, 1918. Влияние Шопенгауэра (и Ницше) за границей, особенно во Франции, могло бы быть особой темой. Шопенгауэо, Ницше и истолкованный из них прагматически Гете играют большую роль в ведущей литературе нынешней Франции, как мне говорил об этом недавно Анри Лихтенберже. Наоборот, для англосаксов оба философа - главные представители немецкой антигуманности.
58 Его главная работа - <Die philosophischen Brocken>, 1844, немецкий пер. Schrempf, Jena 1915. О его общем философском значении см.: lh. Hдker. S. Kierkegaard und die Philosophic der Innerlichkeit, 1913. Ясперс (Jaspers. Psychotogie der Weltanschauungen) ставит Макса Вебера и Кьеркегора рядом, принимая во внимание их вненаучную волюнтаристическую позицию. Очень поучительна работа Г. Рейтера о Кьеркегоре и Гегеле, см. выше. Здесь разработан и вопрос о его противоположности органологии. Несколько пасторальная книга Монрада (О.Р. Monrad. S. Kierkegaard, sein Leben und seine Werke, нем. пер. 1909 г.) дает общую ориентировку; S.I 33: <Здесь Кьеркегор стоит на первой ступени реализма, в то время как романтика образует его основу>. Относительно различных ритмов см.: Schumpeter. Theorie der wirtschaftlichen Entwick!ung, 1912.
59 Возражения против диалектики у Масарика: Masaryk. Die philos.und
soziologischen Grundlagen des Marxismus, 1899; P.Struve. Die Marxsche Theorie der sozialen Entwicklung //Braunsch. Archiv, XIV, 1899. Уклоны к кантианству см. у Вольтмана (Woltmann. Der historische Materialismus. 1900) и у Макса Адлера (М. Adier. Kausalitat und Teleotogie, 1904). Следует заметить, что при этом всегда дело идет о позитивистски интерпретированном кантианстве или о марбургской школе кантианства; последнее, конечно, по той причине, что и эта школа связывает монистический детерминизм с абсолютизмом этики, основанной на естественном праве: ср.: К. Форлендер (К. Voriander. Kant und Marx, 1911), и Штаудингер (Staudinger. Wirtschaftliche Grundlagen der Moral, 1907). Равным образом <преодоление> марксизма у Штаммлера совершается в форме больших уступок монистическому причинному объяснению и в виде
противоположения его <нормированию>, вытекающему из свободы, см. Stammier. Wirtschaft und Recht nach der materialistischen Geschichtsauffassung, 190S. Ср. резкую критику Штаммлера у Макса Вебера. Для всех этих людей диалектика вообще не существует. Струве понимает ее просто как конструкцию революции и снятие непрерывности, против чего он выдвигает кантовское учение о тождестве понятий непрерывности и причинности и требует реалистически причинного исследо-

543

вания. <Этот закон непрерывности (т. е. причинности), который отуманенные Гегелем марксисты - по примеру Гегеля(!) - считают бессмысленной тавтологией и называют реакционным тупоумием, установлен никем иным, как самим Кантом>. Таким путем сущность диалектики уничтожается до конца, так же как и в схеме - S.664. Все это - принципиальное противоположение статического мышления динамическому.
<В устойчивости мышления, однако, лежит не столько его сила, сколько условия его возможности; без нее оно вообще немыслимо. Изменяющееся, как и неизменное начало мира воплощается в устойчивых понятиях человеческого познания>, S.687f. Здесь действительно дело идет о подлинно противоположном. В остальном реалистические поправки Струве к диалектике по существу и достаточно обоснованны и поучительны.
60 Относительно точек соприкосновения с органологией и позитивизмом см. G. Salomon. Das Mittelalter als Ideal der Romantik, 1922 и заключительную главу книги Белова: G. von Below. Deulsche Geschichtschreibung.
61 CM. G. Mayer. F. Engels in seiner FrOhzeit, 1920.
62 Последующее влияние Штирнера Гаммахер (Hammacher. Das
philosophisch-konomische System des Marxismus, 1909, S.342f.) видит в борьбе с гипостазированием экономических понятий (капитал, земля, труд) из функций сил, действующих в обособленном социальном целом, затем в терминах фетишизации товара, процента и т. д. См. также G. Mayer. Das Leipziger Konzil. //Arch. f. Soziaiwissenschaften, Bd. 47. 0 Штирнере в моем распоряжении имеется диссертация Свейструпа.
63 По поводу этого левогегельянства и Руге см.: О. Westfal. Welt und
Staatsauffassung des deutschen Liberalismus, 1919, S.39 f., 19-21. Здесь положение Руге: <Двигающийся в разумных формах народ суверенен так же, как и разум рационализма в своем методическом движении>. Этому чисто идеологическому движению Маркс противопоставляет свое экономическое, при котором, конечно, логический принцип движения может быть получен с гораздо большей трудностью. Ко всему см. Г. Майер - G. Mayer. Anfange des politisehen Radikalismus im vormarziichen Preussen //Z.f. Politik, VI, 1913. Здесь можно видеть, в какую безбрежность попадает младогегельянство, отказавшись от гегельянской идеи завершенности. С другой стороны, сила восточнопрусских кантианцев заключалась в том, что они хотели абсолютное требование разума осуществить в конституционализме: опять пример того, как глубоко проникают в историческое и политическое мышление философские
принципы. - См. также Д. Койген: D. Koigen. Zur Vorgeschichte des modernen phiposophischen Sozialismus in Deutschland. Bern, 1901.
64 Переписка между Энгельсом и Марксом изд. Бебелем и Бернштейном в 1913 г. (1,7): такое же замечание у Гайма (R. Наут. Feuerbach und die Philosophic, 1847).
65 В очень поучительном вообще фрагменте критики гегелевской философии права: Uterarisches Nachlass von Marx, Engels und Lassalle, hg vonMehringI 1902 S.384.
66 Выразительно указано у Энгельса в <Анти-Дюринге>.
67 BrielWechsel. Ill, S.370.
68 См. Heilige Familie, S.231 ff. (Aus dem lit. Nachlap, Bd. II). (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2.С.139- РеО.)
69 К этому вопросу о материализме см.: В. Erdmann. Die philosophischen Voraussetzungen der materialistischen Geschichtsauffassung. //Schmollers Jahrbuch fQr Gesetzgebung und Verwaltung, XXXI, 1907 - верно, но недооценена диалектика. Вольтман (Woltmann. Der historische Materialismus, 1900) правильно подчеркивает несущественность материализма для теорий Маркса, но неосновательно истолковывает его творчество в довольно путанном кантианском смысле.

544

70 Проницательная оценка значения диалектики у Пленге ( J. Plenge. Marx und Hegel, 1911), который, однако, сильно недооценивает значение Фейербаха, и у Гаммахера. у которого, однако, диалектика оценена не совсем в меру ее философской глубины. Из работ школы особенно поучителен в данном случае <Анти-Дюринг> (1878) (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. Далее страницы указаны по этому изданию - Ред.): противопоставление диалектики, а также диалектического естествознания и математики рационалистически-метафизическ1+-механистическому естествознанию современности, подлинной динамики - чистой статике и механистически трактуемой ложной динамике, с.122-146; понятие диалектики, как понятия движения, с.123; отрицание отрицания как естественный закон, с.145; примеры диалектики из военной истории, с.147: из истории хозяйства, с.128; диалектика как неосознанная основа каждого глубокого мыслителя найдена даже у Фурье и Руссо, с. 146,153; - см. также в книге 1910, S.19, 22, 37, 40^3, (Т.21, C.275, 282, 287, 300-305); на с.307 принята даже гегелевская <хитрость разума>; с.4 - диалектическое решение проблемы современности; с.ЗОО - выработка своей собственной позиции из гегелевской диалектики и с учетом Штрауса, Штирнера, Бауэра и Фейербаха. - Соответственно и в переписке: II, S.235 и 243 гегелевский метод мистифицированного реализма путем критики приводится в вид, годный для употребления; II, S.364, 426: III, S.70 - первое знакомство с дарвинизмом, который приветствуется по существу, но оценивается как типично английский плоский, т. е. не диалектический метод. Ill, S.173, 287 Естествознание и Гегель: даже и натурфилософская диалектика сама по себе правильна: III, S.382, IV, S.I 57 Гегель использозан против Конта III, S.381-384, 424 Гегельянская диалектика; IV, S.266 диалектика против Гексли; IV, S.344, 361 диалектика против современного естествознания; IV, S.435 Гегель и математика; IV, S.492 диалектика природы. - Энгельс. Положение рабочего класса, S.299 (Т.2, с.516); коммунизм как диалектическое разрешение напряженности между буржуазией и пролетариатом. - Энгельс <Развитие социализма от утопии к науке>: с.4 Диалектика; с.7 диалектическая логика движения против механистического естествознания; S.22, 34-41, 52-54 будущее как результат диалектического синтеза. - Относительно применения диалектики и в естественных науках см. приведенную выборочно серию статей Энрико Леоне (Е. Leone. Le scienze naturale nel Marxismo //11 Divenire Sociale, IV ) и Михельса (Michels. Probleme der Sozialphiiosophie, 1914, S.126 f.) <Период неподвижности, в которой феномены как бытия природы, так и социальной жизни рассматривались как неподвижно определенные во времени и пространстве, должен уступить место революционизирующему, методу в этих науках>, т. е. <диалектическому принципу противоречий>; т, е. динамике против статики, как я формулировал раньше в противоположность Риккерту и как формулировал в обратном смысле Струве, см. выше. Интересна в книге <Классовая борьба во Франции> основная характеристика: <Одним словом: революционный прогресс проложил себе дорогу не в своих непосредственных трагикомических успехах, а, необорот, в создании сплоченной ... контрреволюции, в создании противника, и через это создание партия переворота впервые созрела в действительно революционную партию> (ср. Соч., т.7., с.7). - О <Капитале> нет нужды говорить в этой связи; вся его в такой мере странная для наших современников исходная точка может быть понята только из диалектики, как и все построения; о противоположности метода современному политэкономическому психологизму, который ищет общие психологические законы и оказывается в состоянии приспособиться к историческим условиям лишь при помощи уточнений см. у Гильфердинга (Hilferding. MarxStudien, 1, 1910) полемику с Бём-Баверком, а также в упомянутом сочинении Леоне.

545

71 Первое в критике гегелевской философии права. Literarisches Nachlap, I, S.397; второе в <Коммунистическом манифесте>, третье в <Святом семействе> (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2, с.169).
72 На эту двойственность обратил внимание и Гаммахер (Hammacher, S.377-383). <Таким образом, в качестве будущего идеала согласно галло-германскому принципу немецкое самосознание отождествляется с французским равенством> (S.377), только второе при этом следует подчеркнуть сильнее, чем первое. Правильно также указание на то, что согласно историческому материализму с полным самосознанием падает в конце концов и всякая идеологическая надстройка, и, следовательно, устанавливаемая им истинная этика свободы или развития сил, оказывающегося самоцелью, должна вытекать из других источников, т. е. из
естественного права. Характерно, что последнее отсутствует у Лассаля.- Геркнер и Дрилль (Herkner, Preuss. Jahrb. 181, 1920, S.I 27, Drill, Frankf Ztg., 28/1, 1920) сводят пророчески идеальные тенденции Энгельса на его преодоленные юношеские религиозные убеждения, у Маркса последний считает возможным предполагать подсознательное влияние еврейского мессианства. Впрочем, уже во французской революционной идеологии заметна секуляризация христианско-иудейской идеологии, и эта секуляризация усилена у Маркса атеизмом. - Своеобразно и удачно эти наблюдения развиты дальше у Кельзена (Н. Kelsen, Sozialismus und Staat //GrOnbergs Zeitschrift fQr Sozialwissenschaft, 1920, Heft 1). Он относит утопический морально-активно-абсолютный элемент на счет революционности, понятия государства и французских идей, эмпирический,
естественнонаучный и релятивистский элемент на счет экономики и ее
диалектического развития. В неясном понятии диктатуры пролетариата
связалось и то и другое. Русские, по его мнению, поскольку они идеологи, держатся за первое, немцы - за второе. Ко всему см, также Schmitt- Doroti^. Die Diktatur, 1921.
73 Это противоречие в марксизме подчеркивает Зомбарт (Sombart. Sozialismus und soziale Bewegung. 7. Aufl., 1919, S. 99-145), <диктатуру
пролетариата> он считает явлением чуждым марксизму, которое затем было развито дальше большевиками в идею террористической власти меньшинства, в то время как <социализм> обозначает внутреннее развитие всего общества, и это положение основано на историко- реалистическом учении Маркса о непрерывности и развитии. Также Струве (Struve. Ор. cit, S.674) видит в этом <элементы бабувизма и бланкизма>, якобинско-бланкистское понятие (S.684), но ставит это на счет диалектики и ее <превращения>, что, однако, верно лишь для марксистской ортодоксии и отчасти вытекает из Марксова злоупотребления диалектикой. В своем первоначальном смысле диалектика не дает этому места, как на это указывает и сам Струве (S.688). <свойственный
марксизму абсолютизм понятий (и революционное чудо преобразования этих понятий) в известном смысле есть противоположность диалектики>. Вполне правильно также он видит основу этих несообразностей: <они выросли из приводящего на ложный путь стремления превратить практически-политические постулаты в теоретические понятия в интересах исторического, т е. причинно-генетического рассмотрения> (S.688) <Научный социализм вовсе не есть чистая культура науки; как социальный идеал он по необходимости есть связь науки и утопии> (S.702) - см. также Шумахер (Н. Schumacher. Sozialismus und Unternehmentum. //Schmoil. Jahrb. 1919; Gegenwartsfragen des Sozialismus//Ibid., 1920) – По поводу бесконечной трудности отношения между свободой и инициативой, с одной стороны, развитием и необходимостью - с Другой, которые также вытекают из этой комбинации и отказа от созерцательно-завершенной точки зрения Гегеля, см. Struve, S.703 f., Voriander K3i"{und Marx; M. Adier. Prinzip Oder Romanlik, 1917

546

74 Engels.L.Feuerbach, 1910, S.38, а также Апй-During, S.143-145.
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21, с. 276; Т.20, C.142-14S. -Ред.)
75 Значение этого для периодизации признает Лампрехт (Modeme Geschichtswissenschaft, 1905, S.105-108); <экономический и вместе с ним социальный прогресс есть основной двигатель нормального развития>, S.108, что, конечно, не мешает Лампрехту, S.119, <оценку и периодизацию> выводить <из высших духовных функций; культурные периоды должны отделяться друг от друга и упорядочиваться не по корням, а по явлениям своего цветения>. Подобно этому и Брейзиг не раз высказывается в <Sttrfenbau und Gesetze der Weitgeschichte, 1905. To же см.: Undner. Geschichtephilosophie, 1912,8.116-123; в основе та же мысль, хотя он и отрицает всеопределяющую силу социальнс^экономического базиса и подчеркивает относительную самостоятельность духовных сил и воздействий. Поучительное освещение вопроса также у Рейнгарда Юнге (R. Junge. Das Problem der Europaisierung orientalischer Wirtschaft. 1. 1915, S.2): то же у Геркнера (Herkner. Die Arbeitfrage, II, 6. Aufl., 1916, S.256). К вопросу о значении этого для периодизации мы вернемся в гл. IV данной работы.
76 По поводу этой формулы см. Herkner, II, 6 Aufl.., S.254; Hammacher,
S.ISO; в этом пункте к ним присоединяется критика Штаммлера и Струве
(S.657), который указывает на чрезвычайно сложные, могущие быть лишь каждый раз особо установленными взаимодействия хозяйства (производительные силы) и права (производственные отношения). Относительно производительных сил и включения в них техники и естествознания, а также идеологии см.; Brandenburg. Die materialistischa
Geschichtsauffassung. 1920, S.33f. Бранденбург замечает совершенно правильно, что техника и естествознание как чисто эмпирические науки, по Марксу, не относятся к идеологии сами по себе, но лишь их идеологическая и метафизическая оценка, которая тотчас же подпадает под влияние классовой идеологии. Это безусловно позитивистский элемент, но при этом, так же как и в позитивизме, позабыта духовная и психологическая основа этих якобы чисто эмпирических наук. По поводу этого см.: Rathenau. Zur Mechanik des Geistes, 1913, где можно найти остроумные замечания именно на этот счет.
77 Lindner. Geschichtephilosophie, S.I 22.
78 CM. Erdmann, S.27, 49-51.
79 Места из более поздних писем Энгельса: Woitmann, S.238-254. Эти
выражения, в сущности, подрывают всю систему.
80 06 этом см. Brandenburg. Ор. cit.
81 Интересные примеры у Пленге (Plenge. Realistische Glossen zu einer Gesch.d.deutschen Idealismus //Schmolt. Jahrb. 1911) и Лукача (G. Lukacz. Zur Soziologie des modemen Dramas //Arch. f. Soz. Wiss., XXXII, 1908; XXXVIII, 1914), также и Карл Нейманн (СаП Neumann. Kampf urn die neue Kunst, 1896, глава Kunst und Publikum); впрочем, многочисленные замечания такого же рода есть уже у Шнаазе.
82 Сюда относятся исследования Зомбарта об особой <хозяйственной психологии> и ее основаниях, и особенно исследования М. Вебера о
<духе капитализма>, который должен привходить в капитализм в чисто
экономическом и технологическом смысле. - Ко всей проблем? правильны замечания Пленге (Plenge. Zur Vertiefung des Soz]a0smus.1919,S.222f.), а также Зиммеля (Simrnel. Philosophic des Geldes.2.Aufl., 1907) и Онкена (Oncken. Engeis und die Anfange dss Kornmunismus //HZ. 1921).
83 Это нееколыя напоминает превращение диалектики из сущности в
существование (essentia-existentia) у Кьеркегора. При логических исследованиях можно наблюдать формальные совпадения даже у наиболее
противоположных умов.

547

84 У Л. Штейна разрешение противоречий происходит не революционным путем, а при помощи государственного социализма как у Родбертуса, Шеффле и Адольфа Вагнера, которые отчасти и восходят к нему. У Маркса разрешение классовой борьбы приводит к автономному, основанному на добровольном коллективном труде и несущему в себе человеческое общество и хозяйство анархизму. Его полемика против анархизма есть, если не принимать во внимание его личных мотивов, полемика против преждевременного и чисто идеологического проведения анархизма, который будет иметь место только в дальнейшем прогрессе экономической эволюции и воспитания людей. По этому поводу см.: Kelsen. Ор. cit. Этим объясняется притягательная сила марксизма также и для эстетствующих анархистски-идеалистических умов: см. Stein. Gesch. d. soz. Bewegung - ныне вновь опубликована в 3-х томах с
предисловием Г. Заломона (1921).
85 Что классовые противоречия играют такую большую и окрашивающую всякую идеологию роль только в новой истории, показывает Линднер (S.122ff): <Классовая борьба встречается только у политически более развитых индогерманских народов как следствие тяги к общественно-корпоративной организации и вытекающей отсюда склонности к сословности>. Марксистский взгляд на классовую борьбу перенес на древность Пёльман (Pohimann. Gesch. d. antiken Sozialismus und
Kommunismus.1393 u. 1901), который, однако, чересчур модернизирует
древность; см. мои Soziallehren..., S.20 f. Такжа Гаммахер часто считает
преувеличением выведение всех идеологических явлений из классовой борьбы; Зомоарт указывает на мефистофельский элемент в этих положениях Маркса. Интересные примеры из истории современной Англии дает Г. Леви (Н. Levy. Die Grundlagen der Skonomischen Liberalismus //Gesch. der englischen Volkswirtschaft, 1912). Натяжки и преувеличенная степень обобщения в марксистском понятии классовой борьбы, все новые членения в пределах каждого класса и существование неопределенных в классовом отношении групп между главными классами поучительно подчеркивает Михельс (Rob. Michels. Soziologie der Parteiwesens in der modemen Demokratie. 1911; и РгоЫете der Sozialphitosophie, 1914, особенно S.204.).
86 Такова основная мысль Гаммахера (S.244), который и для последующего (S.258 - 388) дает интересные сопоставления, анализы и особенно цитаты. См. также замечание (S.345): <У Маркса нет понятия интеллектуальной интуиции, которой он, однако, фактически пользуется, но предпосылки которой разрушены его диалехтическим материализмом>, кроме этого см.: Odenbreit. Die vergleichende Wirtschaftstheorie bei К. Marx. 1919 (Оденбрейт -ученик Пленге).
87 Энгельс и Маркс вообще абсолютно не пацифисты и вовсе не мечтали о равноправии всех народов, на какой бы высоте культуры они ни стояли. Энгельс, например, вообще имел в себе нечто рыцарское, был блестящим военным критиком, а Маркс целиком в духа Гегеля считал желательным, в соответствии со своими ярко выраженными реальнополитическими взглядами, господство великих наций. На это с удовлетворением указывает Г. Онкен как на совпадение с историческими идеями Ранке (Preuss. Jahrb., 1914). Именно в этом и Маркс, и Ранке имели общую основу в Гегеле. У Ле.чша и Реннера эта мысль снова появляется в очень резкой форме. Лассаль признавал ее не только для подготовительной эпохи, но и вообще.
88 CM; Thelogische Oder ethnologische Religionsgeschichte? -
Erganzungshefte zur <Neue Zeit>, No. 8. 1909/10. Здесь употреблено характерное выражение для всей этой науки (с.76). <Если рабочий класс
должен быть введен в трудную область религиозной истории, то необходимо, чтобы это было сделано только на основе исторического мате-

548

риализма, а не так. чтобы ортодоксально-догматическая теология была изгнана при помощи либерально-спекулятивной теологии>. В качестве последней оказывается всякое учение, которое приписывает религии самостоятельное духовное содержание и какую-либо инициативу в историческом развитии. Подобные же мысли у того же автора: <Religionsgeschichtliche StreitzOgen>, фельетон, <NeueZeit>, 1910-1911.
89 Один из пунктов проблемы затронул Бюхер в известной книге
<Arbeit und Rhythmus>, 4. Aufl., 1909. Здесь действительно показана тесная связь, которая, однако, основывается не на экономике, а, наоборот, зиждется в еще неэкономическом характере труда! При позднейшей дифференциации оказывается налицо гетерогенность духовных сил, объединенных раньше в первобытном, родственном игре, характере труда; от экономического монизма, таким образом, ничего не остается.
90 Относительно идеологии марксистской философии истории, поскольку она является конструкцией будущего и вместе с тем явно склоняется к практической агитации, а теперь может получить оценку с точки зрения ссобытий наших дней см. Н. Delbrfick. Marxistische Geschichtsphilosophie // Preuss. Jahrb. 1920, Bd. 182. Novemberheft.
91 Только в 1912 г. появилось второе, и в 1920 г. третье издание; здесь см. S.X1 (последнее, седьмое - в 1926 г. - Прим. пер.). Кроме этого, Теннис дал историческую трактовку Гоббса, отца учения об обществе, основанном на принципе рационализма и естественного права, и изложил свои методологические взгляды в многочисленных статьях. Его основная книга стоит посредине между телеологической схемой универсальной истории и сравнительной социологией. Отсюда некоторые его колебания. Недавно он выпустил <Kritik der offentlichen Meinung>,1922.
92 Кроме уже названных работ: GrUndung und Geschichte des Credit тоЫНег, 1903; особенно: Die Zukunft in America, 1912; затем: 1789 und 1914, die symbolischen Jahre in der Geschichte des politischen Geistes, 1915. Затем следуют обоснования его собственной теории, начатые в Brauns Annalen, Bd. IV: <Wirtschaftsstufen und Wirtschaftsentwicklung>, (отдельное издание: Berlin, 1916) и <Grundlegung der vergleichenden Wirtschaftstheorie>, ibid., Bd. V (отдельное издание: Berlin, 1917); предполагаемая при этом <Биология> родственна биологии Бергсона и принципиально антимеханистична -V, S.60; закон развития каждого отдельного процесса есть <индивидуальный закон> в смысле Эиммеля, S.63; каждый народ и каждая культура есть <историческая индивидуальность> в смысле Риккерта, S.64; о телеологически-диалектическом виде духовно-социальной динамики - S.66f. См. также мою статью <Plenges Ideen von 1914> в тех же Анналах. V.
93 К. BOcher. Entstehung der Volkswirtschaft. 4. Aufl., 1904. S.34. Индивидуальность каждого периода (S.102f), отношение <эпох, на которые
историк делит свой материал> к <ступеням хозяйственного развития> (S.I 04); вершина развития в социализме (S.I 64-166); некоторые намеки на учение о надстройке (S.I 54, 177); также см. <Arbeit und Rhythmus>
94 Собственные разъяснения Зомбарта относительно его метода см.:
Sozialismus und soziale Bewegung. 7. Aufl., 1919, S.99 и во многих других
местах: действительный метод в предисловии и введении к книге <Moderne Kapitalismus>. 2. Aufl., 1, 1916, S.21-26.; чисто диалектическая формулировка для всех процессов новообразований - S.26: <С точки зрения новой хозяйственной системы та эпоха, в которой действуют новые хозяйственные принципы в рамках старого порядка - его ранняя эпоха, с точки зрения старой хозяйственной системы она - его поздняя эпоха. Между ними лежит эпоха расцвета хозяйственной системы, в которой дух лишь одной хозяйственной системы достигает полного обнаружения. Эта схема генетического способа рассмотрения, применяемая к эмпирически определенным эпохам хозяйства, и лежит

549

здесь в основе последующих исследований>. Это не каузальный и не психологический генезис, но логико-диалектичаский порядок или динамика.
95 Назову важнейшие, разбросанные по разным журналам работы:
1)логические работы: Die Objektivitat sozialwissenschaftlicher und sozialpolitischer Erkenntnis //Archiv f(lr Soz. Wiss., XIX (в новой нумерации - 1);
Krifeche Studien auf dem Gebiete der kulturwissenschaftlicher Logik //ibid., XXII (IV); Stammiers Ueberwindung der materialistischen Geschichtsauffassung //ibid. XXIV (VI)- Roscher und Knies und die logischen Probleme der historischen Nationalokonomis //Schmollers Jahrbuch XXVII, XXIX. XXX: Ueber einige
Kategorien der verstehenden Soziologie //Logos, IV, 1913-см. о контроле
интеллектуального созерцания при помощи строго причинного исследвания, S.254 и 261: о <динамике развития> S.263. (Все эти статьи собраны затем в <Aufsatze zur Wissenschaftslehre>. TUbingen, Mohr). 2) Исторические работы: Rom. Agrargeschichte, 1891; Agrargesch. //Handworterbuch d. Staatswissensch.: Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus //Arch. XX (II), XXI (III), XXX (XII), XXXI (XIII); Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen //ibid., 41-^4. Наконец после его смерти появился набросок его социологии в целом под заглавием: <Wirtschaft und Gesellschaft> //Grundriss der Sozialakonornik, III; обе последние работы изданы также в <Ges.Studien zur Religionssoziologie>, 3 Bde; также важная статья <Die Stadt> //Arch. Soz. Wiss., S.621-772 (также и в Wirtschaft und Gesellschaft, III). Осмеливаюсь в данном случае указать также и на мою книгу <Die Soziallehren der christlichen Kirehen und Gruppen>, 1912, которая ставит наряду с большой и глубокой концепцией христианства, данной Гарнаком, серьезную социологически-реапистически-этическую концепцию.
96 Естественно, что и среди экономистов они составляют исключение и являются в действительности социологами или - выражаясь постарому - философами истории и культуры. Экономические знания служат ныне хорошим трамплином к такому мышлению. Если я не называю здесь Шмоллера, то это вовсе не означает низкой оценки совершенной им гигантской работы; однако в своем социологически историко-
философском содержании он очень эклектичен и следует скорее Спенсеру, чем Марксу и Гегелю; проблема надстройки его тоже мало интересует, он думает скорее о конкуренции различных психологических склонностей и их примирении, хотя технико-экономические основы <в известных больших контурах структуры> также признаются обусловливающими - Grundriss, 1901, I, S.227. Ср. Herkner. Schmoller als Soziologe //Jahrb. far Natlonalukonomie. Bd. 118, 1922. Такой тонкий мыслитель в области философии культуры, как Генрих Дитцель, тоже не может быть здесь предметом изучения, так как он в сущности догматически определяет понятия социальных форм и покрытый ими эмпирический материал, но не любит именно проблемы исторического развития; см. его <Rodbertus> и <Beitrage zur Geschichte des Sozialismus und Kommunismus> //Zeitschr. f. Gesch. u. Lit. der Staatswiss.l и V, которые ярко освещают его позиции.
97 Таково значение работы Альфреда Бебера: <Prinzipielles zur
Kultursoziologie> //Arch. f. Sozialwiss.47, 1920.
98 Об этом см. Fouillee. Le positivisme et la conception sociologique du monde, 1896; так же P.Barth. Philosophic der Geschichte als Soziologie. 2.Aufl., 1915- очень ценная по материалу книга; см. также мои пояснения: Weltwirtsch. Archiv, VIII, 1916. Итальянская работа Ф.Скиллаче. F.Squillace, Die soziol. Theorien, нем.перев. 1911, богатая по материалу, но неясная концепция. В последнее время: С. Brinkmann, Versuch einer Gesellschaftswissenschaft, 1919- интересные взгляды на практическую разницу ме^ДУ немецким и западноевропейским мышлением; см. S.37 <Самое планомерное действие и самое таинственное творчество с точки зрения социологии как науки должны принципиально разрешаться с такой же простотой, так сказать, единым вздохом, как и самый простой

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Совершить насилие над эмпирической историей
Как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии
Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории 3 медикус
Историки усматривают именно в этом особое достоинство исторической науки бессмысленность такого
Немецкая философия

сайт копирайтеров Евгений