Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Общество не может существовать без жертв. Этика, исходящая из
индивидуальной этики, старается распределить эти жертвы таким образом, чтобы
они благодаря альтруистическим чувствам индивидов были по возможности
добровольными, а тяжесть жертв для тех, кто их приносит, несколько
облегчалась благодаря участию других индивидов. Эта этика есть учение о
самопожертвовании. Социологическая этика, отвергающая индивидуальную этику,
утверждает, что прогресс общества осуществляется согласно неумолимым законам
ценою свободы и счастья индивидов и групп индивидов. Она есть учение о
"жертвах".

Совершенно закономерно, что биологический и социологический утилитаризм
постепенно, но неизбежно приходит к убеждению, что он, собственно, не
преследует цели дать наибольшее счастье наибольшему числу людей. Эта цель,
сформулированная Бентамом, отодвигается теперь утилитаризмом как
сентиментальная и заменяется идеей, более соответствующей действительности.
То, что должно осуществиться в условиях все более расширяющегося
взаимодействия между индивидом и обществом, не есть - если об этом сказать
открыто - повышение благополучия индивида или общества, а... есть просто
дальнейшее улучшение и совершенствование жизни. Как бы ни старался
утилитаризм противиться этому выводу, ясно одно - став биологическим и
социологическим, он изменяет свой этический характер и оказывается на службе
у надэтических целей. Правда, Спенсер еще борется за то, чтобы удержать его
в колее естественного этического чувства.

Утилитаризм, направленный на улучшение и совершенствование жизни, уже
не считает обязательными для себя требования гуманизма, более того - он
полон решимости при соответствующих обстоятельствах выйти за рамки этих
требований. Утилитаризм полностью подчинен биологии.

Если предположить, что благополучие общества зависит от использования
достижений биологии и социологии, то в таком случае исчезает необходимость
оставлять некоторые этические нормы поведения на усмотрение индивида. Его
можно обязать выполнять эти нормы при условии, что отношения между ним и
обществом будут благодаря применению экономических и организационных мер
развиваться в наиболее целесообразной форме. Здесь наряду с социальной
этикой выступает на сцену социализм. Первыми социалистами были Анри де
Сен-Симон (1760- 1825), Шарль Фурье (1772-1837), Пьер Жозеф Прудон
(1809-1865), во Франции, фабрикант Роберт Оуэн (1771-1858), в Англии,
Фердинанд Лассаль (1825- 1864), и другие - в Германии. Карл Маркс (1818-
1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) выдвигают в "Капитале" последовательную
программу, в которой они требуют уничтожения частной собственности и
установления государственного регулирования труда и распределения продуктов
труда.

(* 1. А. Сен-Симон, Организатор (1819-1820); Катехизис промышленников
(1823-1824) [русск. пер. в: Избр. соч., т. 1-2, М.- Л., 1948].
2. Ш. Фурье, Новый промышленный и общественный мир (1829) [русск. пер.
в: Избр. соч., т. 3-4, М.-Л., 1954].
3. П. Прудон, Что такое собственность? (1840) [русск. пер.- М., 1919].
4. Р. Оуэн, Опыт об образовании характера (1813-1814) [русск. пер.-М.,
1893]; Книга нового нравственного мира (7 частей, 1836-1849) (русск. пер. в:
Избр. соч., т. 1-2, М., 1950].
5. Ф. Лассаль, Система приобретенных прав (2 тома, 1860); Открытое
письмо центральному комитету по поводу созыва всеобщего германского рабочего
конгресса (1863) [русск. пер. в: Соч., т. 1-3, М., 1925 ].
6. К. Маркс, Манифест Коммунистической партии (1848, совместно с Ф.
Энгельсом); Капитал (I том, 1867, II и III тома изданы в 1885 и 1894 годах
Ф. Энгельсом).

В связи с появлением социализма этический утилитаризм утрачивает свое
значение. Надежды масс обращаются больше не к тому, что может сделать для
общества все более крепнущая и более эффективная по своему социальному
воздействию мораль, а к тому, что может быть достигнуто в результате
освобождения сил, заложенных в самих вещах.

Утилитаризм продолжает еще оставаться в моде среди интеллигенции как
эффективная идеология реформизма. В соревновании с социализмом возникает
даже сильное движение, призывавшее всех людей, общество и государство к
целенаправленной борьбе против социальной нужды. Одним из руководителей
этого движения был Фридрих Альберт Ланге (1828-1875), автор "Истории
материализма" (1866). В своем труде "Рабочий вопрос и его значение для
современности и будущего" (1866) он рассматривает социальные задачи времени
и целесообразные меры для их решения и взывает к этическому идеализму, без
которого, по его мнению, не может быть достигнут положительный результат *.

(* В том же духе выдержана книга берлинского экономиста Густава
Шмоллера "О некоторых основных вопросах права и народного хозяйства" (1875).
Шмоллер был главой так называемых "катедер-социалистов".)

Это движение поддерживает также и христианство. В 1864 году епископ из
Майнца Кеттелер в своей книге "Рабочий вопрос и христианство" выступил за
создание христиански-социальной идеологии **.

(** Первым, кто считал долгом христианства участвовать в решении
социальных вопросов, был Фелиситэ де Ламенне (1782- 1854). Его книга "Слова
верующего" (1833) [русск. пер.- 1906] была проклята папой в 1834 году.).

Представители английского духовенства Фредерик Денисон Морис
(1805-1872) и Чарлз Кингсли (1819- 1875) ратуют за социальную направленность
христианства. Свою знаменитую проповедь "Послание церкви рабочим" Кингсли
произнес в воскресенье 22 июня 1851 года перед рабочими, прибывшими в Лондон
на первую всемирную выставку. Ввиду того что его выступление вызвало сильное
возбуждение в народе, епископ Лондона запретил ему в дальнейшем произносить
проповеди *.

(* С нищетой рабочих общественность Англии познакомилась благодаря
роману Кингсли "Восток" (1848) и двум статьям Генри Мейюса в "Морнинг
кроникл" (14 и 18 декабря 1849 года). Тот факт, что христианский социализм
раньше всего появляется в Англии и Франции, объясняется высоким развитием в
этих странах промышленности, обостряющей социальные проблемы.).

Итак, мир получил действенное социально-этическое учение. Но оно
образует только один рукав в русле большой реки. Господствовавшее во времена
рационализма всеобщее убеждение в том, что предлагаемые реформы должны
осуществляться под эгидой этики, теряет свою силу. Этика, стремящаяся
создавать будущее человеческого общества, ценится все меньше и меньше.

Сколь удивительна судьба этики! Утилитаризм ограждает себя от всякой
натурфилософии, стремясь быть этикой, заботящейся только о практической
стороне жизни. Но потому ему и не удается избежать своей судьбы - погибнуть
от натурфилософии. При попытке утвердить себя и раскрыть до конца свою
сущность он становится биологическим и социологическим утилитаризмом, тем
самым он теряет свой этический характер. Помимо своей воли он вынужден
заниматься явлениями и процессами природы, не оставив без внимания и
космические проблемы. Стремясь быть только практической этикой человеческого
общества, утилитаризм на деле становится "природным". Положение не спасает и
то, что удалены все сучки; шипы ранят руку. Ни одна этика не может избежать
дискуссии с натурфилософией.

 

Большим несчастьем следует считать то, что оба крупнейших
мыслителя-моралиста второй половины XIX века - Шопенгауэр и Ницше - не
помогают времени найти то, в чем оно нуждается, - социальную этику, которая
вместе с тем была бы на самом деле этикой. Они разрабатывают исключительно
индивидуальную этику, на основе которой не может сформироваться социальная
этика, и поэтому даже их ценные сами по себе идеи не могут приостановить
начавшуюся деморализацию философии.

Общим для них был интерес к элементарной этике. Они не занимаются
абстрактными космическими спекуляциями. Этика для них - это проявление воли
к жизни. Поэтому по своему внутреннему существу она носит космический
характер.

У Шопенгауэра воля к жизни становится этической, когда он обращается к
миро- и жизнеотрицанию, у Ницше - когда он провозглашает углубленное миро- и
жизнеутверждение. С точки зрения своей элементарной этики эти два философа,
стоящие на резко противоположных позициях, становятся судьями всего того,
что считается этикой в их эпоху.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) опубликовал свои работы в начале XIX
столетия. Его книга "Мир как воля и представление" появилась в 1819 году *.
(* Все, что написал Шопенгауэр после этой книги, законченной им в
тридцатилетнем возрасте, было или дополнением к ней или популяризацией ее:
"О воле в природе" (1836), "Две основные проблемы этики" (1840), "Парерга и
Паралипомена" (два тома, 1851) [русск. пер. Полн. собр. соч., т. 1-4, М.,
1900-1910].). Однако интерес к этой книге возник только в 1860 году, когда
спекулятивная философия окончательно обанкротилась и ощущалась общая
неудовлетворенность этикой популярного утилитаризма и этикой эпигонов Канта.

Самым значительным представителем кантианства старшего поколения был
Фридрих Гербарт (1776-1841). Его влияние сказалось прежде всего в
психологии, исходя из которой он стремится обосновать этику в своей
"Всеобщей практической философии" (1808). Всю область нравственного он
сводит к пяти непосредственным суждениям вкуса, сравнимым с эстетическими
суждениями и ни к чему не сводимым. К ним относятся: идеи внутренней
свободы, совершенства, благорасположения, права и справедливости. Этическим
началом воля становится только в случае, если ее рассматривать под углом
зрения этой чистой интуиции, хотя и фиксируемой опытным путем.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Делать буду неистиненпо отношению к себе
Их дискуссия по проблемам
Этика общества
От совершенстваобраза мыслей его членов
Однако подобный план обоснования оптимистически этическогомировоззрения нереален

сайт копирайтеров Евгений