<<< ΛΛΛ >>>
Язычник. Значит, Бог - ничто!
Христианин. Не есть Он ничто, потому что это ничто имеет имя: ничто.
Язычник. Раз не ничто, значит, нечто.
Христианин. И не нечто, ведь нечто не есть все, а Бог не больше нечто, чем все.
Язычник. Чудно говоришь: Бог, которому ты поклоняешься, и не ничто и не нечто. Этого не вмещает никакой разум.
Христианин. Бог выше ничто и нечто, потому что ничто повинуется Ему, превращаясь в нечто.3 Таково Его всемогущество; этим всемогуществом Он превосходит все существующее и несуществующее, и то, чего нет, повинуется Ему так же, как то, что есть. По Его велению небытие переходит в бытие, а бытие переходит в небытие, и ничто - в числе подчиненных вещей, которым предшествует Его всемогущество. По этой причине нельзя говорить, что Бог есть скорее это, чем то: все от Него.
Язычник. Можно ли Его именовать?
Христианин. Именуются малые вещи. Тот, чье величие нельзя представить, остается невыразимым.
Язычник. Так, значит, все-таки Он - невыразимый?
Христианин. Он не невыразим, а только выше всего выразим как причина всякого именования.4 Кто дает имена другим, неужели сам безымянен?
Язычник. Стало быть, Он и выразим и невыразим.
Христианин. И не это. Бог - не корень противоречивых [понятий]; Он сама простота, которая прежде всякого корня. Так что нельзя сказать и того, что Он вместе выразим и невыразим.
Язычник. Что же ты о Нем скажешь?
Христианин. Что Он ни именуется, ни безымянен, ни именуется и безымянен вместе; никакие взаимоисключающие и сочетаемые через согласование или противопоставление выражения не отвечают всепревосходству Его бесконечности.5 Так что Он - единое начало, предшествующее всякому соображению, какое можно о Нем построить.
Язычник. Так и бытие не будет Ему отвечать!
Христианин. Верно.
Язычник. Следовательно, Он - ничто.
Христианин. Он ни ничто, ни не ничто, ни ничто и не ничто вместе, Он - источник и происхождение всех начал бытия и небытия.
Язычник. Бог есть источник начал бытия и небытия?
<<< ΛΛΛ >>>
16 первый шаг разрешения проследить единство определенной сущности Число есть как бы начавшаяся вечность Призванного им человека он вооружил законами для сопротивления испорченной наклонности Кузанский Н. Малые произведения гг. средневековой философии
|