Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Или, может быть, еще удачнее сравнение ты найдешь в себе самом. Твой интеллект в высшей степени тождествен себе самому как печать абсолютного того же. Интеллект отражается только в рассудке. Разнообразие рассуждений по-разному уподобляется единству интеллекта: одни, называемые поэтому остенсивными, или доказательными, прозрачно и ясно, другие, убеждающие или риторические, слабо и затемненно, третьи средним образом. Когда интеллект, отождествляя, стремится призвать к себе ощущаемый мир, поднимая его к уподоблению с собой, он стремится привлечь его через сферу рассудка. И вот, поскольку различающиеся по видам подразделения, или рациональные основания ощущаемых вещей, могут быть разными, так что ощущаемое может подняться к уподоблению интеллекту, скажем, или в модусе видимого, или в модусе слышимого, или вкушаемого, или обоняемого, или осязаемого, то возникает небо зрения, небо слуха и так далее. Чувственный мир подвергается различению, то есть поднимается к уподоблению с интеллектом, в модусе видения, что происходит благодаря [общей способности] различения, проявляющейся в зрении [в частном виде] зрения; соответственно небо зрения, полное зрительной силы, управляется и приводится в движение своим особым рассудочным и различительным духом, так что благодаря интенции присутствующего в нем духа глаз обладает способностью зрительного различения, в котором живет сладостной для себя жизнью как причастный к интеллекту. Так же представляй и другие чувства.

Впрочем, этот предмет требует и более полного разъяснения, и другого, более удобного времени, поэтому пусть будет пока достаточно сказанного у нас о становлении вещей. Петух давно уж позвал нас на покой. Прощай.

Примечания

3. А. Тажуризина. Николай из Кузы

1 Йозеф Кох, посвятивший специальное исследование этому трактату, относит его к 1444 г. (см. J. Koch. Die Ars ConiecturaliS des Nicolaus von Cues. Koln-Opladen, 1956).

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 361.

3 Tokarski M. F. Filozofia bytu u Mikolaja z Kuzy. Lublin, 1958, s. 261.

4 Meyer H. Abendlandische Weltanschauungen. Bd 4. Wurzburg, 1950, s. 43.

5 Haubst R. Die Christologie des Nicolaus von Cues. Freiburg, 1959.

6 Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. м., 1937, с. 3.

7 В. Ф. Асмус. Натурфилософские и научные идеи Николая Кузанского. - «Фронт науки и техники», 1938, № 2.

8 См., например. В. В. Соколов. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962; его же. Николай Кузанский. - Философская энциклопедия, т. 3; его же. Николай Кузанский. - «История диалектики XIV-XVIII вв.». М., 1974; Pal Sаndor. Nicolaus Cusanus. Berlin, Akademi-Verlag, 1971; Bahr M., Bartsch G. Nicolaus Cusanus. Deutsche Zeitshrift fur Philosophie, 1964, N 10; Nicolaus von Kues. Wissenschaftliche Konferenz des Plenums der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin anlasslich der 500. Wiederkehr seines Todesjahres. Berlin, 1965; Wollgast S. Entwicklungsdenken von Nicolaus von Kues bis Giordano Bruno. - Stiehler G. (Hrsg.). Veraderung und Entwicklung. Berlin, 1974; Bergmann PL, Hedtke U., Ruben P., Warnke C. Dialektik und Systemdenken. Historische Aspekte. Berlin, 1977. P. Floss. Mikulаs Kusаnsky. Zivot a dilo. Praha, 1977.

9 Пал Шандор справедливо замечает, что Бог Николая в отличие от Бога традиционно-схоластического не имеет атрибутов, даже атрибута бесконечности, ибо Бог и бесконечность идентичны (Pal Sandor. Nicolaus Cusanus, S. 61).

10 В ссылках на сочинения Николая Кузанского дается общепринятая пагинация. Произведения, вошедшие в первый том настоящего издания, цитируются по настоящему изданию (Ред.).

11 Ссылаясь на Николая Кузанского, М. Э. Омельяновский Пишет: «Ныне физика на точном языке своих понятий ставит в конкретную плоскость естествознания вопрос о единстве предельно простого и предельно сложного, вопрос, который являлся когда-то предметом тех или иных философских спекуляций» («Вопросы философии», 1975, № 1, с. 96).

12 Дж. Бруно. Изгнание торжествующего зверя. Спб., 1914, с. 28.

13 Проблемы эстетики в философии Николая Кузанского специально рассмотрены u книге А. Ф. Лосева «Эстетика Возрождения» (М., 1978).

14 Haubst R. Die Christologie des Nicolaus von Cues, s. 306.

15 Tokarski M. F. Filozofia bytu u Mikolaja z Kuzy, s. 61.

16 Разумеется, Кузанец не избежал христианских оценок человека. См. III кн. «Об ученом незнании», малые произведения и др.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

17 об имени иегова как заключающем всякое звучание см выразительное молчание
Форма образует материю до той определенности учителя искусства
Николай кузанский
Вечность образом творение

сайт копирайтеров Евгений