Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

[98] В эпиграфе использованы слова Достоевского «Церковь в параличе с Петра Великого» (Из записной тетради 1880—1881 гг.), впервые опубликованные в кн.: Биография. Письма и заметки из записных книжек ?. ?. Достоевского. СПб., 1883. С. 356. Слова эти стали популярным афоризмом, будучи процитированы Мережковским в его кн. «Л. Толстой и Достоевский» (Т. 2. СПб., 1902. С. XXI) в следующем виде: «Русская «церковь в параличе с Петра Великого»...».

[99] От Востока звезда сия воссияет.— «Братья Карамазовы». Кн. 2. Гл. III (слова старца Зосимы; они же повторяются в кн. 6-й, гл. III, в поучениях старца)

[100] in partibus infidelium — «в стране неверных» (лат.); слова, добавляемые к титулу католического епископа, назначенного пастырем в нехристианские страны.

[101] ...трудна работа Господня.,.— Слова Вл. Соловьева на смертном одре (Трубецкой С. Н. «Смерть В.С.Соловьева»; К.В.М о ч у л ь с к и й, «Владимир Соловьев. Жизнь и учение», гл. 18; Лосев А. Ф. «Вл. Соловьев и его время». М., 1990. С. 107).

[102] Крестный ход 28 янв. (9 февр.) 1918 г. явился ответом на декрет Совета Народных Комиссаров от 20 янв. (1 февр.) 1918 г. об отделении церкви от государства. В постановлении Всероссийского церковного собора говорилось, что этот декрет «пытается сделать невозможным самое существование храмов, церковных учреждений и духовенства», ибо согласно ему церковно-религиозные общества отныне не могут считаться юридическими лицами, владеть собственностью и пр. (см.: Церковные ведомости. 31 янв. ст. ст. 1918. № 3—4. С. 20). В «Воззвании священного Собора к православным христианам» верующие призывались «идти на подвиг страдания, на защиту святынь» (Там же). В корреспонденции «Крестный ход в Москве 28 января» (Прибавление к Церковным ведомостям. 1918. № 3—4. С. 161—163) описывается грандиозная религиозная манифестация, в которой принимало участие около 500 тыс. чел.: общая исповедь накануне, наутро «широкий сплошной , гул колоколов», оглашение воззвания перед молящимися (в основном женщины, рабочие, крестьяне, старая Москва, интеллигенции мало); «настроение глубоко молитвенное, доходящее порою до высшего религиозного экстаза», выход из Кремля на Красную площадь патриарха Тихона и высшего духовенства; пасхальное пение. Манифестация в Москве прошла без эксцессов, но последовавшие вскоре крестные ходы в Туле, Харькове, Шацке и др. были расстреляны.

[103] Имеются в виду споры вокруг «имяславия», духовного движения, центром которого был русский Пантелеймоновский монастырь на Афоне. В 1912 г. это движение с его парадоксальной формулой «Имя Божие есть Бог» было признано еретическим и насильственно ликвидировано. Булгаков, Флоренский и их духовные наставники в Зо-симовой пустыни не были согласны с этим богословским определением и церковным осуждением (см. статью Булгакова «Афонское дело» // Русская Мысль. 1913. Кн. IX. С. 37—46; ср. также слова Беженца в диалогах «У стен Херсониса»//Символ. С. 210—212). После революции вопрос об имяславии вновь был поставлен на обсуждение на особой подкомиссии Всероссийского Поместного собора 1917 г., где докладчиком был назначен о. Сергий. Однако подкомиссия фактически не работала. Материалы, подготовленные к слушанию, были использованы Булгаковым при работе над «Философией имени» (см. особенно главы «Имя Божие» и «Софиологическое уразумение догмата об имени Иисусовом»).

[104] Год взятия Константинополя турками и падения Византийской империи.

[105] Таковым признавался византийский император в отношении церковной иерархии.

[106] Драгоценные оплечья, надеваемые византийскими императорами и русскими царями при коронации.

[107] Тенденция к признанию за императором главенства над церковью.

[108] Ереси (с IV в.), отрицавшие догмат о Троице.

[109] germants auxiliis — с германскою помощью (лат.).

[110] Уния, униатская (греко-католическая восточного обряда) церковь. Брестская уния объединила в 1596 г. на территории Речи Посполитой католиков и православных (украинцев, белорусов) под юрисдикцией папы римского.

[111] Щептицкий Андрей, до монашества Роман (1865—1944) — церковный деятель, митрополит униатской церкви в Западной Украине.

[112] Храповицкий Алексей Павлович (1863—1936) — Антоний, архиепископ Волынский. В 1909 приветствовал «Вехи» (Слово. 1909. № 791).

[113] Как свидетельствует униатский священник Николай Алексеевич Толстой в статье «Владимир Соловьев — католик» (Русское слово. 21 авг. 1910), 18 февр. 1896 г. совершилось присоединение Соловьева к католической церкви восточного обряда, в Москве, в присутствии и при участии Н. Толстого. (Выдержка из статьи приводится в прим. Колерова, Плотникова. С. 566. См. также «Акт о присоединении В.Соловьева к католичеству», опубл. в журнале «Китеж»,№ 8—12, декабрь 1927 г., Варшава. Текст его имеется в книге К.В.Мочульского «Владимир Соловьев. Жизнь и учение», в гл.14. Там же дается исчерпывающий ответ на вопрос был ли Соловьев католиком). На этот факт ссылаются биографы Соловьева, см.: Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. С. 346— 348; Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 360—361,— трактуя его по-разному. Причем С. Соловьев замечает: «Некоторые, например С. Н. Булгаков, предполагают, что Соловьев хотел практиковать intercommunion, то есть причащаться вперемежку у православных и католических священников. Это предположение невероятно»//Указ. соч. С. 347.

Существует документальное подтверждение интереса Булгакова к упомянутой статье Толстого: 1 окт. 1910 г. он писал Глинке (Волжскому): «Читали ли Вы об униатстве Соловьева письмо Ник. Толстого в Р<усском> Сл<ове>? Это и страшно важно и интересно» (ЦГАЛИ. Ф. 142. Оп. 1. Ед. хр. 198. Л. 120).

См. также: Иванов Вяч. Религиозное дело Вл. Соловьева.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Никакой связи между православием
Историк
Кающийся дворянин
В мае октябре 1917 министр земледелия временного правительства
Но стены святые неприступны

сайт копирайтеров Евгений