Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Осознание кризиса современной исторической науки как проявившейся к настоящему времени глубинной неадекватности положенной в ее основу естественнонаучной метафизики, приводит к необходимости сформулировать новую научную парадигму на основаниях, гармонизированных с историей как таковой и ее интеллигенцией – историографией как таковой.

Этими основаниями могут быть одновременно метафизическое конституирование истории как четырехмерного пространственно-временного континуума, антропологическое конституирование человечества как биологического вида, переживающего в истории видовое преобразование и логико-методологическое конституирование основных субъектов истории, событий – как лейбницевых монад.

Это потребует, во-первых, рассмотрения истории не как «науки о времени», а как науки о пространственно-временном континууме, то есть науки в определенном смысле не имманентной, а трансцендентной, науке о четырехмерье времени-пространства. Это, во-вторых, и как следствие, рассмотрение человечества, как людей, живущих во времени-пространстве истории, имеющей многотысячелетнюю длительность, а не только в пространстве-времени современности, сжатой в contemprorary или растянутой до «эпохи», например, модерна или модерности. Это, если уточнить, рассмотрение человечества-в-истории, но человечества в целом, как биологического вида, homo sapiens sapiens, находящегося в «экстраординарном» состоянии и готовящегося к революционному переходу в другой биологический вид, а в этом переходе подвластном не столько законам дарвиновского естественного отбора, сколько некоей антропологической программе, «форме», являющейся с точки зрения истории, носителем ее, истории, цели и смысла. Это, в-третьих, рассмотрение пространственно-временного континуума не только каузально, как континуума, но и монадически, как мы рассматриваем свою собственную личность, в логике которой часть равна целому и целое предшествует ее частям. А логика монады – это и логика проявления «формы». Отсюда следует необходимость рассматривать программу преобразования вида и как живую личность, а событие как живую тотальность, имеющую монадическую логику и структуру.

Возвращаясь к дискуссии в биологии, ведущейся со времен дарвиновского переворота, можно сделать вывод, что дарвинизм не только обогатил и революционизировал биологию и антропологию, а также весь комплекс гуманитарно-общественных наук, но и сменил мировоззренческий гештальт значительной части интеллектуальных элит и, тем самым и посредством того, помог в XX столетии осознать совершенную недостаточность старых метафизических постулатов, в том числе о цели и телеологии в эволюции и истории.

Развитие биологии и эволюционной антропологии в XX столетии проясняет гетерогенный характер эволюции, состоящей как минимум из двух принципиально различных систем. Первая – это дарвиновский путь естественного отбора посредством медленных и корректировочных приспособлений в «ламинарных» периодах и саморазрушительных процессов в периоды, когда превышены пределы устойчивости систем механической и органической саморегуляции вида. Но саморазрушение популяции в ее механике и органике, как правило, выводит популяцию на второй путь – исторический, путь революционного преобразования вида через историю, программируемую личностными, монадическими, волевыми данностями, представляющими популяцию и сам вид как целое. Речь здесь идет о транстелесных личностях или о том, что менее точно можно определить как юнгово «коллективное бессознательное» или, что несколько ближе к истине, «коллективное сознательное».

В следующей части нашей книги будут рассмотрены дискуссионное и «экстраординарное» поле философии истории. В основные проводники здесь, как и в путешествии по всей книге, был выбран немецкий теолог и философ Эрнст Трельч, создавший основательный компендиум историко-философских систем и идей XIX и начала XX столетий. В этом выборе проявилось прежде всего признание более фундаментального характера религиозной метафизики истории по сравнению с объектом нашего рассмотрения – философией истории.

Дискуссионному полю вокруг понятий «культура» и «цивилизация» мы также уделим внимание, но, как представляется, достаточно рассмотрения этих проблем в историософском дискурсе, так как, по нашему мнению, само дискуссионное поле культуры и цивилизации вращается вокруг по преимуществу искусственно созданной проблематики, а также традиционных историософских проблем, просто переформулированных в более удобные для естественнонаучного, позитивистского метода формы. В отличие от чуждого для естествознания дискуссионного поля философии истории, организованного историческим и философским сознанием, здесь естествознание «у себя дома». «Культура» и ее представители, как, например, «язык», принципиально статичны, синхронны, в отличие от «истории» или, например, «речи».

Дискуссионное поле философии истории состоит из четырех основных компонентов. Первый – это спекулятивная философия истории, которую для краткости будем чаще называть историцизмом, не придавая этому слову отрицательных коннотаций. Второй – это критическая философия истории, представленная прежде всего неокантианством и неогегельянством, а в англо-саксонской историософии – почти неотличимой от позитивистской эпистемологической философией истории. Третий – это метаистория как органичная для историографии «философия», к которой я отношу историзм как таковой и то течение постмодернизма, которое, по утверждению Ф. Анкерсмита, представляет собой «радикализированный историзм», а также «естественную философию» великих историков-нарративщиков, таких, например, как Ж. Мишле или Т. Карлейль, которые, повествуя и аргументируя по ходу повествования, совсем не думают, что они философствуют. Четвертый – это эпистемология истории в ее попытках вобрать в себя вопросы цели и смысла истории и в попытке осмыслить всемирную историю или истории наций и крупных исторических периодов на основаниях естественнонаучной каузальности, но оставаясь в то же время в рамках решения собственно научных задач. Иначе сказать – это позивистская история или то, что я определил как историческая наука par excellence в отличие от историографии.

Поскольку позитивизм стал в эпоху Модернизма все-таки преобладающей философской точкой зрения на историю и фактически вобрал в себя как поздний марксизм, начинавший в качестве материалистического варианта гегелевской философии истории, так и неокантианство, пытавшееся конституировать себя как антипозитивистское учение, и поскольку сила позитивизма была отнюдь не только и не столько в величии учений Огюста Конта и Герберта Спенсера, а в мощи естествознания и в кумуляции его успехов в XIX - XX веках, то мое рассмотрение позитивизма или эпистемологии истории во второй части книги ограничено кругом наиболее значимых наук, претендующих на обще-эпистемологический статус в истории. «Философии» как таковой здесь уделено лишь попутное внимание, недостаток которого, впрочем, может быть восполнен в дальнейшем, ведь многосторонний гений Конта несет в себе не только «позитивное», но и глубокое религиозное начало. Да и кроме Конта здесь есть к кому обратиться. Мне, например, очень импонирует вундтовская мысль.

Кроме Э. Трельча, с которым я шел рука об руку по историософским дебрям, здесь мы будем общаться с Ф. Анкерсмитом, полностью разделяя его желание от критики кантианских основ философствования перейти к радикально-истористским, основанным на «ностальгической репрезентации»; с М. Элиаде и его феноменологией мифа; с К.Г. Юнгом и А. Аугустинавичуте, типология личности которых будет адаптирована в нашей теории личностной типологии платоновских идей-интеллигенций и личностей наций-общин; с Г. Риккертом и его замечательно ясным изложением критическо-философской точки зрения на проблемы истории; с Э. Кассирером, близким мне в желании разглядеть в истории перво-формы, прафеномены трансцендентной реальности и очень тонким позитивизмом и натурализмом его мысли; с К. Гирцем и К. Леви-Стросом, которые авторитетно представляют здесь достижения и достоинства современной культурной антропологии; с Ж. Ле Гоффом, который стал одним из инициаторов дискуссии об исторической антропологии как фундирующей историю науке; с Ю. Лотманом, представляющем здесь «двуполушарную» семиотику; с Н. Копосовым, который дал, как представляется, интересный обзор развития ключевых для исторической науки XIX - XX веков понятий «общество» и «социальное», и, в связи с этим, социальной истории, которая как предмет до сих пор является одной из основных претенденток на историю тотальную, стремящуюся вобрать в себя понятие «исторического» и историографию как таковую.

Третья часть книги будет посвящена метаистории и историографии, как прежде всего практике и методологии историописания. Здесь особое значение имеет анализ учения В. Дильтея. На этой основе будет предпринята попытка создать некое смысловое поле вокруг Sensation – ключевого, с нашей точки зрения, инструмента исторической репрезентации. Необходимо обратить внимание на то, что рассуждения о Sensation , разбросанные по всей книге, намеренно содержат разноречия, поскольку эта глубокая идея не может быть исчерпана какой-то одной, даже сложной схемой или «самой удачной» метафорой.

Одновременно мы кратко обсудим идеи «актуальных» Р. Дж. Коллингвуда, Б. Кроче и обоснуем наши подходы к исторической периодизации и темпорализации. Основным нашим «собеседником» здесь будет А. Про – основательный французский историк и хороший преподаватель университетского курса.

Четвертая часть книги будет посвящена прежде всего структурному «темпорально-эпохальному» анализу эпохи Просвещения (1749-1877 гг.) и переходного к ней периода четвертой четверти эпохи Барокко (1717-1749 гг.). Здесь будет описаны процессы «эпохальной динамики» исторической и философской мысли, естествознания, политической мысли, модели английского «образцового» развития, моделей «человека этического» и «человека рационального», генезиса Французской революции.

Нашими собеседниками здесь будут В. Виндельбанд, Э. Кассирер, шестнадцать типов отношений между ними.

Э. Трельч, Т. Кун, К. Шмитт, Дж.М. Тревельян, М. Вебер, М. Фуко, Х. Уайт, Р. Шартье, мыслители XVIII столетия Дж. Вико, лорд Болингброк, И.Г. Гердер, Д. Дидро. Впрочем, не только они. Всего в книге дано слово трем десяткам авторов, не считая тех, кто выступит перед вами лишь мельком или вскользь и тех отсутствующих гениев, идеи которых будут представлять здесь другие, преимущественно – наши современники, то есть мыслители нашей, модернистской эпохи.

Примечания

(1) Про А. «Двенадцать уроков по истории» – М., 2000. – с. 148-150.
(2) Кун Т. «Структура научных революций» - М., 2003. – с. 11-12.
(3) Там же. – с. 30-31.
(4) Там же. – с. 168.
(5) Там же. – с. 274-278.
(6) Там же. – с. 80.
(7) Зверева Г.И. «Понятие «исторический опыт» в «новой философии истории» http://www.hist.msu.ru/Departments/HisTheory/Ed/nuitr6.htm
(8) Там же. – с. 83-85.
(9) Кун Т. «Структура научных революций» - М., 2003. – с. 106-107.
(10) Там же. – с. 62-63.
(11) Там же. – с. 73.
(12) Там же. – с. 140-143.
(13) Там же. – с. 186.
(14) Там же. – с. 142.
(15) Там же. – с. 235-236.
(16) Там же. – с. 206.
(17) Там же. – с. 346.
(18) Там же. – с. 304.
(19) Там же. – с. 235.
(20) Копосов Н.Е. «Как думают историки» – М., 2001. – с. 142.
(21) Там же. – с. 156-157.
(22) Там же. – с. 169-171.
(23) Там же. – с. 175-178.
(24) Кун Т. «Структура научных революций» - М., 2003. – с. 65-66.
(25) Там же. – с. 227-228.
(26) Там же. – с. 303.
(27) Там же. – с. 42-43.
(28) Там же. – с. 125-126.
(29) Там же. – с. 162-163.
(30) Там же. – с. 306-307.
(31) Про А. «Двенадцать уроков по истории» – М., 2000. – с. 87.
(32) Там же. – с. 254.
(33) Там же. – с. 258-261.
(34) Трельч Э. «Историзм и его проблемы (логическая проблема философии истории)» - М., 1994. – с. 51.
(35) Про А. «Двенадцать уроков по истории» – М., 2000. – с. 265-266.
(36) Там же. – с. 221.
(37) Там же. – с. 265.
(38) Кун Т. «Структура научных революций» - М., 2003. – с. 250.
(39) Про А. «Двенадцать уроков по истории» – М., 2000. – с. 254-255.
(40) Там же. – с. 317-318.
(41) Кун Т. «Структура научных революций» - М., 2003. – с. 254-256.
(42) Про А. «Двенадцать уроков по истории» – М., 2000. – с. 36.
(43) Там же. – с. 315-319.
(44) Там же. – с. 15.
(45) Там же. – с. 38.
(46) Там же. – с. 23-25.
(47) Там же. – с. 40-43.
(48) Копосов Н.Е. «Как думают историки» – М., 2001. – с. 203-204.
(49) Про А. «Двенадцать уроков по истории» – М., 2000. – с. 89.
(50) Копосов Н.Е. «Как думают историки» – М., 2001. – с. 206-208.
(51) Там же. – с. 211.
(52) В книге Ле Гоффа Ж. «Цивилизация Средневекового Запада» – Сретенск, 2000. – с. 350-363: послесловие А.Я. Гуревича «Жак Ле Гофф и «новая историческая наука» во Франции».
(53) Копосов Н.Е. «Как думают историки» – М., 2001. – с. 307.
(54) Про А. «Двенадцать уроков по истории» – М., 2000. – с. 45-46.
(55) Там же. – с. 8-9.

В философии истории в XIX - XX веках выделились четыре основные области философской рефлексии, а, именно, спекулятивная философия истории, метаистория, критическая философия истории и позитивистски ориентированная «историческая наука» или эпистемология со своими собственными смысловыми и идеологическими центрами и методологией, развитой из этих центров, а также со своими границами, охватывающими предмет изучения и пересекающимися между собой, образуя здесь обширные «серые зоны».

Вне этих областей можно увидеть, например, замечательную метафизическую систему Шеллинга, которая, скорее, принадлежит к дискуссионному полю религиозной метафизики истории.

Спекулятивная философия истории, включающая в себя учения Гердера, Фихте, Гегеля, Маркса и их поздние вариации, коренится в августиновской теологической метафизике истории, преобразованной Просвещением таким образом, что вера в Спасение была заменена верой или неверием в Прогресс и «превратилась в торжественное шествие человеческого Разума по истории». Царство Божие в существенно секуляризированном варианте метафизики истории, то есть в спекулятивной философии истории, стало неким конечным состоянием идеального существования человечества на Земле и человека в его жизни.

Само преобразование религиозной метафизики истории в «историцизм», как называли спекулятивную историософию позитивистские оппоненты философов, оказалось сужением исторического пространства с фактической заменой человека как биологического вида, выведенного из состояния равновесия и пошедшего по истории цепью поколений, прошлых, настоящих и будущих, «наличным человечеством» поколений, живущих «здесь» и «теперь»; с заменой жизни вечной души живой «разовой» экзистенциальной жизнью человека от рождения до смерти.

Можно говорить и о «метафизической деградации» религиозно-метафизической тотальности исторического бытия в умозрительные схемы парадигматического для них всех, в том числе «отрицателей» этой парадигматики, гегельянства. Гегельянство стало вершиной историософской спекуляции XIX столетия между прочим еще и потому, что впервые осознало основную установку картезианского мышления – его эго-центризм, – как историческую проблему, как проблему эпохи, как проблему Нового времени.

Э. Трельч описывает генезис гегельянства, ведя его от «начального» Лейбница и раскрывает его поистине историческое значение как «первой великой теории исторической диалектики» и как «сосредоточия одной из важнейших исторических проблем, и в первую очередь вопросов, как можно уразуметь настоящее и будущее из тенденций развития прошлого». Он пишет о «соединении великих импульсов нового мышления, а именно: учения Лейбница о постоянном возвышении следующих собственному внутреннему закону монад; теории Канта об основании науки на самопознании разума; взгляда Гердера на живой рост индивидуальных образований; уверенности Фихте в сущностном единстве противоположностей, разделяющих и снова восстанавливающих мир и жизнь в их единстве; наконец, мудрой идеи спинозизма о полноприсутствии универсума в каждой точке его единичной действительности. Именно из этого соединения выросла логическая теория динамики исторического бытия. Именно в этом заключается основная идея диалектики Гегеля, первая великая теория исторической динамики. И она сейчас же устремляется к построению универсального процесса. Но она хочет лишь расширить подслушанный ею в развитии единичного пульс жизни в ритм «целого» и этим снова включить частное развитие в это целое. Она является абстракцией исторического движения как такового и вместе с тем попыткой превращения его в некое прочное логическое понятие. Все прочие теории развития выросли либо как отклонение от нее, либо как противоположение ей, но при этом они никогда не смогли устранить ее полностью. Ее форма развития разрушена, но ее элементы продолжают жить» (1).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Историографическую практику
Объясняющие историческое событие
Историческая антропология строится на гипотезах времени фениксе
Недостаточность ритуала
С точки зрения исторического сознания как такового

сайт копирайтеров Евгений