Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ТЕОСОФИЯ (греч. theos — бог и sophia — мудрость, знание;~дословно — богопознание) — понятие, отождествляемое иногда с теологией (напр., в “Ареопагитиках”) или с нек-рыми вне-вероисповедными формами мистики, представители к-рой непосредственный внутренний опыт человека, мистическую интуицию как способы постижения божества предпочитают авторитету официальных церковных догм (в этом случае говорят о теософических аспектах гностицизма и неоплатонизма, относят к теософам мыслителей типа Бёме или Сведенборга; единство теологии, философии и науки Соловьев наэ. “свободной Т.”). Собственно Т. именуют учение Е. П. Блаватской (1831—91), основавшей вместе с американцем Г. Ол-коттом в 1875 в Нью-Йорке Теософское об-во (вскоре его центр переместился в Индию; функционирует и ныне). До 1913 активным членом об-ва был создатель антропософии Р. Штейнер. Цели об-ва и свои идеи Блаватская изложила в соч. “Тайная доктрина” (1888), “Ключ к теософии” (1889) и др. Т. претендует на то, чтобы “научными” методами познать божественную мудрость, сделать ее достоянием личности и в конечном счете обеспечить человеку “райское блаженство” после смерти. Добиться этого путем выявления “скрытых сил”, духовно-божественного ядра в индивиде могут только “мастера” Т., обладающие тайными знаниями (оккультизм). Эклектически соединяя в себе элементы различных вост. и зап. религий и идеалистических систем (гл. обр. буддизма, индуизма и др. направлений инд. религиозно-философской мысли), Т. является сводом мистико-фантастических представлений о мире и человеке.

ТЕРМИН (лат. terminus — предел, граница) — 1. Однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства и т. п. Т. является элементом языка науки, введение к-рого обусловлено необходимостью точного и однозначного обозначения данных науки, особенно тех, для к-рых в обыденном языке нет соответствующих названий. В отличие от слов обыденного языка, Т. лишены эмоциональной окраски. 2. В логике необходимый компонент суждения (субъект и предикат) или силлогизма (большим Т. наз. предикат вывода, меньшим Т.— субъект вывода, средним Т.— понятие, к-рое входит в посылки силлогизма, но не входит в заключение).

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ — осн. понятия совр. философии техники и истор"ико-материалистического анализа механизма общественно-экономического развития. Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия же техники преимущественно оперирует первым смыслом. Интерес к исследованию техники как к философской проблеме отчетливо проявляется уже у Аристотеля. Новая волна интереса к технике в первом смысле связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения, а позднее с бэкони-анской и картезианской традициями. Рационалистическая философия, особенно в лице просветителей (Кондорсе), была склонна видеть в технике и техническом прогрессе решающее средство разрешения всех социальных противоречий и достижение общего благополучия. Преувеличение детерминирующей роли техники приводит, с одной стороны, к технологическому детерминизму, а с др.— к технократической идеологии, согласно к-рой лица и группы, создающие технику, владеющие ею и умеющие пользоваться, не только обладают всеми социальными и духовными преимуществами над др. категориями и социальными группами людей, но и в состоянии свести управление общественными процессами к управлению техникой. Пионером технократической идеологии, развивающейся в рамках утопического социализма, был Сен-Симон. Технические артефакты реализуют две функции: 1) изменения вещественного, энергетического или информационного состояния предмета труда; 2) изменения совокупности производственных операций, приемов и навыков, необходимых для реализации технической деятельности. Поэтому модификация и прогресс техники изменяют предметную область производительной деятельности человека и вместе с тем трансформируют структуру производства и трудовой активности. Техника в этом смысле выступает посредником между человеком и природой и является важнейшим звеном во взаимодействии человека с окружающей средой. Как конструктивное, так и деструктивное влияние техники на окружающую среду зависит от обеих этих функций и от социальных систем, в к-рых они реализуются. Более широким понятием является технология. Различают традиционную и совр. технологии. В традиционном смысле технология охватывает набор и последовательность операций, выполняемых с помощью данной техники в каждом данном определенном производственном процессе. В совр. смысле, осознание к-рого начинается с середины 20 в., и особенно в 70-е гг., технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий, управления, финансирования и взаимодействия с др. технологиями. Совр. технология развивается не изолированно, а как сумма или суперсистема отдельных технологий. Так, информационная технология (ИТ) занимает стержневое место в этой системе. Чем выше уровень совр. технологии, тем большую роль в ней играет ИТ (примером могут служить биотехнология, генная инженерия, технология новых материалов, телематика и т. п.). Системно-иерархический характер совр. технологий делает их аккумулятором и генератором ряда гносеогенных и социогенных процессов. Специфической чертой совр. высоких технологий является уменьшение материалоемкости и увеличение наукоемкости и капиталоемкости. В этом смысле они выступают как центральный механизм и гл. индикатор научно-технического прогресса.

 

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

Т

ТЕХНОКРАТИЯ (греч. techne — ремесло, искусство, kratos — власть, господство) — 1. Социальный слой высших руководителей государственно-монополистического производства, к-рый входит в господствующий класс совр. буржуазного об-ва. 2. Социологическое учение, основанное амер. экономистами Г. Скоттом и Т. Вебленом в 20-х гг. 20 в. Сторонники этого учения пропагандируют необходимость установления политической власти технических специалистов, абсолютизируют роль техники в социальной жизни и подчеркивают зависимость индивидов от совр. технологии. Теоретики Т. отрицают роль частной собственности в функционировании политической системы, считая, что совр. буржуазным об-вом управляют не капиталисты, а менеджеры (Д. Бэрнхем) или в более широком плане — “техноструктура” (Дж. К. Гэлбрейт), т. е. иерархическое объединение специалистов, начиная от рядовых инженеров и кончая генеральными директорами крупных фирм. При таком подходе представление об участии в процессе принятия решении узкой группы высших функционеров в союзе с традиционными собственниками-капиталистами неправомерно .распространяется на всю иерархию в капиталистической системе разделения труда. Таким же методологическим пороком страдает и концепция .“нового класса” Белла, в соответствии с к-рои власть принадлежит меритократии. В условиях совр. этапа развития научно-технической революции бурное развитие компьютеризации и робототехники вызвало к жизни теории “кибернетической элиты” (К. Штайнбух) и “компьютерной демократии” (Г. Краух и др.). По мнению Штайнбуха, власть в совр. буржуазном об-ве должна принадлежать математикам, экономистам, программистам, к-рые якобы способны более точно, определить степень эффективности тех или иных решений. С т. зр. теоретиков “компьютерной демократии”, информационно-коммуникативная революция здесь ведет не к усилению манипулирования народными массами со стороны господствующих кругов, а к развитию демократии на более высоком уровне. Распространение персональных компьютеров, кабельного телевидения, новых информационных каналов будто бы позволит решить острые экономические и политические противоречия с помощью электроники. Как и др. технократические теории, “компьютерная демократия” является разновидностью сциентистского утопизма и технологического детерминизма. Теоретики Т. считают, что законы технической рациональности лежат в основе не только политической леги-тимизации, но и в духовной жизни об-ва в целом, не признают автономность культуры и морали.С технократической т. зр. функционирование об-ва определяется лишь техническим аппаратом. В социалистическом об-ве также встречаются рецидивы технократизма, выражающиеся в пренебрежении к людям, игнорировании человеческого фактора в процессе планирования и управления. Преодоление технократических взглядов предполагает утверждение приоритета гуманистических ценностей в социальной и экономической жизни, широкое развитие демократии, гласности, самоуправления.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (греч. techne — искусство, мастерство, logos — учение, слово) — распространенная на Западе философская концепция, согласно к-рой технические средства производства, т. е. машины, механизмы, компьютеры, роботы и т. д., а также научно обоснованные технологические знания представляют собой решающий фактор, однозначно определяющий все стороны общественной жизни1 характер и направление социального развития. В рамках Т. д. выделяются два крайних течения: технологический эвдемонизм (от греч. evdaimo-nia—счастье, блаженство), считающий, что прогресс в технике и технологии автоматически устраняет социальные противоречия и антагонизмы, неравномерное распределение богатства, культуры, а также технологический алармизм (от фр. alarmiste — тревога, беспокойство), видящий лишь негативные последствия этого прогресса: усиление социально-экономических противоречий, рост насилия над личностью. дегуманизацию общественной жизни и др. Т. д. во всех его проявлениях представляет собой неадекватную реакцию на совр. научно-техническую революцию. Он не учитывает, что техника и технология приводят к разным последствиям в различных социально экономических системах на различных стадиях их исторического развития. В противоположность Т. д. исторический материализм считает технику и технологию элементами производительных сил, гл. из к-рых является человек. Именно в этом качестве материальные средства производства и соответствующие знания входят в структуру способа производства и оказывают влияние на функционирование и развитие об-ва в единстве и взаимодействии с производственными отношениями. Т. обр., технико-технологический фактор не определяет прямо и однозначно социально-исторический процесс, но, играя важную роль в материальной структуре об-ва, приводит к различным последствиям в различных общественно-экономических системах на конкретно-исторических стадиях их бытия. В качестве рецидивов ложного мышления Т. д. может проявляться и при социализме. Борьба против Т. д. предполагает утверждение гуманистической “шкалы ценностей”, характерных для социалистического об-ва: приоритет социальных и человеческих целей и пр.

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843—1920)—рус. ученый, последователь Дарвина, основатель физиологии растений в России. Его мировоззрение формировалось под влиянием идей рус. революционных демократов. Осн. экспериментальная работа Т.— по фотосинтезу растений — сыграла большую роль в обосновании единства живой и неживой материи. Т. не замыкался в рамках узкоэкспериментальных методов, делал широкие философские обобщения, плодотворно применял исторический метод, во многом совпадающий с диалектико-материалистическим методом, стремился поставить биологию на службу народу. Т. первый из крупных рус. естествоиспытателей принял Октябрьскую социалистическую революцию. Сб. его Статей “Наука и демократия” (1920) получил высокую оценку Ленина.

ТИПОВ ТЕОРИЯ (иерархия ти пов) — способ построения формальной (математической) логики, при к-ром вводится различение объектов различных уровней (типов); один из способов исключения из логики и теории множеств парадоксов и антиномий. Впервые Т. т. развил Э. Шредер в применении к логике классов (1890). В 1908— 10 Рассел построил детальную систему Т. т. в применении к исчислению преди-- катов: ее смысл состоит в различении по типам: индивидов (тип 1), их свойств (тип 2), свойств свойств (тип 3) и т. д.; внутри типов вводится деление на порядки.

ТИПОЛОГИЯ — см. Классификация.

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844— 86) — один из теоретиков революционного народничества, публицист и литературный критик. С 1873 — в эмиграции, где издавал журнал и газету “Набат” (1875—81). Взгляды Т. сложились под воздействием идей революционных демократов 60-х гг. Он полагал, в отличие, напр., от Лаврова, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, пока в стране не сложились буржуазные отношения, к-рые могут надолго отсрочить революционный переворот. Подобно Бакунину, Т. видел в рус. народе, прежде всего в крестьянстве с его еще сохранившимся общинным землевладением, социалиста “по инстинкту, по традиции”. Причем, с т. зр. Т., революционность народа проявляется гл. обр. в разрушении старого, созидательные же задачи решает обладающее “силой, властью и авторитетом” “революционное меньшинство”, государство. Поэтому необходимым условием осуществления общественно-экономических и духовных идеалов социализма Т. считал (и здесь он, расходясь с бакунистами, переходил на позиции бланкизма) “захват политической власти” группой хорошо организованных революционеров (“партией действия”) посредством заговора, предполагающего террор и дезорганизацию существующего государства, к-рое в России якобы не выражает интересов к.-л. класса и не имеет корней в экономике страны. Эти его идеи во многом были восприняты партией “Народная воля”. Хотя Т. и признавал нек-рые положения исторического материализма (напр., говорил об определяющей роли “экономического быта” в общественных отношениях), преодолеть идеалистический, волюнтаристский взгляд на историю он не смог. Критику социально-политических идей Т. дал Энгельс в работе “Эмигрантская литература” (1874—75). Отстаивая реализм, Т. боролся с консервативными литературно-эстетическими направлениями; с позиций механистического материализма и материалистически толкуемого позитивизма критиковал рус. религиозных философов (неославянофилов, Соловьева и др.). Соч.: “Закон общественного самосохранения” (1870), “3адачи революционной пропаганды в России” (1874), “Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу” (1874), “Набат” (1875), “Революция и государство” (1876) и др.

ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ—см. Фетишизм.

ТОЖДЕСТВА ЗАКОН — закон логики, согласно к-рому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. Предпосылкой его выполнимости является возможность различения и отождествления тех объектов, о к-рых идет речь в данном рассуждении. На деле, однако, такое различение и отождествление не всегда возможно (Различие, Тождество). Т. з. предполагает поэтому некоторую идеализацию действительного характера тех объектов, о к-рых идет речь в данном рассуждении (отвлечение от их развития и изменения), правомерность чего вытекает из факта относительной устойчивости явлений объективного мира.

ТОЖДЕСТВЕННО - ИСТИННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ — высказывания, выражения или формулы логических исчислений, являющиеся истинными при любых значениях истинности их переменных. Таковы все законы формальной логики. Соответственно тождественно-ложные высказывания или формулы ложны при любых значениях истинности их переменных.

ТОЖДЕСТВО — категория, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов. О предметах А и В говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, неразличимыми, если и только если все свойства (и отношения), к-рые характеризуют А, характеризуют и В, и наоборот (закон Лейбница). Однако, поскольку материальная действительность постоянно изменяется, абсолютно тождественных самим себе предметов, даже в их существенных, осн. свойствах, не бывает. Т. является не абстрактным, а конкретным, т. е. Содержащим внутренние различия, противоречия, постоянно “снимающим” себя в процессе развития, зависящим от данных условий. Само отождествление отдельных предметов требует их предварительного отличия от других предметов; с др. стороны, часто приходится отождествлять различные предметы (напр., с целью создания их классификаций). Это означает, что Т. неразрывно связано с различием и является относительным. Всякое Т. вещей временно, преходяще, а их развитие, изменение абсолютно. В математике, где мы оперируем с абстракциями (числами, фигурами), рассматриваемыми вне времени, вне их измерения, закон Лейбница действует без особых ограничений. В точных же опытных науках абстрактное, т. е. отвлекающееся от развития вещей Т., используется с ограничениями, и то лишь потому, что в процессе познания мы прибегаем в известных условиях к идеализации и упрощению действительности. С подобными ограничениями формулируется и логический-гожйесгва закон.

ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889— 1975) — англ. историк и социолог. Его философия истории заменяет учение об общественном прогрессе “теорией цикличности”. Всемирная история рассматривается им как последовательный ряд “цивилизаций”, проходящих одинаковые фазы: рождения, роста, крушения, разложения и гибели/ Рассматривая проблему движущих сил истории, Т. сочетает признание в каче-, стве смысла истории “откровения бога” и надежды на приобщение к нему с культом личностей, “творческих индивидов или творческих меньшинств”. Т. доказывал возможность спасения “зап. цивилизации” путем усиления роли религиозно-церковного начала. Осн. соч.— “Исследование истории” (В 12 т., 1934—61).

ТОЛАНД Джон (1670—1722) — англ. философ-материалист, борец за свободомыслие. Начав с деистической критики религии (Деизм). Т. стал на позиции атеизма: он отрицал бессмертие души, загробное воздаяние, сотворение мира, доказывал небожественное происхождение “священных” книг, отрицал чудеса, делал попытки объяснить происхождение религии земными условиями и т. д. Книга Т. “Христианство без тайн” (1696) вызвала ярость духовенства и была предана сожжению, сам Т. бежал. Гл. заслуга Т. заключается в его учении о единстве материи и движения; движение — существенное и неотъемлемое свойство материи. С этих позиций Т. критиковал Спинозу, к-рый не считал движение осн. свойством материи, а также Ньютона и Декарта, видевших источник движения в боге. Материя, по Т., вечна и неунич-тожима, вселенная бесконечна. Т., однако, оставался в рамках механистического материализма: он отрицал случайность, видел в мышлении чисто физическое движение мозгового вещества; движение материи не связывал с ее качественным изменением. По своим социально-политическим взглядам Т. был представителем буржуазно-демократических кругов Англии. Осн. соч.— “Письма к Серене” (1704).

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828— 1910) — рус. писатель и мыслитель. В своем творчестве и учении Т. отразил гл. обр. эпоху пореформенного развития России (с 1861 по 1905), историческое своеобразие “всей первой русской революции, ее силу и ее слабость” именно как “крестьянской буржуазной революции” (Ленин В. И. Т. 20. С. 20). Отсюда “кричащие” противоречия в его воззрениях: с одной стороны, беспощадная критика капитализма, официальной церкви, антинародной сущности государства, с др.— проповедь смирения, непротивления злу насилием, утонченной формы религии. На религиозно-философские взгляды Т. (сложившиеся окончательно после духовного кризиса в конце 70-х гг.) помимо христианства оказали влияние идеи буддизма, др. вост. религиозных систем, а также Руссо, Шопенгауэра и славянофилов. В основе учения Т.— понятие веры, к-рую он во многом толкует этико-рационалистически: вера — знание того, что такое человек и в чем смысл его жизни. Последний Т. видит в преодолении отчуждения и свободном объединении людей на основе любви, в слиянии их с богом путем осознания каждым в себе разумно-божественного начала. В этом, с его т. зр., состоит достигаемый через личное самосовершенствование идеал “истинного”, освобожденного от исторических искажений вероучения Христа, включающего и бессмертие духовно-разумной жизни. Согласно Т., государство как форма насилия, частная собственность, церковь, вся чуждая народу цивилизация препятствуют воплощению этого идеала, порождая социальные недуги. В итоге он приходит к отрицанию государственности (анархизм), ценности науки и культуры, призывает к опрощению, идеализирует крестьянский труд, общину. Человек, по Т., свободен лишь в сфере личностно-духовной, в служении богу (добру, или безусловному. “всемирному невидимому началу”). Социально-исторический процесс направляется божественной волей (провиденциализм) и осуществляется через деятельность масс, отдельная же личность, даже царь, является орудием истории (фатализм). В работах по эстетике (“Что такое искусство?”, 1897— 98, и др.) он выступил против декадентства и официальной, “господской”, культуры. Т. понимает искусство как одно из средств общения индивидов (передача чувств друг другу), как деятельность, призванную объединять людей, помогать им побеждать зло, улучшать себя. Поскольку высшую цель человечества Т. видел в реализации “царства божьего” на земле, он приходит к выводу, что руководящей для искусства должна быть идея нравственно-религиозная, а не эстетическая. Глубоко ошибочна т. зр. буржуазных историков философии, согласно к-рой заслуга Т. состоит в том, что он сделал попытку преодолеть секуляризм, т. е. обосновать социально-культурные идеалы с помощью религии. Т. велик как художник-реалист (“Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение” и др.), как мыслитель-гуманист, выразивший протест масс против несправедливости, социального неравенства и угнетения. Всестороннюю научную оценку творчеству Т. дали Ленин и др. марксисты. Осн. философско-религиозные'соч. Т.: “Исследование догматического богословия” (1880), “Исповедь” (1880— 84), “В чем моя вера?” (1882—84), “Царство божие внутри нас” (1891). “Путь жизни” (1910).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Источники философии ш
Новая волна интереса к технике в первом смысле связана с развитием инженерного мышления эпохи возрождения

сайт копирайтеров Евгений