Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ТОРО Генри Дэвид (1817—62)— амер. философ-идеалист и писатель; входил в кружок трансценденталистов, возглавляемых Эмерсоном. Взгляды Т. сложились под воздействием европейских романтиков (особенно Кар-лейля) и Руссо, идей протестантизма и вост. мысли. С индивидуалистских позиций критиковал эксплуататорскую сущность капитализма, его пронизанную мещанством и практицизмом культуру. “Роскошь одного класса уравновешивается нищетой другого. С одной стороны — дворец, с другой — приют для нищих...” — писал Т. в своем гл. произв. “Уолден, или Жизнь в лесу” (1854). Любое государство, полагает Т., “страдает слабоумием” и является злом; о государстве США он говорил: “Всякое сотрудничество с ним покрывает человека позором”. Романтически .окрашенный социально-этический идеал мыслителя — свободная, гармоничная, независимая от об-ва, поклоняющаяся природе личность — был следствием его отрицательного отношения к буржуазному строю и порожденному им разделению труда. Философские взгляды Т.— пантеизм с заметным оттенком мистицизма; законы природы и всемирного разума (включая нравственный порядок) совпадают. Цель познания — истина, к-рой мы достигаем, проникаясь окружающей нас божественной реальностью,т.е. природой. Боролся против рабства в США, один из первых выдвинул идею гражданского неповиновения (эссе “О долге гражданского неповиновения”, 1848); выступление Джона Брауна в защиту негров назвал “благородным подвигом”. Демократическая Америка высоко ценит наследие Т.

ТОТАЛИТАРИЗМ (лат. totalis — весь, целый, полный) — общественно-политический строй, характеризующийся всеобъемлющим деспотическим вмешательством авторитарно-бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь отдельных личностей. Тоталитарные черты Маркс находил в абсолютных монархиях, но особенно — в бонапартистских режимах 18—19 вв. (тип режима Луи Бонапарта). В 20 в. ярко выраженным воплощением Т. были различные фашистские режимы (в Германии, Италии, Чили и др.). В настоящее время понятие “Т.” используется и в марксистской литературе при рассмотрении отдельных периодов развития советского об-ва. В этом аспекте под Т. понимаются нарушение принципов социализма, засилье бюрократии, централистских, волюнтаристских и технократических методов управления, игнорирование потребностей и интересов личности. Конструктивная критика государственно-бюрократических деформаций социализма в ходе перестройки направлена прежде всего на развитие гуманных черт нашего об-ва. Социалистический плюрализм создает теоретические и политические предпосылки для развития подлинной демократии, самоуправления народа, творческого развития личности, защиты прав человека.

ТОТЕМИЗМ (от слова “ототеман”, на языке североамер. индейцев племени оджибве — род его) — одна из ранних форм религии первобытного об-ва. Впервые термин употреблен Дж. Лонгом (конец 18 в.). Осн. в Т.— вера в общее происхождение и кровную близость к.-л. группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Возникновение Т. обусловлено примитивным хозяйством (охота, собирательство) и незнанием иных связей в об-ве, кроме кровнородственных. Тотемом называется животное-предок, его изображение или символ, а также группа людей. Тотем, могучий покровитель людей, обеспечивает их пищей. Т. распространен среди племен Австралии, Сев. и Южн. Америки, Меланезии, Полинезии, Африки. Пережитки Т. сохранились в развитых религиях (бог как отец верующих; причастие как вкушение тела бога), в фольклоре (сказки о брачных и родственных отношениях людей с животными).

ТОЧНОСТЬ—1) качество человеческого знания и действия, означающее строгое соответствие исторически сложившемуся или заранее установленному стандарту, образцу, норме, принципу, правилу, заданному способу действия, противопоставляемое неопределенности, расплывчатости, двусмысленности, необязательности, неточности; 2) одно из фундаментальных понятий гносеологии, логики и методологии науки, характеризующее степень (меру) соответствия научного знания реальности и особенности его организации, регулирующее процессы воспроизведения объекта в рамках научной теории. Т.—свойство как научной теории в целом, так и образующих ее элементов, находящееся в тесной взаимосвязи с истинностью. Существуют различные виды Т., специфика к-рых обусловливается объектами и методами исследования: метрическая, логико-математическая и гносеологическая Т. Метрическая Т.— знание об исследуемых объектах теории, сформулированное с использованием языка чисел и др. количественных соотношений, задаваемых посредством счета и измерения. Метрическая Т., с к-рой подтверждается любая истинная научная теория, на каждом этапе развития науки является конечной. Вместе с тем существует возможность повышения этой Т. по мере улучшения измерительной техники, причем выход на качественно новый уровень Т. измерения, как правило, носит не чисто- технический, а принципиальный гносеологический смысл, позволяя выявить ограниченность старой теории, существование ранее неизвестных закономерностей и свойств материи. Логико-математическая Т. характеризует механизм обеспечения и сохранения Т. знания. Логико-математическая Т. достигается посредством построения научной теории в таком виде, когда ее структурные компоненты (исходные понятия, образуемые из них выражения и т. д.) задаются исчерпывающим и строго однозначным способом, допускающим применение к ним единообразных, четко определяемых (алгоритмических) правил оперирования. Важнейшим логическим средством уточнения знания являются операции определения вводимых в теорию понятий, аксиоматизация (Аксиоматический метод) и формализация теории. Логическая Т. обеспечивает сохранение исходного уровня Т. утверждений теории при всех возможных манипуляциях с ними и гарантирует получение из истины только истинных предложений (но при этом самый безупречный вывод не может сделать заключение более точным, чем это имело место для посылок). Гносеологическая Т.— мера (степень) истинности знания, оцениваемая с качественной т. зр. с помощью понятий абсолютной и относительной истины и др. концептуальных средств, характеризующих конкретность истины (границы применимости теории, область адекватности теории, принципы соответствия, интервал абстракции и др.). Т. теории с гносеологической т. зр. всегда связана с нек-рой задаваемой структурой бытия областью (интервалом) ее адекватности, в к-рой обнаруживается практическая истинность отношения человека к действительности (напр., область адекватности классической механики — мир макротел, движущихся с малой по сравнению со светом скоростью). В рамках интервала адекватности теории формируемые ею законы отражают действительность не приблизительно, а точно. Если теория прошла проверку на практике и к тому же обладает пред-сказательной и объяснительной силой, то в рамках ее согласования с опытом мы можем утверждать, что она является объективной истиной и что существует особая область реальности, к-рая вполне адекватно отражается ею, и в этом смысле можно считать, что данная теория является точной. Гносеологическая Т. (подобно метрической) может быть большей или меньшей, но обнаруживается это лишь при сравнении ряда теорий (относящихся к одной предметной области), из к-рых одна является обобщением другой (напр., классическая механика и теория относительности). Т. знания — необходимая предпосылка достижения истины. Стремление к совершенствованию измерительной техники и формальных средств описания, к Т. и однозначности используемых понятий никогда не было в науке самоцелью. В конечном счете Т. всегда была важным средством, обеспечивающим большую адекватность отражения реальности, прирост нового знания. Так, уточнение и переосмысление понятий “инерция”, “скорость” позволило Галилею заложить основы классической механики, а уточнение понятий “одновременность событий”, “абсолютное время” — А. Эйнштейну создать специальную теорию относительности. Т. знания не может быть абсолютной, она исторически изменчива и относительна. Даже в формализованных теориях (т. е. в тех концептуальных построениях, в к-рых достигнут наивысший для совр. познания уровень Т. и строгости) методы, лежащие в основе уточнения научного здания, обнаружили свою внутреннюю ограниченность. Во-первых, любая самая далеко продвинутая экспликация понятий невозможна без опоры на достаточно нечеткие, размытые понятия естественного языка. Во-вторых, достаточно богатые формализованные теории, будучи точными, оказываются не вполне адекватными, т. к. в них нельзя получить все содержательные истинные предложения формализуемой теории. Рост научного знания осуществляется через взаимодействие точных и неточных, формальных и содержательных методов и средств исследования.

ТРАГИЧЕСКОЕ (греч. tragicos — трагический, относящийся к трагедии, в своем происхождении связано с культом бога Диониса) — категория эстетики, выражающая диалектику свободы и необходимости, противоречия общественного развития, личности и об-ва, борьбу прекрасного и безобразного. В Т. проявляются неразрешимые на данном этапе противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления. В противоположность идеалистическому толкованию сущности Т., к-рая усматривалась в безысходности человеческого существования, марксистская эстетика осн. причину трагических событий видит в столкновении противоположных социальных сил, вызванном законами общественного развития. Маркс и Энгельс различали трагический характер новых прогрессивных сил, выступающих против отживших старых порядков и неспособных в данных условиях одержать победу, и трагический уход со сцены исторически изжившего себя класса, еще не исчерпавшего окончательно своих возможностей, когда отдельные представители старых общественных порядков осознали обреченность своего класса, но не смогли порвать с ним связей и перейти на позиции нового класса, к-рому принадлежит будущее. Трагические противоречия приводят к тяжелым страданиям и нередко к гибели героя. Но они порождают в сердцах людей не только скорбь, но и эстетическое переживание (катарсис), к-рое оказывает очищающее воздействие на чувства и сознание человека, воспитывает в нем ненависть к низменным явлениям и закаляет волю и мужество. В этом заключается т. наз. парадокс Т. Эпоха социалистической революции и строительства нового об-ва породила новый тип трагических героев, к-рые отличаются революционной оптимистической целеустремленностью, сознанием целей борьбы, верой в торжество передовых идеалов, в силы народа и готовностью к самым тяжелым испытаниям и даже к смерти во имя лучшего будущего. Выражая и утверждая эстетический идеал, Т. является формой проявления прекрасного, возвышенного. Специфической формой воплощения Т. в искусстве является трагедия (“Гамлет” Шекспира, “Борис Годунов” Пушкина, “Оптимистическая трагедия” Вс. Вишневского и др.).

ТРАДИЦИЯ (лат. traditio — передача, предание) — исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т. п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в об-ве или в отдельных социальных группах в течение длительного времени. Различают Т. прогрессивные, связанные с творческим развитием культуры, и реакционные, связанные с изжившими себя пережитками прошлого. В науке Т. означает преемственность знании и методов исследования, в искусстве—преемственность стиля, мастерства.

ТРАДУКЦИЯ (лат. traductio — перемещение) — вид опосредствованного умозаключения, в к-ром посылки и вывод являются суждениями одинаковой степени общности. Традуктивным умозаключением является аналогия. По характеру посылок и вывода Т. может быть трех типов: 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ — группа философов-идеалистов и писателей в США, основавшая в 1836 Трансцендентальный клуб. В группу входили Эмерсон, Дж. Рипли (1802—80), Т. Паркер (1810—60), М. Фуллер (1810— 50), Торо и др. Т. подчеркивали свое отрицательное отношение к сенсуализму и свою связь с философией Канта и Фихте, Якоби и Шлейермахера. Глубокое влияние на их мировоззрение оказали воззрения Платона, вост. мудрость, этико-социальные идеи амер. пуританизма, англ. поэтов-романтиков “озерной школы” (С. Колридж, У. Ворд-сворт), Руссо и Карлейля. С позиций романтизма и мелкобуржуазного демократизма они критиковали бесчеловечность капитализма с его враждебностью к духовным (“трансцендентальным”) ценностям, придавали огромное значение развитию национальной культуры, самосовершенствованию личности в разрешении социальных конфликтов, призывали к сближению с обожествляемой ими природой. Мн. Т. активно выступили против рабства в США. В 1841 Дж. Рипли вместе с писателем Н. Готорном и др. организовал около Бостона фурьеристскувд колонию Брук Фарм (просуществовала до 1847). Т., взгляды к-рых наиболее полно выражены в произв. Эмерсона “Природа” (1836), оставили заметный след в развитии амер. литературы и философии.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ—термин Канта, обозначающий априорное, т. е. существующее до всякого опыта, первоначальное, чистое и неизменное сознание, к-рое якобы служит условием единства мира явлений, получающего от него свои формы и законы. По Канту, единство Т. а. является условием взаимосвязи человеческих представлений, их сохранения и воспроизведения. Основой этого единства Кант считал тождество “Я”, т. е. тот факт, что во всякое представление включается тезис “Я мыслю”. Опираясь на этот момент кантианства, Фихте создал свою систему субъективного идеализма.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (лат. transcendere — переступать) — в , схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансцен-денталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, к-рые познаются интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три оси. трансценденталии (всего их шесть) обозначают: единство — отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину — сопоставление бытия с бесконечным духом, или умопости-гаемость бытия в божественном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленную божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются Александром Галльским (францисканский схоласт, реалист 12— 13 вв.), Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Термин “Т.” вводится позднее, только в 16 в. Формирование учения о трансценденталиях, определение его как ядра схоластической метафизики относится также к более позднему периоду (16—17 вв.). В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номинализма. Спиноза и Гоббс называли его “наивным” и “бессмысленным”, Кант — “стерильным” и “тавто-логичным”. Совр. схоласты, отстаивая независимость учения о трансценденталиях от опыта, от частных наук, стремятся этим доказать непреходящую ценность метафизики, философского обоснования истин теологии. Учение о Т. определениях представляет собой попытку создать чисто умозрительную законченную теорию бытия. С т. зр. Канта, термин “Т.” характеризует формальные, априорные предпосылки познания (напр., время, пространство, причинность).

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ—особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями. Термин происходит от лат. слова transcendentalis, к-рым в схоластической философии обозначались понятия, возвышающиеся над всеми мыслимыми категориями и родами. По Канту, весь предшествующий ему идеализм развивал учение о бытии “догматически”, т. е. не исследуя предварительно условий и самой возможности безусловно всеобщих и безусловно необходимых истин. Кант полагал, что теоретическая философия (“метафизика”) должна объяснить, как возможны такие истины в науке (математика, естествознание) и возможны ли они в философии. Эти объяснения и призван дать, по Канту, Т. и. (он же “критический” идеализм), в к-ром доказывается, что условием возможности таких истин являются априорные формы сознания, и исследуется вопрос о применимости этих форм как внутри опыта, так и за его пределами. Соответственно этому пониманию ряд теоретических построений в “Критике чистого разума” Канта получил название “трансцендентальных” (напр., “трансцендентальная эстетика”, “трансцендентальная логика”).

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (лат. trans-cendere — переступать) — термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии Канта, к-рый считал, что познание человека не способно проникнуть в Т. мир, мир “вещей в себе”. Вместе с тем, по Канту, поведение человека диктуется Т. нормами (свободной волей, бессмертной душой, богом).

ТРАНС ЦЕНЗУС — переход от субъективного к объективному, выход из сферы сознания в сферу объективного мира, совершаемый в ходе человеческой практики. По Канту, Т. допустим только для веры, а не для знания. Юм вообще отрицал Т. По оценке Ленина идея Т., понятого как указание на принципиальную грань между явлением и “вещью в себе”, есть вздорная идея агностиков.

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф (1802—72) — нем. философ-метафизик, антигегельянец. Рациональное зерно его критики Гегеля заключается в стремлении показать, что Гегель негласно пользуется понятием внешнего мира при выведении своих категорий, в результате чего только и возможно рассматривать эти категории как мнимо самостоятельные, в отрыве от материального мира. Но, показав призрачность диалектических переходов в чисто идеалистическом понимании, Т. проявил себя принципиальным антидиалектиком. По существу, он эклектик, приверженец телеологии. Т. был крупным знатоком и переводчиком Аристотеля. Осн. соч.— “Логические исследования” (1840).

ТРИАДА (греч. trias — троица, тройственность) — троичность, трехступенчатость развития. Понятие “Т.” впервые применено Платоном и неоплатониками (в частности, Проклом), широкое развитие получило в нем. классической философии, и особенно у Гегеля. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень'отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность.а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому нек-рые черты .обеих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой Т. и т. д. В Т. отражается одна из особенностей развития, когда на основе проделанного пути вновь достигается исходный пункт, но на более вы-' сокой ступени. Гегель абсолютизировал Т. и, вопреки собственным заявлениям, превратил ее в Искусственно навязанную действительности схему, в формальный прием построения философской системы, в схему трехступенчатого развития понятия. Рациональное содержание Т. использовано марксистской философией для характеристики процесса развития (Отрицания отрицания закон).

ТРОПЫ (греч. tropos — обороты, способы выражения) — принципы, при помощи к-рых представители античного скептицизма формулировали невозможность объективного познания существующего. Наибольшее количество Т. и в наиболее последовательном виде было дано Энесидемом. Первые четыре Т. у него отрицают возможность познания вещей на основании текучести, неопределенности и противоречивости чувственного восприятия у человека. Др. четыре Т. исходят из состояния объекта. Девятый Т. является обобщением всех восьми Т., т. к. он трактует об относительности восприятия в связи с бесконечно разнообразным отношением между воспринимающим и воспринимаемым. Десятый Т., не примыкающий к указанным девяти, говорит о невозможности объективного поз"нания в связи с разнообразием людских мнений, настроений, действий, намерений и т. д. (напр., законы у одних людей одни, у Др.— другие; одни учат о бессмертии души, др.—об ее смертности и пр.). Ложность всех Т. состоит в следующем: чтобы говорить об относительности познания объектов, надо уже иметь представление о самостоятельном и независимом существовании этих объектов, т. е. если скептик не знает, что такое самостоятельный и независимо существующий объект, то он не может доказывать и относительность его познания и даже не может знать о его существовании.

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862—1905) — рус. философ-идеалист. В 1900—05 редактировал журнал “Вопросы философии и психологии”, в 1905 был избран ректором Московского унта. Мировоззрение Т. сложилось под влиянием платонизма, нем. классической философии, а также славянофилов, и особенно Соловьева. Истинное миросозерцание, по Т., можно построить лишь на основе абсолюта, понимаемого “как всеединое конкретное бытие”. Это идеальное бытие раскрывает себя и как автономное сущее (объект), и как “чувствующий, мыслящий, водящий” субъект, порождающий (через сложное соотношение сторон абсолютного начала) все многообразие эмпирических вещей. Пространство, время, по Т.,— формы чувственности некой мировой души, коренящейся в боге. Познание материальных и идеальных объектов действительности протекает в эмпирической (научной) и умозрительной (философской) формах. Источником знания является также вера как условие опыта и умозрения. Только через нее человек воспринимает сверхчувственную (мистическую) реальность и устанавливает ее объективность. Опыт, разум и вера дают, по Т., конкретную, целостную картину мира. “Конкретный идеализм” Т. (стремящегося примирить эмпиризм, рационализм и мистицизм) тесно связан с признанием бога как “бесконечной любви” и с идеей соборности — объединения людей в “церковном богочеловеческом организме”. Будучи умеренным либералом, Т. выступал за представительные учреждения, за автономию ун-тов, оставаясь монархистом, противником социализма и революционных методов борьбы. Критику буржуазно-либеральной деятельности Т. дал Ленин. Осн. соч.: “О природе человеческого сознания” (1890), “Основания идеализма” (1896), “Учение о логосе в его истории” (1900).

ТРУД — целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и об-ва,— всеобщее условие обмена веществ с природой; гл. предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни. Процесс Т. включает в себя два ряда отношений. Определенное отношение человека к природе — первая сторона Т. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную природу. Изменение внешней природы есть в первую очередь приспособление предметов к потребностям человека. Т. включает в себя следующие простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или сам Т., 2) предмет Т., 3) средства Т., 4) результат Т. Т. как процесс производства и воспроизводства человека в его общественных отношениях созревает тогда, когда все его простые моменты сами создаются Т., а не даны в готовом виде. Созревание Т.— исторический процесс. Этот исторический процесс не вполне завершен, если Т. совершается в об-ве гл. обр. ради поддержания физического существования. Вполне зрелый Т.— Т. гл. обр. ради потребности в Т., при этом поддержание физического существования становится лишь необходимой предпосылкой Т. Как преобразование внешней природы Т.— осн. условие специфически человеческого существования. Его становление было фундаментальным процессом выделения человека из животного мира, образования совр. биологического типа человека и человека в качестве общественного существа. Вторая сторона Т.— общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Эта сторона Т. развивается на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Единство сторон ближайшим образом реализуется в кооперации и разделении труда. Взаимосвязь этих сторон исторически изменялась, соответственно изменялись и представления о Т. Т. и производство едины и отличны друг от друга. Т.—преобразование внешнего мира, приспособление его к потребностям человека, а производство — это не только преобразование внешнего мира, но и воспроизводство общественных отношений и человека как продукта, носителя и творца этих отношений. При разных типах исторического развития (доклассовом, классовом, бесклассовом) и в разных общественно-экономических формациях Т. выступает в различных формах. (Умственный и физический труд).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Философский словарь 11 техники
Философский словарь 3 понятия

сайт копирайтеров Евгений