Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы, класса, сословия и т. п.). В буржуазной философии нового времени Р. понимается как всеобщее, абстрактное, внекуль-турное и внеисторическое свойство человека, как универсальный показатель его разумности. Представители философии жизни, экзистенциализма и психоанализа противопоставляют рациональности в качестве доминирующего фактора человеческой деятельности эмоционально-волевое, подсознательное начало. Понятие Р. играет большую роль в осн. философских школах и течениях 20 в. Для Вебера Р. эквивалентна экономической калькуляции, определяющей наиболее выгодную и прибыльную стратегию поведения. Согласно Попперу, важнейший признак Р. состоит в критикуемости, в опровер-жимости: критический рационализм считает рациональными лишь те виды знаний, к-рые могут быть опровергнуты теоретической критикой или экспериментом. Неопозитивисты отождествляли Р. с правилами, нормами и стандартами логического вывода. В противоположность буржуазному рационализму диалектический материализм отрицает вневременной абсолютный характер Р., рассматривая ее как систему, исторически обусловленную и развивающуюся в определенном социально-культурном контексте. Объективная неэквивалентность, несовпадение различных Р. определяется различной степенью их соответствия объективным закономерностям развития природы и об-ва, интересам и целям определенной группы в данных социально-исторических условиях. Т. обр., социальная практика и эффективность в достижении общезначимых целей являются критерием адекватности Р. объективной действительности. Вместе с тем, несмотря на культурно-историческую обусловленность и многообразие форм и типов Р., как в прошлом, так и в совр. об-ве имеются общие для всех этих форм и элементов признаки, обусловленные объективными характеристиками человеческого бытия и необходимостью адаптации человека к окружающему миру.

РЕАЛИЗМ (лат. realis—действительный, вещественный) — художест венный метод, наиболее полно вопло щающий объективно-познавательную и эстетико-преобразующую природу искусства. Для Р. характерно правдивое отображение человеческой личности в ее многообразных отношениях к действительности, раскрытие посредством •индивидуализированного изображения (выражения) закономерного, типического в жизни. Р. предполагает “помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 37. С. 35). Элементы и тенденции Р. проявлялись уже на ранних этапах истории искусства. Но как особый художественный метод Р. складывается в эпоху Возрождения (М. Сервантес, У. Шекспир, Ф. Рабле и др.), продолжает свое дальнейшее развитие в эпоху Просвещения (Д. Свифт, Лессинг, Вольтер, П. Бомарше и др.), а наиболее законченное выражение приобретает в середине 19 в. в искусстве критического Р. Осн. пафос произв. критического реализма (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, Толстой, Шевченко, И. Е. Репин и др.), направленный на разоблачение пороков феодального и буржуазного об-ва, сыграл большую роль в развитии идей социального и духовного раскрепощения человека, в утверждении демократических общественных идеалов в сознании людей. Линия критического Р. продолжается и в совр. эпоху в творчестве мн. представителей искусства, противостоящего формалистическому и натуралистическому искусству.

РЕАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ— направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (Универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Р. с. фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Виднейшими его представителями были Ансельм Кентерберийский и Гильом из Шампо. К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский. Против Р. с. вели борьбу, представители номинализма.

РЕАЛЬНОСТЬ — бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с др. (возможными, вероятными и т. п.) формами бытия. В истории философии Р. отличали от действительности, т. е. Р. большей частью трактовалась как бытие ч.-л. существенного в данной вещи, как бытие ее самой, а действительность понималась как наличие всего существенного и несущественного в данной вещи. Р. в марксистской философии получает толкование либо как понятие, тождественное объективной реальности, либо как совокупность всего существующего (Материя, Сущность, Существование).

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (лат. revolutio — поворот, изменение) — коренной переворот в жизни об-ва, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; форма перехода от одной общественно-экономической формации к др. Опыт истории свидетельствует, что было бы неверно рассматривать Р. с. как случайность. Р.— это необходимый, закономерный результат естественноисторического развития антагонистических формаций. Р. с. завершает процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого об-ва элементов или предпосылок нового общественного строя;разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющую эти отношения политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил. Старые производственные отношения поддерживаются их носителями — господствующими классами, к-рые охраняют отжившие порядки силой государственной власти. Поэтому, чтобы расчистить путь общественному развитию, передовые силы должны ниспровергнуть существующий государственный строй. Осн. вопросом всякой Р. с. является вопрос о политической власти. “Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия” (Ленин В. И. Т. 31. С. 133). Р.— высшая форма борьбы классов. В революционные эпохи широкие массы народа, стоявшие раньше в стороне от политической жизни, поднимаются к сознательной борьбе. Именно поэтому революционные эпохи означают громадное ускорение общественного развития. Р. нельзя смешивать с т. наз. дворцовыми переворотами, путчами и т. п. Последние — лишь насильственное изменение правительственной верхушки, смена у власти отдельных лиц или групп, не меняющее ее существа. Вопрос о власти не исчерпывает содержания Р. с. В широком смысле слова она включает все те социальные преобразования, к-рые осуществляет революционный класс. Характер Р. с. определяется тем, какие задачи они осуществляют и какие социальные силы в них участвуют. В каждой отдельной стране возможности возникновения и развертывания Р. зависят от ряда объективных условий, также от степени зрелости субъективного фактора. Качественно своеобразный тип Р. с. представляет социалистическая революция. Обострение неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран ведет к разновременности социалистических • Р. в различных странах. Из этого вытекает неизбежность целой исторической эпохи революций, начало к-рой положила Великая Октябрьская социалистическая Р. в России. После 2-й мировой войны социалистические Р. произошли в Европе, Азии и Лат. Америке. Наряду с международным рабочим движением огромное значение в эту эпоху приобретают национально-освободительные Р., различного рода массовые демократические движения. Все эти силы в их единстве составляют мировой революционный процесс. В условиях социализма возможны революционные преобразования всех сторон общественной жизни в интересах его качественного обновления, примером чего является происходящая в СССР перестройка. Перестройка в нашей стране обладает признаками мирной ненасильственной Р. Она включает в себя также радикальные реформы, демонстрируя их диалектическое единство.

РЕДУКЦИЯ (лат. reductio — отодвигание назад, возвращение) — методологический прием, заключающийся в приведении нек-рых данных, задач, процедур, правил в удобный для их анализа или решения вид, а также в восстановлении прежнего состояния, развившегося объекта или знания о нем, приведении сложного к более простому;применяется в логике, математике, биологии, языкознании и т. д. Абсолютизация Р. приводит к редукционизму — концепции, утверждающей возможность полного сведения высших явлений к низшим, основополагающим. Однако, хотя высшие формы развития материи вырастают из низших и сохраняют их в “снятом” виде (Снятие), они несводимы к ним. Редукционизм прослеживается в механицизме, стремлении рассматривать психическое только как результат физиологических, информационных и т. п. процессов, биологизировании явлений общественной жизни. В неопозитивизме редук-ционизм проявился в стремлении “избавить философию от метафизики”, свести научные знания к высказываниям об ощущениях или физических экспериментах и измерениях (Феноменализм, Физикализм). В феноменологии Гуссерля эйдети.ческая (греч. eidos — вид, образ) и трансцендентальная Р. означает соответственно установленное п качестве предмета мысли очищенного от антропологических, психологических, эмпирических, пространственно-временных характеристик знания, а в дальнейшем — чистое созерцание сущностей, идей, или эйдосов, т. е. в духе Платона.

РЕЙХЕНБАХ Ганс (1891—1953) — нем. философ и логик, проф. физики Берлинского ун-та. В ранних работах анализировал гносеологическую природу геометрии и логическую структуру теории относительности. В 20-х гг. Р.— один из организаторов Общества научной философии в Берлине, к-рое вместе с венским кружком составило основу движения логического позитивизма. Р. занимался анализом причинности, закономерности, отношения причинности и вероятности, статистических и динамических закономерностей и т. д. Как логик Р. известен гл. обр. своими работами по вероятностной логике (“Теория вероятности”, 1935) и исследованиями по логическому анализу высказываний, выражающих законы науки (т. наз. теория номологи-ческих высказываний).

РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) — специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком к-рой является фантастическое отражение в сознании людей,господствующих над ними внешних сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. С. 328). Марксистско-ленинское учение рассматривает Р. как исторически преходящую форму общественного сознания, выявляет осн. факторы, определяющие ее существование на различных этапах развития об-ва. Возникновение Р. в первобытном об-ве связано с бессилием человека перед силами природы, обусловленным низким уровнем производительных сил. В классово-антагонистическом об-ве осн. причиной существования Р. являются классовый гнет, несправедливые социальные отношения, нищета и бесправие масс, что порождает у них чувство отчаяния и безысходности, веру в то, что их тяжкое положение зависит от воли божьей, заставляющую все надежды возлагать на сверхъестественные силы. По словам Ленина, “бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.” (Т. 12. С. 142). Выявляя наиболее глубокие причины возникновения и существования Р. в различных социальных условиях — социальные корни Р., марксистско-ленин-ское учение убедительно показывает, что они подрываются в результате общественных и экономических преобразований в процессе социалистического строительства и окончательно уничтожаются только в коммунистическом об-ве. Р. имеет и гносеологические корни, под к-рыми понимаются специфические особенности человеческого сознания, делающие возможным формирование религиозных представлении, искажающих реальную действительность, существующие в ней отношения. Давая людям ложные жизненные ориентиры, перенося решение насущных проблем человеческого бытия в потусторонний мир, Р. тем самым закрепляет и увековечивает зависимость человека от внешних сил, обрекает его на пассивность, сковывает его творческие возможности. В классово-антагонистическом об-ве она отвлекает трудящихся-от активной борьбы за переустройство мира, мешает формированию их классового самосознания. Научный анализ Р. исходит из того, что она представляет собой сложное общественное явление, систему особых представлений, чувств и культовых действий, религиозных учреждений, объединяющих профессиональных служителей культа. Указанные элементы религиозного комплекса находятся в зависимости от социальных отношений, меняются с их изменением. Это отчетливо проявляется в совр. условиях в процессе модернизации Р. под влиянием социального и научно-технического прогресса.

РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus — относительный) — философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. Признавая относительность знаний, Р. отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир. Такая т. эр. ярко выражена уже в философии Горгия. хотя у него Р. имел положительное значение для развития диалектики. В целом же Р. характерен для агностических и субъективно-идеалистических систем. Он был, напр., одним из гносеологических источников физического идеализма. Диалектический материализм признает относительность познания лишь в том смысле, что каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем развития производительных сил и уровнем науки, а не в смысле отрицания объективной истины. В совр. западной философии Р. проявляется в отрицании объективных исторических законов (Абсолютная и относительная истина).

РЕНАН Эрнест (1823—92) — фр. философ, филолог и историк религии. Известен гл. обр. работами по истории христианства (“Жизнь Иисуса”, 1863;“История происхождения христианства”, 1863—83; и др.). Склоняясь к позитивизму, Р. отрицал значение философии как самостоятельной науки: “Философия — это приправа, без которой все блюда кажутся безвкусными, но которая сама по себе не годится для пищи”. По Р., цель развития мироздания, совершающегося по естественным законам,— бог, означавший у него господство разумного начала в мире. Воплощением такого начала выступает совершенный, гениальный человек. Остальная масса, по Р., является лишь необходимым условием существования избранных. Р. был противником демократии, крайне отрицательно относился к Парижской коммуне.

РЕСКИН Джон (1819—1900) — англ. искусствовед, эстетик и публицист. На идеалистические, близкие к пантеизму воззрения Р. оказал влияние Карлейль. С позиций консервативного романтизма Р. критиковал буржуазное об-во (в к-ром человек “разделен на частицы, разбит на мелкие осколки и крохи жизни”), его паразитизм и упадок нравов. “Главный корень” несправедливых войн Р. видел в социальном неравенстве, в алчности и злой воле капиталистов. Идеал Р. утопичен — это строй, где господствует свободный труд и патриархально-ремесленное производство, к возрождению к-рого он призывал. Средством избавления от общественных бед Р. считал всеобщее образование, нравственное воспитание людей, отводя в этом деле огромную роль искусству. Совершенное искусство отражает высокие духовные ценности нации, воспроизводит божественную красоту мира и через это нравственно возвышает человека. Таким было, по мнению Р., средневековое искусство. Он оказал большое влияние на культурную жизнь Англии. Осн. соч.: “Камни Венеции” (3 тт., 1851—53), “Лекции об искусстве” (1870), “Искусство Англии” (1883), “Письма к рабочим и труженикам Великобритании” (1884).

РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio — обращение назад). Термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Локк считал Р. источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи. Для Лейбница Р. не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит. По Юму. идеи — это Р. над впечатлениями, получаемыми извне. Для Гегеля Р.— взаимное отображение одного в др., напр. в сущности — явления. Термин “рефлектировать” означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием.

РЕФОРМА (от лат. reformo — преобразовываю) — структурное преобразование в об-ве (в общественных порядках, отношениях, учреждениях, организациях), осуществляемое государственной властью либо в интересах сохранения основ данного строя, либо под давлением народных масс в интересах изменения этих основ. В первом случае Р. выступает “предохранительной реакцией” господствующих классов на угрозу социальной революции; во втором — борьба за глубокие Р. может быть особой формой революционных процессов. Наиболее важный и сложный вопрос, возникающий в связи с правильным пониманием сущности и возможности Р.,— ее соотношение с революцией. В решении 'этой проблемы существуют две в равной мере несостоятельные метафизические крайности:с одной стороны, реформистское отрицание революции на основе абсолютизации роли Р., с др.— левацкое отрицание Р., якобы отвлекающих от революции как единственного способа решения коренных социальных проблем. В совр. во многом взаимосвязанном, противоречивом мире соотношение Р. и революции приобретает новые черты. Глобальные проблемы совр. цивилизации, по существу, диктуют необходимость отказа от насильственных форм решения острых социальных коллизий, требуют новых средств для осуществления назревших структурных преобразований. В частности, нуждается в уточнении и конкретизации представление о Р. как побочном продукте революции. Противоположность революции и Р. не абсолютна, “эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае” (Ленин В. И. Т. 20. С. 167). В условиях социализма существует возможность преодоления противоположности Р. и революции, поскольку не только количественные, но и качественные преобразования могут здесь осуществляться с помощью научно обоснованных и своевременно проводимых Р. Революционная перестройка, происходящая сейчас в Советском Союзе, исходит из признания больших потенциальных возможностей Р.

РЕФОРМАЦИЯ (лат. reformare — преображать, исправлять) — широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине 16 в., положившее начало протестантизму. Р.— это первая, еще незрелая буржуазная революция в истории. В ходе Р. буржуазия в союзе с частью дворянства выступила против господствующей католической церкви как опоры феодального строя. Р., начавшись в Германии, охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической системы Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерлан-дов, Финляндии, Швейцарии, частично Германии, Чехии, Венгрии. Р. удешевила, упростила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию. В странах, где победила Р., церковь, попав в зависимость от государства, пользовалась меньшей властью, чем в католических странах, что облегчало развитие науки и вообще светской культуры. Национальный характер новой религии отвечал становлению буржуазных наций. В Р. наряду с дворянским и бюргерским лагерями существовал и крестьянско-плебейский лагерь. Его представители выступали против не только духовенства, но и дворянства, не только сословного, но и имущественного неравенства. При этом они опирались на нек-рые евангельские положения, восходящие к раннему христианству (Мюнцер). Католики ответили на Р. контрреформацией, к-рой удалось пресечь дальнейшее распространение протестантизма на европейском континенте и искоренить его в Польше и во Франции.

РЕЧЬ — деятельность человека, заключающаяся в общении с др. людьми, в выражении и передаче им мыслей посредством того или иного языка. Р.—это процесс пользования языком. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании отдельного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной практики человечества. При этом общении происходит постоянный обмен мыслями: с одной стороны, понимание чужих мыслей и усвоение их, а с др.— формулировка и высказывание собственных мыслей. В связи с этим различают Р. пассивную (сенсорную)— как восприятие и понимание чужой речи и Р. активную (моторную) — как высказывание своих мыслей, чувств и желаний. То, что разделено между говорящим и слушающим, психологически во внутренней структуре Р. объединено в единое целое: говоря, человек слышит и понимает, слыша и понимая, говорит. Физиологически это объясняется единством в работе речедви-гательного и слухового анализатора, связями между ними. Осн. виды Р.:устная, т. е. произносимая и слышимая, и письменная. Последняя появилась в истории человечества много позднее устной и прошла в своем развитии ряд стадий от пиктографии (передача мысли условными схематическими рисунками) до совр. фонетического письма. Особый вид Р. составляет внутренняя Р., характеризуемая скрытой артикуляцией речевых звуков. Р. является предметом изучения языкознания, психолингвистики, психологии, к-рая исследует процессы усвоения языка, формирование Р. в ходе индивидуального развития человека, условия ее воздействия, восприятия, понимания и произнесения.

РИККЕРТ Генрих (1863—1936) — нем. философ-идеалист, возглавлявший (вместе с Виндельбандом) баден-скую школу неокантианства. Целью философского исследования считал изучение возможности и методов познания. Особое внимание уделял методологии исторических наук и философии. Разделял науки в соответствии с используемыми в них методами абстракции — генерализирующим (в естествознании) и индивидуализирующим (в исторических науках). Первый позволяет, оставив в стороне бесконечное разнообразие индивидуальных характеристик объектов, сформулировать систему всеобъемлющих понятий и законов, второй — сконцентрировать внимание именно на индивидуальных характеристиках исторически важного объекта посредством связи его с “ценностями”, особого рода идеальными сущностями, благодаря к-рым объект становится “значимым” в истории. Согласно Р., история представляет собой совокупность явлений (событий, действий, образований), каждое из к-рых есть “индивид”, имеющий собственное, неповторимое лицо и потому — место в истории. По мнению Р., попытка применить генерализирующий метод неизбежно приводит к непониманию законов истории. Этическая сторона концепции Р. оказала значительное влияние на совр. социологию. Осн. соч.: “Предмет познания” (1892), “Границы естественнонаучного образования понятий” (1896), “Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии” (1934).

РИМСКИЙ КЛУБ — международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелен из многих стран мира. Создана в 1968 по инициативе итал. экономиста, общественного деятеля и бизнесмена А. Печчеи (1908—84), являвшегося ее первым президентом. С 1984 президент Р. к.— фр. ученый А. Кинг. Юридически Р. к. зарегистрирован в Швейцарии. Его члены не представляют официально интересы к.-л. организации или страны. Организационная и координирующая деятельность осуществляется исполнительным комитетом. Р. к. проводит ежегодные собрания, организует симпозиумы, семинары, встречи с политическими лидерами и представителями делового мира. Деятельность Р. к. направлена на проведение исследований глобальных проблем современности и ставит своей целью добиться понимания трудностей, возникающих на пути развития человечества, оказать соответствующее влияние на общественное мнение и т. п. По инициативе Р. к. осуществлен ряд исследовательских проектов, результаты к-рых опубликованы в форме докладов. К их числу относятся: “Пределы роста”, 1972 (рук. Д. Медоуз), “Человечество у поворотного пункта”, 1974 (рук. М. Месарович и Э. Пестель), “Цели для человечества”, 1977 (рук. Э. Ласло), “Нет пределов обучению”, 1979 (рук. Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица), “Третий мир: три четверти мира”, 1980 (рук. М. Гернье), “Маршруты, ведущие в будущее”, 1980 (рук. Б. Гаврилишин), “Микроэлектроника и общество. На радость или на горе”, 1982 (рук. Г. Фридрихе и А. Шафф) и др. В целом теоретическая деятельность Р. к. неоднородна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок и общефилософских рассуждений о бытии человека в мире, гуманистических ценностях, перспективах развития человечества. Проведение работ в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций технической цивилизации, поиски путей и средств гуманизации мира и человека, осуждение гонки вооружении, призыв к мировой общественности объединить усилия, чтобы предотвратить термоядерную войну, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить их “качество жизни”,— все это составляет позитивные стороны деятельности Р. к. Вместе с тем перенесение выводов. сделанных на основе отдельных, частных наблюдений, на более общие закономерности научно-технического и социального развития, обусловили ряд ее научно необоснованных оценок и бесперспективных рекомендаций.

РОБИНЕ Жан Батист Рене (1735-1820) — фр. философ, сочетавший ма териалистические взгляды с элементами деизма. Идейный источник его воззрений — учения Дакка и Кондильяка. испытал также влияние Лейбница. Р. полагал, что в основе мира лежит материальная субстанция, бесконечная в пространстве и времени. Несмотря на разнообразие природы, по Р., возможно, тем не менее раскрыть в ней всеобщую связь и гармонию, к-рые определены принципом причинности. В понимании последнего Р. сближался с позицией Юма. Элементарными кирпичиками мироздания считал анималькулы -мельчайшие живые корпускулы. В объяснении фактов сознания придерживался позиции гилозоизма. Согласно его теории познания, единственным источником знаний являются ощуще ния. Различал три вида познания-ощущение, рассуждение и интуицию i. три типа достоверности — чувственную демонстративную и интуитивную Идеи рассматривал как “концентрат” ощущений, копии объектов, критиковал идеализм Платона, был убежден в беспредельности человеческого познания. Осн. соч.—“О природе” (1761-66).

РОД — основанная на кровных свя зях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах на базе экономических отношений. Данные последних исследований свидетельству ют, что родовая общность не обязатель но присуща всем народам. Р. изначально существовал в мужской и женской формах (Патриархат. Матриархат) в качестве отдельного объединения, а в виде групп родственников, живших в разных общинах. Р. служил ядром общин, сплачивал в единое целое их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и социальным отношениям, посредством регулирования брачно-семейных отношений, совместного воспитания и материального обеспечения детей. Родовые отношения обычно выступали в качестве формы социальных связей членов общины, играли определяющую роль в производстве, распределении, культовых действиях и т. д., обусловливали родовой характер управления жизнью общины (выборность старейшин и вождей из членов родового ядра общины, их сменяемость и т. п.). Т. обр., взаимодействуя, Р. и родовая община представляли социальную структуру, определяемую как родовой строй, здесь господствовала общественная собственность на землю, отсутствовала имущественная и социальная дифференциация, участие в общественных делах являлось правом и долгом всех взрослых членов общины. С развитием первобытнообщинного строя постепенно увеличивалась численность Р., они объединялись во фратрии (братства), фратрии — в племена, а те — в союзы племен. Прогресс производительных сил, развитие товарно-денежных отношений между общинами и семьями предопределили разложение Р., роль к-рого в общественной жизни уменьшается в классовом об-ве.

РОЗАНОВ Василии Васильевич (1856—1919)—рус. религиозный философ, писатель, публицист. Окончил Московский ун-т. Последователь Н. Н. Страхова и Леонтьева. предложил свое понимание рус. идеи (“Среди художников”, 1914). Обосновал принцип т. наз. альтернативного мышления как сочетания различных, в т. ч. противоположных, т. зр. Первое философское соч. Р. “О понимании” (1886) направлено против позитивизма и представляет собой опыт исследования науки как цельного знания. Осн. положения этой книги не были восприняты современниками, что стимулировало обращение Р. к публицистике Свои философские идеи, во многом предваряющие экзистенциализм, он излагал в форме афоризмов и отдельных записей (“Уединенное”, 1912; “Опавшие листья” 1913, 1915). Один из учредителей Религиозно-философских собраний (1901—1903), преобразованных в 1907 в Петербургское религиозно-философское об-во, Р. является ярким выразителем философии и эстетики т. наз. рус. Апокалипсиса (предчувствия грядущих катаклизмов). Краеугольным камнем миросозерцания Р. был семейный вопрос. В семье он видел гл. ячейку об-ва (“Семейный вопрос в России”, 1903). Дайте мне только любящую семью, провозглашал Р., и я из этой ячейки построю вам вечное социальное здание. Свои религиозно-философские идеи Р. развил в книгах:“Религия и культура” (1899), “Природа и история” (1900), “В мире неясного и нерешенного” (1901), “Около церковных стен” (1906), “Люди лунного света. Метафизика христианства” (1911), “Темный лик. Метафизика христианства” (1911). В центре его размышлений — отношения человека и Христа. В программной работе “О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира” (1908), рассматривая христианство, утверждает, что Христос есть дух небытия, а христианство — религия смерти, признающая одно лишь прекрасным — страдание, печаль и сладость смерти. В поздний период (1917—18) Р. сосредоточился на теме “Россия и революция”; революцию он рассматривал как попытку поправить старый грех самодержавия с помощью нового греха, прежде всего — террора. 1917 означал для Р. крах культуры России (“Апокалипсис нашего времени” (1917— 1918).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Нравственное значение поступков человека заключается в и
Возникших при участии человека
Развитие к рого ведет к росту его численности

сайт копирайтеров Евгений