Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

[124] Текст, заключенный в прямые скобки и расположенный во франц. оригинале в
сноске, мы перенесли на несомненно принадлежащее ему место. Здесь эти строки
вполне уместны, между тем как поставленные в конце Письма, они положительно ни с
чем не вяжутся.

[125] Евхаристия - в христианской религии таинство причащения, т.е. приобщение (посредством
хлеба и вина) к Христу, освобождающее от грехов (ср. сноску 100). В этой фразе в
первой публикации ФП VIII (см. ЛН. С. 60) допущена ошибка: вместо "дух" (в
оригинале - l'esprit) напечатано "род". В издании Б.Н.Тарасова (С. 131) ошибка
повторена.

 

* Печатается по: П.Я.ЧААДАЕВ.ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА (Полное собрание сочинений и
избранные письма. Том 1) Москва, изд-во "Наука",1991

[1] Фотий. В интерпретации Чаадаева инициатива разрыва Восточной церкви с
Западной принадлежит Фотию, что не совсем верно. Эта инициатива исходила от Рима,
Фотий же стремился к установлению равного положения обеих церквей. Окончательный
разрыв произошел при патриархе Михаиле Кируларии на Соборе 1054 г.

В данном случае Чаадаев следовал традиционной католической версии о деятельности
Фотия как первопричины "схизмы" (разделения).

[2] 1829.

[3] Почему древние не умели наблюдать? Потому что они не были христианами.

[4] Novum Organum (ch. 68). "Новый Органон" - сочинение Ф.Бэкона. Цитата из
Нового Органона в современном переводе звучит так: "пусть вход в царство
человека, основанное на науках, будет почти таким же, как вход в царство
небесное... куда никому не дано войти, не уподобившись детям" (Бэкон Ф. Соч. М.,
1972. Т. 2. С. 34). - Ред.

[5] Здесь надлежит заметить две вещи: во-первых, что мы не имели в виду
утверждать, будто в этой жизни содержится все Небо целиком: оно в этой жизни
лишь начинается, ибо смерть более не существует с того дня, как она была
побеждена спасителем; и, во-вторых, что здесь, конечно, говорится не о слиянии
вещественном во времени и в пространстве, а лишь о слиянии в идее и в принципе.

[6] См. древних.

[7] В таком случае уже не вера двигала бы горы, а Алгебра.

[8] Спиноза.

[9] Без сомнения, применения открытого Ньютоном закона в области предметов
осязаемых чрезвычайны, и число их будет с каждым днем еще возрастать. Но не
следует забывать, что закон падения тяжестей установлен Галилеем, закон движения
планет - Кеплером. Ньютону принадлежит только счастливое вдохновение - связать
воедино оба эти закона. Впрочем, все относящееся к этому славному открытию
чрезвычайно важно. Не мудрено, что один выдающийся геометр сожалел, что нам
неизвестны некоторые из формул, которыми Ньютон пользовался при своей работе;
наука, конечно, много бы выиграла от находки этих талисманов гения. Но можно ли
серьезно думать, что вся сверхъестественность гениальности Ньютона, вся его мощь,
заключается в одних его математических приемах? Разве мы не знаем, что в этом
возвышенном уме было еще что-то кроме способности к вычислениям? Я Вас спрашиваю,
рождалась ли когда-либо мысль подобного масштаба в разуме безбожном? (Довольно
странная попытка связать великое открытие Ньютоном законов движения с каким-то
внутренним озарением, навеянным изучением Апокалипсиса, имеет весьма слабое
обоснование в том, что он действительно им интересовался.). Истина столь
величественная дана ли была когда-либо миру разумом неверующим? И можно ли
представить себе, будто в то время, когда Ньютон бежал от опустошавшей Лондон
эпидемии в Кембридж (Бегство Ньютона от чумы - исторический факт, но бежал он
вовсе не из Лондона и вовсе не в Кембридж, а именно из Кембриджа, где был
преподавателем, к себе на родину, в Вулсторп) и закон вещественности блеснул его
духу и разодралась завеса, скрывавшая природу, в благочестивой душе его были
одни только цифры? Странное дело, есть еще люди, которые не могут подавить в
себе улыбки жалости при мысли о Ньютоне, комментирующем Апокалипсис. (Апокалипсис
(от греч. arokalurziz - откровение) - книга Нового Завета, Откровение апостола
Иоанна Богослова.). Не понимают, что великие открытия, составляющие гордость
всего человеческого рода, могли быть сделаны только тем самым Ньютоном, каким он
был, гением столь же покорным, сколь и всемогущим, а отнюдь не тем высокомерным
человеком, каким его хотят представить. Повторю еще раз: видано ли, чтобы
человек, не говорю уж атеист, но хотя бы только равнодушный к религии, раздвинул,
как он, границы науки за пределы, ей, казалось, предназначенные. (Откуда
почерпнул Чаадаев свои сведения о Ньютоне и свои понятия о теории движения и
законе тяготения, выяснить не удалось. Как известно, о Ньютоне писал Вольтер,
конечно, хорошо знакомый Чаадаеву. Вольтер и сообщил предание о падении яблока,
будто бы вызвавшем у Ньютона ряд представлений, завершившихся затем его
знаменитой теорией. Но и факты и соображения, приведенные у Чаадаева, не
основаны на высказываниях Вольтера.).

[10] Известно, что знаменитое доказательство бытия Божьего, приписываемое
Декарту, принадлежит Ансельму, носившему в XI в. Доказательство оставалось
погребенным в каком-то уголке человеческого разума в течение почти 500 лет, пока
не явился Декарт и не вручил его философии.

[11] Нет надобности пытаться определить географически то место земли, где этот
светоч находился; достоверно одно: традиции всех народов мира совпадают в
указании одной и той же местности земного шара, из которой пришли к нам первые
познания людей.

[12] Шлейермахер, Шеллинг, Кузен и т.д. и т.д.

[13] Так, между прочим, люди перестанут искать, как это делали прежде, великий
Вавилон (Вавилон - древний город на берегу реки Евфрат, близ современного г.
Хилла в Ираке. Основанный и 3-м тыс. до н.э., неоднократно подвергался
разрушению и сейчас существует в виде развалин. О Вавилоне рассказывает Библия (Бытие,
11).) в том или другом земном государстве, а ощутят себя живущими среди треска
его крушений; таким образом, поймут, что возвышенный историк грядущих веков,
рассказавший нам его ужасное падение, думал не о крушении одного определенного
царства, а материального сообщества вообще, такого общества, какое мы видим.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Один из этих народов в
Связанный с ходом истории
1987 тарасов i в мире человека
Чаадаев П. Философические письма русской философии 9 истории
Второзаконие название пятой книги моисеевой в ветхом завете следовало философии

сайт копирайтеров Евгений