Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Прилуцкий Е. Глобальные коммуникации и сознание

Е.А. Прилуцкий, кандидат исторических наук

                      Большинство жителей Земли являются сегодня свидетелями или участниками нового исторического цикла изменений и новаций, когда определяющими становятся общепланетарные процессы. Оценить их адекватно мы пока не в состоянии, и постановка проблемы, которую я обозначил в заголовке, вызывает немало размышлений.

                      Коммуникационные потоки и сама коммуникация (пожалуй, во всех смыслах ее современной универсальности) на наших глазах превращается в глобализующий фактор и средство развития. Однако

понятие "глобальные коммуникации", применение которого весьма распространено, совершенно не разработано. Множество неясностей возникает и в процессе действия через данные коммуникации человеческого сознания.

                                                                                   Коммуникация  

                      Научный, понятийный аппарат для осмысления процессов глобального уровня вплоть до середины ХХ в. отсутствовал. Не хватало проникающего, универсализирующего инструмента-понятия, адекватного этому уровню, и в роли такого инструмента, на мой взгляд, постепенно выступило понятие коммуникации.

                      Исторически интеллектуальная среда, в которой зародилось понятие коммуникации, формировалась внутри герменевтики, практического метода интерпретации текстов и философии, а затем - в пространстве взаимовлияния герменевтики и ряда других течений европейской теоретической мысли.

                      Начав с правил толкования текстов, герменевтика в XIX в. вышла на уровень основополагающих философских проблем. Вслед за В. Дильтеем, использовавшим обобщающее понятие "жизнь", Э. Гуссерль в своей феноменологической философии конституциирует понятие "жизненный мир", а вместе с

ним и заданную первичную целостность рассматриваемой реальности. Сознание в качестве главного фигуранта феноменологии выполняет у Гуссерля интегрирующую роль посредством своего изначально нерасчлененного внутреннего смыслового существования, предшествующего любой субъект-объектной дифференциации.

                      Понятие интенциональности, которое ввел Ф. Брентано для различения психического и физического, в феноменологии становится одним из центральных и понимается как смыслопорождающая устремленность сознания к миру и предметам, но также и одного индивидуального сознания к другому, определив особое место проблемы интерсубъективности и приближение к понятию коммуникации - общению

и взаимонахождению. Интерсубъективность у Гуссерля глобализуется, включая всю вселенную человечества, присущую ей парадоксальную взаимоположенность субъективного и объективного, индивидуального и универсального, конкретного и трансцендентального.

                      Персонализм, органично вобрав в себя идею коммуникации, позиционировал в ХХ в. личностную философию. Его кредо: "я существую в той мере, в какой я существую для "другого".  Немецкий философ К. Ясперс сделал коммуникацию ключевым понятием своей философской системы: экзистенция человека проявляет себя через коммуникацию. На фоне "сознания вообще", присущего индивидам, особую роль в коммуникации играют дух и разум. "Коммуникация в сфере духа есть создание из общественной субстанции идеи целого..."

                      "Разум - связь всех модусов объемлющего. Он не допускает, чтобы какое-либо сущее абсолютно отделилось, утвердилось в оторванности, стало ничтожным в рассеянии. Ничто не должно быть

утеряно там, где разум становится действенным, то, что есть, ищет связь. Возникает универсальное соучастие в жизни, открытая заинтересованность... он настойчиво направляет к единому, которое есть все...

Разум требует беспредельной коммуникации , он сам - тотальная воля к коммуникации." (1)

                      Во второй половине прошлого века теоретическое осмысление коммуникации продолжилось

уже в новых условиях. Причиной для этого послужило мощное технологическое развитие западного общества.

                      Канадский теоретик в области культуры и коммуникаций Г. Маклюэн ввел в оборот понятие

 ΛΛΛ     >>>   

Биосферы
Искусственный интеллект делает доступным использование компьютера лицам
Прилуцкий Е. Глобальные коммуникации и сознание философии 9 коммуникации
философа Поппер К. Нищета историцизма

сайт копирайтеров Евгений