Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Здесь в хор негодующих зрителей вмешивается ирония:
Чудеса! О, ты чудесным образом бесстыден и скучен
и без единой искры духа нашего Овербека,
и ты к тому же, не разделяешь его другие качества, которые прелесны.
17. Мелодия для двоих. Фортепианный дуэт. Написан в феврале 1873 г. как свадебный презент для Ольги Херцен (поэтому "Бармхайцигкайт") и Габриэля Монода (поэтому "Мелодия"). Сочинение является переработкой со значительными удлинениями той секции, которая отображает Благовещение Марии из наброска для Рождественской оратории 1861 г. Вагнер, который знал об обстоятельствах этого сочинения, прокомментировал, что, делая концовку в форме церковной музыки, Ницше хотел возложить благословение папы на супружескую пару, которая отстранилась от церковного бракосочетания.
18. Мольба к жизни. Песня для голоса и фортепиано. Текст Лу Андреас-Саломе, написана в августе 1882 г.
В апреле 1882 г. Ницше был представлен Лу Андреас-Саломе, с которой его связала крепкая, но кратковременная дружба. Ницше восторженно относился к некоторым из ее стихов и среди них - к "Гетебан дас лебен", которые Лу Саломе преподнесла ему в форме презента при их расставании. Он сразу же переложил их на музыку, использовав мелодию "Гимна дружбе", написанного в 1874 г., для чего потребовались некоторые изменения. Ницше очень высоко рассматривал этот симбиоз поэзии и музыки. Он был убежден, что хорошее исполнение "соблазнит" внимательных слушателей в отношении его философии. Лу Саломе серьезно признавала то настроение, которое Ницше создал для себя. В своей автобиографии она пишет:
"Чем выше он поднимался как философ в его страсти к жизни, тем более глубоко он страдал как человеческое существо от своих собственных учений о жизни. Эта битва в его душе, истинный источник философии его последних лет представляют собой как всего лишь несовершенно представленные в его трудах и книгах, но все это звучит, пожалуй, наиболее глубоко в его музыке на мои стихи "Гимн жизин", которую он сочинил летом 1882 г., когда он находился у меня в Тюрингии близко от Домбурга".
Ницше сочинил лишь один станс на стихи Лу Саломе, которые имеют два станса. Оба они были исползованы для аранжировки, которую создал Петер Гаст для хора и оркестра в 1887 г.
О, жизнь так странна. Я считаю тебя дорогой,
Дорогой с той любовью, которую друг дает другу.

Ты дала мне смех, дала мне слезы,
Ты нанесла мне раны, но одновременно и помогла излечить их.

Я считаю тебя дорогой, приносишь ли ты боль или благо,
И когда ты стреляешь смертельной стрелой.

В печали я отрываю себя из твоих объятий,
Так же как друг должен расставаться с другом.

Текст, комментарий и перевод стихов Вольфганга Боттенберга.

"Сжатость и концентрация"
Роджер Холинрэйк
(Статья к CD диску - "Фридрих Ницше:
Песни для голоса и фортепиано")

14 песен для сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано написаны Ницше во время его учебы в Шульпфорте (1864-65г.), а также в течение первого года обучения в Боннском Университете. Эти песни являются наиболее удачными его музыкальными композициями.
Сложная, глубокая поэзия Грота, Рюкерта, Айхендорфа, Хоффманна фон Фаллерслебен и других популярных романтических поэтов с их ясными стихотворными конструкциями и с точным подбором слов, несущих также глубину образности их горячего воображения-лучшие песни, написанные Ницше , как раз и являются образцом сжатости формы и образной концентрации настроения-все это ускользнуло от внимания Ницше при создании им амбициозных инструментальных произведений и произведений для хорового исполнения, написанных в тот же период.
Песни являют собой образец прогрессивного развития-начиная уже с ранней серии-"Мое место перед дверью", написанной Ницше в 1861 году, когда ему едва исполнилось 17 лет, эта песня являет собой спонтанный сплав поэзии, декламации, ритма и ключевого текста-эти же качества присущи самому жанру песни и лучшим ее образцам-к примеру, у Шуберта. Все большая музыкальная смелость отражена в совершенно удивительных произведениях Ницше- таких, как "Из юности", "Тут тек ручей" с их пульсирующим фортепьянным аккомпанементом, в песне "Как вьется виноградный куст" и в так похожей на Шумановскую песне "Заклинание", где Пушкинское стихотворение породило одну из лучших Ницшевских музыкальных композиций.
Новая фаза в творчестве началась в 1862 году, когда Ницше открыл для себя поэзию Шандора Петефи и стихи Адальберта фон Шамиссо, французского экспатрианта, чьи типично немецкие стихи вдохновили Шумана на создание песенного цикла "Женская любовь и женская жизнь".
В последние годы обучения в Пфорта и во время обучения в Боннском Университете, Ницше, вдохновленный случайным знакомством с Германом Дитерсом (в последствии-автором лучшей биографии , Брамса), серьезно занялся изучением Шумана. Его интерес к творчеству этого композитора не угас после перевода его в Лейпцигский Университет (однако, после этого им не было написано ни одной песни). В конце своей жизни Ницше пересмотрел свое отношение к музыке Романтизма (к которой относились Вагнер, Брамс и другие), его воображение подсказало ему-это новая "Дионисическая" музыка будущего. Влияние Шумана , однако, чувствуется в более поздних песнях Ницше. Трогательная песня "Эпилог", страстная "Ну и положение", глубокопрочувствованная песня "Бесконечное", долгая и повествовательная "Гроза", чьи непривычные гармонические ряды и арпеджио, исполненные левой рукой, идут вслед за бурей, приближаясь к ней "с дикой силой"; и декламационный пафос гармонически-дерзкой песни "Все охотнее".
По-шумановски трогательна наивная песня "Дитя с потухшей свечой" и безутешная , рвущая сердце "Увядшее"-самая короткая и самая простая из всех песен, шедевр миниатюры из всей коллекции песен. Хотя семь песен на слова Петефи и Шамиссо не были запланированы как единая серия, замечательным является то, что Ницше связал их воедино, добавив собственную поэму "В окне она мне посылает знаки" и подарив всю коллекцию песен на рождество 1865 года, написав также комментарий к музыке и добавив подробную инструкцию к исполнению.
К другому типу произведений относятся следующие две работы, выходящие за рамки общепринятого в 19 веке: мелодрама "Разбитое колечко", написанная на текст Айхендорфа для голоса и фортепьяно-произведение необычное для песенной структуры того времени; и "Юная рыбачка", написанная 11 июня 1865 года накануне отъезда Ницше в Лейпциг (к этому времени ему исполнилось 20 лет и это было по сути его последним песенным циклом). Преобладающая атмосфера ницшевских песен-волнующееся неспокойное море, окутывающий все туман, нарастающее чувство ужаса-все это было необычайно тонко прочувствовано Ницше и перенесено в музыку. Это чувствуется особенно в экспрессионистском "Речитативе"-это уже следующая страница в музыкальной истории.
Если сами песни Ницше-вне всякой критики, то ограниченность их технически-музыкального диапазона здесь присутствует.
"Отголосок рождества"-для фортепьянного дуэта, написанного в ноябре 1871 года-изначально была задумана для скрипки. Песня впервые была написана 2 января 1864 года в Пфорте-как раз в самый разгар песенного сочинения. После назначения Ницше на профессуру в Базельском университете песня была переделана и уже имела мало общего с первоначальным образцом. Она была написана для совместного исполнения с теологом Францем Овебеком, чьи возможности как музыканта-исполнителя были довольно ограничены. По этой причине произведение было передано новым друзьям Ницше-семье Вагнера в Трибшене - оно стало подарком ко дню рождения Козимы Вагнер накануне рождества 1871 года, год спустя после первой постановки Идилии Зигфрида, на которой Ницше присутствовал. "Не задумана ли песня "Отголосок рождества" для оркестра?" спрашивает Козима Вагнер в своем письме 30 декабря.
Ханс Рихтер, один из дирижеров Вагнеровсих постановок вспоминает, что во время своего визита в Трибшен, Ницше исполнил это произведение вместе с Козимой для самого Вагнера.
После афористичной ясности Песен симфоническая сложность и импровизаторский пыл его музыкальных поэм кажется совсем неожиданным. "Рождественские колокола" (другое название все того же "Отголоска рождества") демонстрируют некий прорыв в трактовке тематического материала, однако сам оригинал-"Рождественская ночь" является более многословным и протяженным произведением. Хотя и здесь не замечено попытки применить чисто симфонические конструкции (пример-сонатная форма). Если в "Танце крестьян" и нет той естественной полноты и непринужденности, которая присуща бетховенской вещи "Веселая жизнь крестьянской общины" из его "Пасторальной" симфонии (сравните также 5 сцену в 3 Акте "Майстерзингеров", произведение Вагнера, которое Ницше старательным образом изучал), длинные крещендо , присутствующие в первой части произведения и жесткие фигуры в кульминационной части-очень хорошо выдержаны. Новогоднее приподнятое настроение от ожидания празника и чуда-подчеркнуто боем часом в полночь - двеннадцать ударов колоколав предверии нового года, а еще точнее-новой взрыв истории-все это довольно часто любил вспоминать Ницше в своих ранних произведениях (особенно в замечательном рассказе "Сон на рождество", написанном в 1864 году). Совсем нетрудно узнать в бое часов в произведении "Рождественские колокола" отзвук боя часов из книги "Так сказал Заратустра" (части 3 и 4 , где Ницше говорит о "великом годе становления, который как песочные часы должен повторятся опять и опять...")
Необескураженный даже холодным приемом песни "Рождественские колокола" в Трибшене, Ницше вновь приступает к созданию другого фортепьянного дуэта-на этот раз им стал дуэт "Манфред. Медитация". Ницше закончил его 15 апреля 1872 года и исполнил в Байрейте перед семьей Вагнеров во время своего первого посещения этого города, как раз в то время, как был заложен первый камень под фундамент будущих байрейтских фестивалей.
Как и "Рождественские колокола", из которых выросло произведение "Манфред. Медитация", оно не лишено вагнеровского влияния, его маньеристических приемов, хотя в целом чистота музыкального ряда осталась чистой и без какого-либо постороннего влияния. "Здесь Ницше не скрывает своей внемузыкальной озабоченности-в данном случае чувствуется увлечение Ницше фаустовским сверх-человеческим героем, который так отчетливо виден и в байроновской драматической поэзии. Манфред здесь назван самим Ницше "сверхчеловеком", а поэма Байрона "сверхчеловеческим произведением".. Так Ницше сказал в докладе, сделанным им в декабре 1861 года перед членами общества "Германия". Несмотря на резкую критику в адрес "Манфреда", полученную Ницше от лица Ханса фон Бюлова, атмосфера самой поэмы действительно имеет много общего с мрачностью, которой не лишена и сама поэма Байрона.
Как однажды отметил Янц, мрачный и иногда даже жестокий портрет Манфреда является одновременно контрастом и антитезой Шумановской увертюре "Манфред", копию которой Ницше получил во время своей поездки в Наумбург на рождество 1863 года.
После "Манфред-медитации" Ницше создал только одно музыкальное произведение (если не считать очаровательную вещь "Монодия", сочиненную им к свадьбе Ольги Герцен)-это "Гимн Дружбе", написанный им в конце 1873 года.. Из него, девять лет спустя, он извлек в 1882 году "Молитву к жизни", адаптируя героическую мелодию гимна без слов для выражения стоических чувств одного стихотворения, написанного его новой знакомой-юной русской девушкой-Лу фон Саломэ.

Фортепианные произведения и фантазии для виолончели и фортепиано.
Елена Летнянова (фортепиано) и Кунито Нагата (виолончель)

Ф.Ницше
Ницше написал более 70 вокальных и инструментальных композиций для оркестра и, главным образом, для фортепьяно. Он начал сочинять музыку , будучи еще подростком и продолжил фортепьянные импровизации до своих последних дней , находясь в больнице. Его музыка очень романтична, серьезна, грустна, драматична и полна переживаний. Лист, Вагнер и Ницше были связаны между собой дружбой и увлечением Шопенгауэровской философией. Ницшевская музыка - прямое воплощение этой философии по существу и косвенным образом это чувствуется и в названиях произведений - например. " Грусть - как фундаментальная мелодия природы". Уже в последние годы 19 столетия Ницше предсказывал полиморфные методологии нашего столетия , то , что сейчас мы называем постмодернизмом.
Еще раз можно вспомнить о том, как ницшевская философия была неправильно понята и использована 30 лет спустя после смерти философа националистическим движением в Германии. Его философские работы (Так говорил Заратустра) вдохновляли многих композиторов на создание более чем 300 произведений-от песен до симфонических поэм (Штраус, Шенберг, Хиндемит, Орфф, Вольф и др.). Названия его фортепьянных произведений : "Вступление", Наброски(к Байроновскому "Фоскари"), Едеш Титок,, В лунном свете на Пуште, Венгерский Марш, Лист из альбома, Фрагмент самого себя, Эрманарих (Симфоническая декламация), Прелюдия, Праздничное шествие друзей к храму дружбы.

Елена Летнянова была лауреатом премий в Лондоне и Братиславе в 1993 году.
Елена Летнянова.
Др. Елена Летнянова родилась в Братиславе(Словакия) и обучалась на факультете Музыкознания в Университете ЯнаАмоса Каменского в своем родном городе до 1984 года. Она закончила Высшую школу музыки по классу фортепьяно у Людвига Хоффмана, ее педагогами были также Рудольф Макудзински и Мария Вилькомирска. Дебютом Елены Летняновой было были две мировые премьеры фортепьянных концертов Хатрика и Фаркаша.
Др. Елена Летнянова выступала как солистка на более чем 200 концертах в Мюнхене, Варшаве, Ржеке, Риме, Лондоне, Брудже, Сан Франсиско, Далласе, Форт Ворте, Денвере, Нью Йорке (В Карнеги Холле).Она участвовала в записи более 35 музыкальных произведений классической, романтической и современной музыки Словацких композиторов.
В 1972 году ее карьера была прервана на 13 лет из-за участия в демонстрации Яна Палаха 1969 года против Русской интервенции в Чехословакии. Позднее она перевела книгу Соложеницына "Послание из ссылки" -книга вышла в самиздате , после чего она покинула свой родной город в августе 1984 года и эмигрировала в США. С 1987 до 1992 года она является Профессором и Зав. кафедрой в Университете Дэйтона.
Ее музыка, художественные обозрения, статьи были опубликованы в различных газетах и журналах в Чехословакии, Великобритании и Бельгии.
Кунико Нагата
Японская скрипачка Кунико Нагата прошла успешное обучение на своей родине. Закончив свое обучение, она поехала с гастрольным туром по США в качестве дирижера оркестра ТОХО под управлением Сэйдзи Одзава. Она участвовала в концертах в Карнеги Холле и Кеннеди Центре. В 1976 году она приехала в Бельгию на грант от Фонда Алекса де Ври и обучалась в Королевской Фламандской Консерватории в Антверпене у профессора Рубинштейна. Она получила диплом с отличием. Затем она обучалась у профессора Нимана в Гилдхалловской Школе музыки в Лондоне и получила диплом об окончании курса. В то же самое время ее курировал Л. Коган. Она является лауреаткой различных конкурсов, среди которых Тенуто, Карл Флеш и Паганини. В 1982 году состоялись ее первые выступления в Лондоне и двумя годами позднее -в Антверпене, дирижировал тогда знаменитый Карло Дзекки.
С тех пор она давала концерты в Англии, Италии, Франции, Гонгконге, Японии и Бельгии. В 1985 году она впервые сделала запись своего исполнения Сонат Мендельсона для скрипки.

 <<<     ΛΛΛ   

Учитывать качество завершенных сочинений
Ницше написал это сочинение в апреле 1867 г

сайт копирайтеров Евгений