Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Летнянова Э. Какую музыку сочинял Фридрих Ницше

Слово об авторе

Словацкая пианистка Элена Летнянова родилась в Братиславе (Словакия). Училась в Словацком техническом университете и Братиславском университете, где позднее защитила докторскую диссертацию. В дальнейшем преподавала в университетах Нитры, Братиславы и Дейтона (штат Огайо. США). Как пианистка получила образование в Высшей школе драмы и музыки в Братиславе и в аспирантуре Музыкальной академии им.Шопена в Варшаве в классе Марии Вилкомирской. Лауреат Специальной премии Чешского конкурса им.Шопена. В 1969 году стала одним из организаторов и руководителей правозащитного движения, протестуя против советского вторжения в Чехословакию, в результате чего ее отстранили от преподавания в Братиславском университете и на 12 лет лишили возможности выступать с концертами. Ей была выделена стипендия для занятий с Людвигом Хоффманом в Мюнхенской Высшей музыкальной школе, однако чехословацкие власти аннулировали ее визу. В 1984 году изнурительных преследований со стороны спецслужб Летнянова была вынуждена эмигрировать. С 1985 года постоянно живет в США. Последнее время возобновились ее контакты со Словакией; в частности с 1995 года она преподает в Академии драмы и музыки в Братиславе.
За последние 10 лет Летнянова дала более 200 концертов в крупнейших залах Европы и Америки, в том числе в Карнеги-холле, и была с энтузиазмом встречена критиками и публикой. В своей стране выступала с ведущими чехословацкими оркестрами. Много записывалась на Чехословацком радио и телевидении, а также для фирмы грамзаписи "Супрафон". Среди ее новых работ - сделанная в Бельгии запись полного собрания фортепианных сочинений Ф.Ницше. Ее книга "Фортепианная интерпретация в {VIII-XIX веках) была издана в США, а статьи публиковались в Словакии, США и Англии.

Величайшая личность, влиятельный и противоречивый философ Фридрих Ницше (1844-1900) на протяжении всей своей жизни питал живейший интерес к музыке, но для критики и слушателей как композитор он фактически неизвестен. Исследователей больше привлекали дружба Ницше с Вагнером, их интеллектуальное родство, позднее перешедшее в неприязнь и полемику со стороны более независимого Ницше. Хорошо известны его литературные работы, поддерживавшие Вагнера, а позднее полемизировавшие с ним. Однако музыкальное наследие Ницше звучит редко.
Влияние литературно-философских трудов Ницше на искусство конца XIX - начала ХХ века весьма значительно. Один из самых известных примеров - симфоническая поэма Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра", написанная за четыре года до смерти Ницше и навеянная его наиболее знамени той одноименной книгой. Американский ученый Пауль Мклович насчитывает 174 компози тора из 19 стран, прямо или косвенно обращавшихся к текстам Ницше. Среди них - Р.Штраус, Г.Малер, К.Орф, С.Танеев, П.Хиндемит, А.Веберн, А.Шенберг, Ф.Бузони, Г.Вольф. Произведения, связанные с творчеством философа, написаны в таких различных жанрах, как песня, соната, струнный квартет, симфония, опера, кантата, месса, оратория, реквием, даже пантомима. У Ницше черпала вдохновение плеяда выдающихся художников начала нашего века: Василий Кандинский, Франц Марк, Эдуард Мунк с его "Идеальным портретом", сделанным по фотографии философа после его смерти, Макс Эрнст, Джорджо де Кирико, Ганс Арп... В наше время с его новым кризисом - постмодернизмом - концепция Ницше вновь привлекла внимание. Удивительно чутко предвидевший надвигавшийся век с его плюрализмом и множественностью в искусстве и философии, великий мыслитель стал нашим культурным гуру.
Мало кто знает об интересном факте обратного влияния музыки на поэзию и прозу философа. Его трактат "Так говорил Заратустра" написан как бы в форме четырехчастной симфонии или сонаты. Отличающаяся чрезвычайно образным языком, эта книга оказывается на грани философии и искусства, подобно более поздним трактатам Хайдеггера.
Ницше стал музыкантом еще до того, как обратился к философии. Начальное музыкальное образование он получил в детстве у своего отца, лютеранского пастора. В юности будущий философ был известен как пианист-импровизатор, знакомивший университетских друзей со своими сочинениями. К моменту встречи с Вагнером (в 1868 году в Лейпциге, во время дискуссии с Шопенгауэром) 24-летний Ницше уже имел определенный опыт в композиции. Всего же им было написано 73 сочинения, большинство из них для фортепиано solo или в 4 руки, или же с участием фортепиано (один скрипичный опус, 17 песен, Квинтет для четырех голосов с фортепиано). Среди других - произведения для хора a cappella и сопровождением (фортепианным либо оркестровым), в том числе две ранние композиции - месса и оратория, а также множество неоконченных пьес. Не всегда можно с уверенностью сказать, когда и для какого состава был создан тот или иной фрагмент.
Сольные фортепианные сочинения Ницше создавались между 1854 и 1873-1874 годами. Особенно продуктивным стал 1862 год, когда появились "Героическая жалоба" ("Helden Klage"), "Венгерский марш" ("Ungarischer Marsch"), "Там ручей протекает" ("Da geht ein Bach"), "В лунном свете на Пуште" ("Im Mondschein auf der Puszta"), "Эрманарих - симфоническая поэма" ("Ermanarich - Symphonische Dichtung") и ряд других. Эти сочинения находятся в русле романтизма с традиционным для него музыкальным языком. Музыка исполнена различными настроениями - от печали, мечтательности, благодушия, религиозной возвышенности до монументальной патетики, героики, драматизма. Преобладает все же очаровательная поэтичность, как, например, в "Im Mondschein auf der Puszta".
Напрасно мы стали бы искать в сочинениях Ницше искру большого таланта, столь ясно слышимую в музыке его кумиров или в его собственных литературно-философских работа. В гармонии, форме, структурном развитии он не достигает уровня таких великих фигур, как Шуман, Шопен, Лист или Вагнер. Это вполне закономерно, ведь в музыке Ницше был почти самоучкой (как, впрочем, и в философии). Показательны его многочисленные ошибки в знаках альтерации, исправленные в новейших изданиях.
Сонатное мышление было чуждо ему. Лишь среди детских опытов Фрица мы найдем фрагмент Большой сонаты, сонатину и очень короткие сонаты G-dur и D-dur.

Поражает краткость почти всех фортепианных опусов, обычно не превышающих по объему двух страниц, а иногда занимающих лишь полстраницы. В постоянном следовании схеме "тема и ее вариация" (то есть представлении сразу двух "видений" темы или мотива), возможно, в какой-то степени и невольным образом отразилась скрытая стадия будущих тяжких недугов Ницше (шизофрения, прогрессирующий паралич), заставивших его прекратить творческую работу за одиннадцать лет до смерти. "Двухчастный" тип музыкального мышления Ницше противоречил бы развивающему или диалогическому подходу к тематическому материалу, поэтому в его коротких пьесах превалирует вариационный принцип (многократное варьирование начального мотива в том же "Im Mondschein").
Более пространны лишь две фортепианные композиции: поэма "Ermanaeich" (1862) и "Гимн дружбе" (1874) с подзаголовком "Вступление - торжественное шествие друзей к храму дружбы" ("Hymnus auf die Freundshaft. Vorspiel - der Festzug der Freunde zum Tempel der Freundschaft"). По форме они менее традиционны, чем короткие пьесы, но... и менее совершенны. Их можно отнести к музыке сугубо программной. Это определило форму, придавая пьесам черты фантазий или рапсодий. Это же обусловило и композиционные несовершенства. "Гимн" явно страдает от мозаичности и несогласованности эпизодов, напоминающих некий конгломерат фрагментов. Организующим началом "рассеянной" формы "Ermanarich" является вовсе не гармонический план, а многократное повторение свадебного марша. Подобным же приемом Ницше воспользовался и в "Гимне": после каждого из трех его разделов (трех строф гимна, по определению автора) звучит небольшой хоральный эпизод-интермедия.
Гармония у Ницше не выходит за рамки классико-романтической стилистики с ее уменьшенными септаккордами и терцовыми соотношениями тональностей. В коротких пьесах она часто ограничена простой схемой TSD, Модуляции не носят "неожиданного" характера. В строении аккордов преобладают терции и сексты. Правда, примечательны брошенные задержания и диатонические восходящие смещения аккордов, а также - в наиболее драматичных разделах - хроматические альтерации.
Во всех фортепианных сочинениях доминирует гомофонно-гармоническое изложение. При четырехголосном складе верхний голос является мелодическим, иногда он дублируется одним из средних голосов, Встречается и мелодизация басового голоса, обычно в октавном изложении. Полифоническая фактура и особенно чисто контрапунктические композиции - довольно редкое для Ницше явление. Вот отрывок из "Гимна", нелегкий для исполнения из-за широкого расположения полифонических линий.
В целом музыкальный стиль Ницше воспринимается как продукт незавершенной композиторской эволюции - его нельзя назвать зрелым. Скажем, у него не найти шумановского ритмического многообразия и импульсивности, но романтическая экспрессия все же глубока и серьезна. Язык Ницше не копирует вагнеровский, он скорее выявляет ряд соприкосновений с предшественниками Вагнера. Каскады октав в "Гимне" отчасти напоминают Бетховена, а могучие аккорды перед последней хоральной стройой этого сочинения вызывают весьма неожиданные ассоциации с "Богатырскими воротами" Мусоргского. Фактура "Da geht ein Bach" "выглядит" совсем по-шумановски, а тремоло и бравурные пассажи в "Skizze zur Foscari" и "Ermanarich" заставляют вспомнить Листа. Фактуру в духе шопеновских этюдов нахордим в "Im Mondschein auf der Puszta" Иногда звучание становится почти оркестровым, напоминая фортепианную транскрипцию, как, например, в последней части "Ermanarich".
В музыке Ницше не был столь радикален, как в философии. Его фортепианное письмо не щеголяет виртуозностью и, в отличие от листовского или шопеновского, предъявляет в целом скромные технические требования к исполнителю. Ему было свойственно писать по-шумановски пылкую или учтиво-мягкую, приятную музыку, лишь иногда, как в "Ermanarich", становящуюся бурно-драматической или, как в "Vorspiel", патетической и празднично-ликующей. Сложность и новаторство вагнеровского "Тристана" остались ему чужды. Он отдавал предпочтение "Кармен" Бизе, а у Вагнера - более традиционным "Майстерзингерам".
Трудно сказать, кем Ницше мог бы стать в музыке, если бы не прекратил занятия композицией в 29-летнем возрасте1; если бы не был подавлен разгромным откликом одного из ведущих музыкантов того времени, Ганса фон Бюлова, на свое фортепианное сочинение "Манфред размышляющий" (1872); если бы его не обескуражил Вагнер, который высмеял четырехручную пьесу "Отзвук новогодней ночи" (1871), посвященную Козиме Лист и впервые исполненную ею же и дирижером Гансом Рихтером. После публикации в 1872 году филолого-философского трактата "Рождение трагедии из духа музыки" карьера пианиста-импровизатора и композитора Ницше клонится к своему концу.
Ницше был весьма самокритичен: в конце каждого года он подводил итог своим деяниям и решал, какие из композиций не заслуживают права на существование. Многое он уничтожил сам. Вдобавок немало оригиналов пропало во время второй мировой войны. Сохранилось чуть больше 40 сочинений, некоторые во фрагментах. Конечно, великий философ не был великим композитором. Исполняя его музыку, я испытываю дискомфорт от несовершенства ее формы, но ценю в ней эмоциональную насыщенность, мечтательность, печаль. Без этой музыки наши представления о Фридрихе Ницше были бы неполными.

"Слово об авторе" и перевод с английского
Александра Щетинского
Публикуется по материалам журнала "Музыкальная академия", № 3-4, 1996 год.

Примечания
1 Лишь в 1882 году он в последний раз обращается к сочинению музыки и пишет одно из лучших своих произведений - песню "Молитва к жизни".

 

Фридрих Ницше, Том I:
Сочинения его детства и юности (1857-63)

Фридрих Ницше (1844-1900) полностью осознавал свое значение как мыслитель, который будет оказывать глубокое влияние на направление философских запросов будущих поколений. Признание его как философа твердо установлено, но, прежде, чем Ницше полностью посвятил себя философии, он уже создал значительные работы как поэт и композитор. Поэзия оставалась важнейшим средством самовыражения для него в его философских трудах; в ряде его трудов, особенное в Альзо ширах Заратустра, разделительная линия между философией и поэзией достаточно тонка. Музыкальное композиторство предшествует его увлечению философией, и поэтому обычно рассматривается как нечто незначительное для понимания его мысли. Сам Ницше, однако, считал важным, чтобы, по меньшей мере, часть его музыки должна быть известна с тем, чтобы избегать недопониманий его основных направлений как философа. Судя по его собственному свидетельству из письма от 1887 г.:
"...никогда еще не существовало философа, который, по своему существу был бы музыкантом до такой степени, как я".
Однако, когда речь идет о музыке, он не проявляет своего обычного утверждения в превосходстве. В том же письме он пишет:
"Даже так, возможно, что я мог бы быть совершенно безуспешным музыкантом".
Во время его жизни его сочинения не воспринимались как значительные ни его друзьями, ни широкой публикой. Даже после того, как его имя стало известным повсеместно, его сочинения либо оставались неизвестными, либо они воспринимались лишь только как любопытные штрихи его биографии. Целью этих записей является сделать звучание его сочинений доступным с тем, чтобы суждения, касающиеся их стиля и их ценности, могли бы быть выработаны без того, чтобы опираться на суждения других лиц даже в том случае, если они обладают таким статусом как Вагнер и фон Бюлов.
В период его насыщенного созидания как композитора, когда он был в возрасте от тринадцати до двадцати лет, Ницше нечасто комментировал свою деятельность в этой области. Это может быть следствием того, что у него не было преподавателя по композиции и что у него было мало возможностей сравнить свою работу с усилиями других композиторов. В более поздние годы, когда он оставил композиторство как средство самовыражения, он делал иногда ремарки, отзываясь вполне хорошо о созидательных музыкальных усилиях своих более юных лет. В письме от января 1875 г. Мальвиде фон Мейзенбуг он писал:
"Я пересмотрел сочинения своей юности и разложил их по порядку. Для меня всегда странно то, как через посредство музыки раскрываются неизменяемые аспекты характера; что то, что говорит мальчик через ее посредство, является таким четким языком сущности его всей натуры, что зрелый мужчина не хочет, чтобы это менялось - за исключением, естественно, несовершенств техники и тому подобного".
Двенадцатью годами позже, в октябре 1887 г., незадолго до того, как работа его жизни пришла к заключению, он писал дирижеру Феликсу Мотти:
"Мне хотелось бы, чтобы это музыкальное произведение (Гимн жизни) могло бы стоять как комплимент слову философа, которое, как это свойственно словам, должно оставаться по необходимости неясным. Действие моей философии находит свое выражение в этом гимне".
Ясно, что Ницше сам думал, что, по меньшей мере, это, его последнее сочинение, должно быть всегда связано с его именем как важный ключ к пониманию его философской мысли. Это представляет собой самый необычный вызов для философа, но и та манера, в которой Ницше представлял свои философские аргументы, тоже необычна и в некотором роде ближе к языку музыки, чем к тому типу отстраненного рационального аргумента, который предпочитают другие философы. Он хорошо осознавал ограничения рациональной аргументации и он подчеркивал, что эстетическое понимание жизни, по меньшей мере в том виде, в котором она развилась в западной культуре, черпает многое для своей силы от споров и разрешения дисонансов. В дополнение к этому музыка времени Ницше, включая его собственную, во многом использовала неожиданные модуляции (отклонения от тональных центров) и иногда от резких и шокирующих контрастов. Все это характерно также и для литературного стиля Ницше. Поэтому, думать о его письменных трудах, пользуясь терминами музыкальных партитур, может быть и не столько уж натянутым и может придать новые измерения значению его зачастую резким и противоречивым высказываниям.
Если и есть оправдание созданию трудов Ницше в терминах музыкальных образов, то знание его сочинений должно быть важным, чтобы получить доступ в самые глубины работы его мозга. Однако, до сих пор его сочинения привлекали мало внимания. Это может частично объясняться их относительной недоступностью. В своей полной форме они появились только лишь с 1976 г., когда Курт Пауль Янц опубликовал весь объем музыкальных трудов Ницше в одном томе (Фридрих Ницше, Дермузикалише нахласс, Баренрейтерферлаг Базель, называемый здесь ДМН). Но даже и если эта книга представляет собой научное достижение порядка первого ранга, все же она еще не осуществила широкого знакомства с музыкой Ницше. Целью данного собрания является сделать возможным прослушивание сочинений Ницше. Помимо их документарного сопоставления для последователей Ницше и студентов, они могут быть также чисто интересны как произведения искусства и помогать приближать Ницше как человека к тем, кто испытывает трудности в понимании и оценке слов этого философа.
Том содержит те сочинения Ницше, которые он написал до достижения двадцатилетнего возраста. Они представляют, в целом, весьма детальный комментарий к его эмоциональному и интеллектуальному развитию. Поскольку он работал без преподавателя, без регулярного инструктажа и при очень ограниченном внешнем поощрении, то они также представляют собой яркую демонстрацию его прирожденного импульса для самовыражения его независимости и его желания воспринимать риск и потенциальный провал. Некоторые биографические данные должны помочь в понимании их как регистратора развития его личности.
Ницше родился в Рокене (Саксония) 15 октября 1844 г., в семье, откуда выходили в течение многих поколений протестантские пасторы. Его детские годы отличались глубокой любовью к его отцу. Самые счастливые детские воспоминания Ницше были связаны со слушанием импровизаций его отца на пианино. Когда ребенку исполнилось только 5 лет, его отец умер от болезни мозга. От маленького мальчика ожидали, что он продолжит традицию и возьмет на себя те обязанности, которые нес отец в доме, где было много женщин. Вскоре после смерти своего отца, семья переехала в Наумбург, где Ницше получил уроки на пианино и где он имел возможность слышать хорошее исполнение церковной музыки. Его первые попытки сочинительства относятся к 1856 г., когда ему не было еще двенадцати лет. Эти первые попытки представляют собой достаточно амбициозные сонаты для фортепиано и оркестровые произведения; они характеризуются отсутствием техники и формального сочетания, но они показывают стремление мальчика войти в свою культуру не только как ученик, но и как активный участник. В четырнадцать лет он стал учеником знаменитой школы- интерната в Шульнфорте, которая обеспечивала глубокое гуманитарное образование, а также свободное время для учащихся, чтобы развивать свои собственные интересы. Вместе с двумя прежними друзьями из Наумбурга, которые также учились здесь, он основал общество для создания и споров о литературе, критических и музыкальных работ. Это общество, называемое "Германия", существовало три года. При приеме в общество Ницше принимал, в основном, сочинения, отражающие музыкальный опыт, с которым он в то время был знаком: наброски симфоний, ораторий, тональных стихов. Практически все эти работы оставались незавершенными, но они демонстрируют яркое, гармоничное и драматическое воображение. Большинство этих набросков рассчитаны на духовную музыку. В течение лета 1861 г. Ницше, должно быть, испытал кризис самосознания, осознав, что он был не в состоянии контролировать крупномасштабные музыкальные формы, а также отход от духовных текстов. В течение нескольких следующих лет его музыкальные стремления были сконцентрированы на сочинениях для фортепиано и песнях. Вместо религиозных текстов он искал вдохновения у романтических поэтов, а также у не- германского фольклора. Теперь он преуспел в завершении большинства своих музыкальных работ, которые отличаются как оригинальностью, так и техникой, требуемой для их формы. В течение этих лет он закончил обучение в Шульнфорте и начал изучение филологии в Боннском университете. Большинство его сочинений были созданы во время каникул и намеревались как подарки для членов семьи и друзей.
Музыка в этом томе
Исполнительские работы в данном собрании сочинений включают все сочинения Ницше, которые он написал до конца 1863 г. и которые он оставил в форме, годной для исполнительства. Единственным исключением является тональная поэма Эрманарихой 1862 г., произведение для оркестра, из которого он сделал законченную версию для соло на фортепиано. Существует намерение включить это сочинение в новый вариант для оркестра вместе с некоторыми более поздними оркестровыми работами Ницше при следующем издании данной кассеты. Не включено большинство сочинений, которые либо технически несовершенны и помешают исполнению, или которые существуют лишь как фрагменты или предварительные наброски. Там, где это было возможно и там, где качество изначальной идеи позволяло это, были произведены аранжировки или переписание для того, чтобы создать полную картину масштаба, насколько это возможно, развития Ницше как композитора.
Важно помнить, что сочинения, вошедшие в этот том, были написаны не философом Ницше, а мальчиком и юношей, который не обладал профессиональным образованием в области композиторства и который еще не достиг двадцатилетнего возраста. Даже в том случае, если они не являются свидетельством его философского мышления, они являются произведениями того же человека, который позже написал Альзо ширах Заратустра. Те исполнители, которые создали этот диск, стали любить и уважать музыку вдохновленного и талантливого юноши за его врожденные ценности, не говоря о его биографической значимости.
Записи
Эта запись была первоначально произведена в Конкордийском университете, Монреаль, Канада в качестве внутриучебного исследовательского проекта, в работу которого вошли департамент музыки и колледж Лонерганского университета. Помощь по исследованию была предоставлена факультетами изящных искусств и искусста и науки. Сама запись и редакторская работа проходила в 1992 и 1993 гг. в концертном зале Конкордия. Особая благодарность выражается д-ру карлу Полю Янцу, редактору музыки Ницше за его бесценные советы относительно исполнения конкретных сочинений.
Исполнители
Лауретта Альтман училась в Джуиллиардской школе музыки в Нью-Йорке и с Филипом Коэном в Монреале. Ее часто можно слышать как солистку и исполнительницу камерных музыкальных произведений, а также на Радио Канады. Она является соучредителем Александрийского фестиваля.
Вольфганг Боттенберг родился во Франкфурте, Германия, изучал философию и теологию до того, как начал учиться музыке в университетах Альберты и Цинцинатти. Будучи преподавателем в департаменте музыки в Конкордийском университете, он активно проявляет себя как композитор, преподаватель и научный работник.
Валери Кинслоу училась а Акадийском и Скджилльском университетах и у Найджела Роджерса в Лондоне. У нее есть несколько записей и она часто выступает на радио и в концертах.
Свен Мейер учился в Швейцарии и Франции и у Элеоноры Туровской в Монреале. Он выступал в ряде европейских музыкальных фестивалей как исполнитель, преподаватель и дирижер.
Эрик Оланд учился в университетах в Моунт Аллисон и Лавале. Он широко известен в Канаде за оперное и концертное исполнительство. Он обладает записями на фирмах МакДжилла и СНЕ.
Орфейские певцы - это хоровое общество Монреаля, которое регулярно выступает с концертами, отличающимися образцовым исполнением традиционных и современных произведений.
Петер Шуберт, дирижер общества Орфейских певцов, имеет степь кандидата наук в области музыкологии Колумбийского университета. Он является также членом музыкального факультета МакДжилльского университета.
Марк Корвин учился в университетах Виктории и Висконсина-Мэдисона, где он получил докторскую степень. Он является композитором и инструктором в области электроакустики, искусства записи и компьютерной технологии в Колумбийском университете.
Сочинения
1. Аллегн, для фортепиано. Написано до 1858 г. как одно из нескольких мультираздельных сочинений для фортепиано.
2. Хох тутеушауф, для хора. Написано в декабре 1858 г. для своей семьи. Поскольку оригинальный вариант состоит из отдельных частей, которые не всегда сочетаются друг с другом, было создано произведение для хора а капелла. Как и во многих более поздних работах Ницше не заканчивает это сочинение в ключе его начала. Переход Соль-мажор к Ми-мажор придает особый акцент праздничному характеру текста (Псалм 24, 7), который Ницше нашел в немецком переводе Мессии (№33) Генделя. Партитура Мессий для фортепиано находится в семейной библиотеке.
Поднимите свои головы, О вы ворота, и будете поднятыми,
Вы, вечноживущие двери,
И Король славы войдет
3. Введение, для фортепианного дуета. Возможно, написано до переезда Ницше в Шульнфорту и вполне возможно как начало мотета для хора и оркестра, который никогда не был завершен. Потребовалась огромная редакторская работа, поскольку в то время воображение юного композитора опережало его написание частей.
4. Фантазия, для фортепианного дуета. Оно было послано в 1859 г. от Ницше его сестре в качестве рождественского подарка. Это произведение может служить началом попытки в отношении более крупной оркестровой работы.
5. Мизерер, в пяти частях для хора а капелла. Написано летом 1860 г. как вклад в "Германию". Поскольку текст очень небрежно координировался с музыкой, то можно предполагать, что это сочинение в то время не исполнялось. Что касается Псалма 51, то Ницше использует каждую вторую строку через одну:
Сжалья надо мной, О Бог, согласно твоей любящей доброте.
Отмой меня тчательно от моего беззакония
и очить меня от моего греха.
Только против тебя я согрешил и сделал зло у тебя на глазах
так, чтобы ты был оправдан, когда ты говоришь
и был бы ясным, когда ты судишь.
Созерцай ты, желая внутри правды,
Заставь меня слышать веселье и радость так,
чтобы сломанные когти могли возрадоваться.
Создай меня в чистом сердце, О, Бог, и восстанови
правый дух внутри меня.
Возложи снова на меня радость твоего спасения,
и держи меня с помощью твоего свободного духа.
Освободи меня от кровавой вины, О, Бог моего спасения,
и мой язык будет петь о твоей правоте.
Поскольку ты желаешь не жертвенности, а то я воздам ее,
ты желаешь не в виде сгоревшего подношения.
Делай добро с твоим удовольствием для Зиона,
да строй ты стены Иерусалима.
6. Айнлейтунг, для фортепиано. В манускрипте не указана дата этого короткого сочинения. Оно может быть частью набросков для Рождественской оратории 1861 г. Наброски для Рождественской оратории. Наиболее амбициозными сочинительскими проектами периода юности Ницше являются мессы и реквиемы, написанные начерно в 1859 г., и Рождественская оратория, написанная также начерно в 1861 г. В то время, как месса имитирует классические модели, в основном Моцарта и Генделя, Рожденственская оратория демонстрирует интерес к "прогрессивной" хроматичной гармонии и использует оригинальные тексты. Моделями явно были оратории Мендельссона, которые исполнялись в Шульнфорте: идея Ницше заключалась в том, чтобы написать непоставленную оперу с различными сценами и актами. Эти фрагменты также слишком незакончены, чтобы позволить реконструкцию всей оратории. Двенадцать лет спустя Ницше использует незаконченный короткий фрагмент, касающийся истории благовещения, как основу для фортепианного дуета (Мелодия для двоих, Лоб дер Бармерзигкайт).
Данная запись является исполнениями двух фрагментов из начала Рождественской оратории, представляющей тьму, предшествующую явлению Мессии.
7. Айнлайтунг, для фортепиано. Предназначено как увертюра для оркестра.
8. Караульный, скоро ли кончилась ночь? Для хора. Существуют лишь хоральные фрагменты, которые потребовали обширной редакции. Текст явно самого Ницше:
Караульный, скоро ли закончилась ночь?
Тьма покрывает Землю,
Миры наполнены мраком.
9. Престо, для фортепианного дуэта. Контекст этого сочинения неясен. Это может быть началом стремительного движения запланированной симфонии.
10. Мое место перед дверью, песня. С этой песни Ницше начинает новую фазу как композитор, ограничивая себя мелкими, но успешно завершенными работами. Написана в октябре-ноябре 1961 г. В песне использован текст Клауса Грота, который вначале был на низком немецком диалекте. Ницше использовал перевод на высокий немецкий язык А.Б.Винтерфильда.
Тропинка вдоль садового забора,
как красива она была!
На заре я бывало шел отсюда
по колени в траве.
Я играл здесь до вечерней поры
с камешками и песком
Дедушка забирал меня домой поздно вечером
и держал мою маленькую ручку.

Как я тогда желал, чтобы я мог увидеть
мир, растущим высоко и мощно
Дедушка говорит: о, пусть так и будет!
это произойдет довольно скоро.
И так это и было: я не упустил
побродить по многим землям.
Это не дало мне и половины благословения
от того, как я держал руки дедушки.
11. Героическая элегия, для фортепиано. Это первое из серии характерных сочинений для фортепиано. Написана в 1862 г. в качестве вклада в "Германию".
12. Клавирштииклф, для фортепиано. Оригинальный манускрипт обрывается после 23 тактов. Сочинение, которое прослушивается на данной записи, было отредактировано и завершено в стиле Шумана, музыку которого в ту пору Ницше исполнял часто.
13. Венгерский марш, для фортепиано. Строенный метр и частая смена темпа и динамики делает это сочинение странным видом марша.
14. Цыганский танец, для фортепиано. Цыганский стиль, характер рапсодии, блистательное сочинение для фортепиано свидетельствует о влиянии Франца Листа. Часть оригинала манускрипта потеряна. Это сочинение было завершено в форму того, что редактор счел его первоначальными размерами.
15. Милый секрет, для фортепиано. Венгерское название говорит о том, что это сочинение может быть версией соло для фортепиано песни, основанной на стихи Шандора Петефи, которые не были найдены.
16. Из времени моей юности, песня. Это еще одно подношение "Германии" летом 1862 г. Текст Фридриха Рукерта.
Из моих юных дней
Я слышу песню такую дорогую.
Как далеки те ритмы,
Которые когда-то были так близки!

 ΛΛΛ     >>>   

Это сочинение существует как вариант для соло на фортепиано
Знакомивший университетских друзей со своими сочинениями
Философия Летуновский В.В. Был ли Хайдеггер верующим

сайт копирайтеров Евгений