<<< ΛΛΛ >>>
не конструируя умозрительных эрзацев. Очерченные возможности - не
культур-утопия. То же латинское средневековье в XIII веке - в период хрупкого,
недолговечного, но удивительно плодотворного баланса духовных сил - знало не
только внешнее руководство церкви, но и "симфонию" культуры. Какие-то
"симфонические" моменты несомненно можно усмотреть в культуре домонгольской
Руси. Во всяком случае очевидно, что теизм вообще - а христианский теизм
особенно - требует философии: хотя бы потому, что очертить сферу откровения в
достойной чистоте можно только постоянно уточняя ее границы с умозрением. А эта
работа в свою очередь должна учитывать означенные связи философии и религии.
Какой-то труд в этом направлении (пусть даже негативный) уже проделала за нас
логика современной культуры: сейчас трудно представить себе, что какая-то
духовная сфера самочинно возьмет на себя интегрирующую культурную роль.
Философия, скажем, уже не может и не хочет играть роль "царицы наук". Религия,
как правило, не претендует на "кесарево" и озабочена тем, чтобы сохранить
"Богово". Но эта мудрость порождена скорее обстоятельствами, чем внутренним
ростом. Дело за тем, чтобы негативный опыт превратить в позитивный.
Степень обязательности предложенного рассуждения, конечно, невелика. Оно не было
основано на какой-либо системной концепции и всего лишь предложило условную
демаркацию высших познавательных способностей. Но с полной серьезность и
ответственностью оно должно было указать на необходимость такого рода
теоретического труда, поскольку опять, как в декартовскую эпоху самоопределения
<<< ΛΛΛ >>>
Доброхотов А.Л. Христианство и философия 12 организация Подготовили почву дляперехода от возрожденческого идеала совершенной личности к новоевропейскому Не только с доктриной Доброхотов А.Л. Христианство и философия 9 периода Какая то духовная сфера самочинно возьмет на себя интегрирующую культурную роль
|