Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ради выявления основания и проблемы религиозного диалога мы рассмотрим те области, где соприкасаются основные представления стоицизма и платонизма с христианским мировоззрением. Для этого необходимо прежде обратить внимание на ключевые, на наш взгляд, понятия, которые являются определяющими в формировании того или иного типа иерархии бытия и отношений между уровнями бытия, а так же антропологию этих традиций.

2.1. Религиозный диалог в учении о космосе и божестве.

2.1.1. Стоицизм и христианство

Интуиция подсказывала христианским апологетам, что учение Стои в каких-то важных пунктах суммирует то, на чем стоит все языческое мироощущение. Церковные писатели прекрасно знали стоические тексты, о чем свидетельствуют материалы, например, Климента Александрийского в корпусе Арнима. Из 25 фрагментов к теологии Зенона более половины (14) заимствуются из сочинений ранних отцов. Основатель Александрийской школы и учитель Климента первоначально, по свидетельству Евсевия, был стоиком (13) . Одним из императоров, устраивавших гонения на христиан, был знаменитый философ-стоик Марк Аврелий.

В основании бытия стоической философии лежит учение о пневме. Пневма - это действующий принцип, разумное дыхание или первоогонь, которому имманентно присущ разум (loqgow) (14). Источник и начало порождения тончайшая огненная субстанция, которая пронизывает весь космос. Понятия "бог", "логос-разум", "природа" определяются друг через друга, существование любой телесной структуры возможно только благодаря разлитому повсюду "напряжению" (toqnow) пневмы (15). Качественное различение зависит от степени напряжения пневмы. Индивидуальное существование вещей обеспечивается тоносом (toqnow). На физическом уровне существование в определенном качестве понимается как "состояние пневмы" (16).

Для стоиков все боги - определенные состояния, "ипостаси" пневмы . Божественным в настоящем смысле слова, заключающем в себе всех прочих богов, для стоиков является Зевс, но он же космос, - синтетическое объединение всех важнейших потенций и реалий космической жизни, самая тонкая, разумная, огневидная пневма. Прочие боги - проявления Зевса-пневмы (17). Космос в стоической философии - высший бог. Отдельные вещи не являются богами, хотя единосущны богу (18). Космос одушевлен и представляет собой сочетание активного (разума) и пассивного (материального). Стоическая философия монистична: разумное начало материально - это огонь, и материя пронизана тончайшей огненной субстанцией (19).

Согласно интуиции стоиков, космос развивается по циклическому закону от одного мирового пожара к другому. К концу мирового цикла равновесие космоса нарушается: огонь "вбирает" в себя остальные элемен-ты, и космос превращается в огненный протосубстрат, из которого он начал развиваться. "Жизненная сила в тебе и все огневидное, входящее в смешение, хотя и стремятся по своей природе вверх, однако, подчиняясь распорядку Целого, удерживаются в своем составе, ...занимая несвойственное ему по природе положение... до тех пор пока... не будет дано знака к разложению" (20). Конечное состояние мира (оно же начальное) пред-ставлялось как процесс воспламенения или очищения (21). Дальше все начи-нается сначала - "восстановление", "возрождение" мира; каждый следующий пе-риод до мельчайших деталей совпадает с предыдущим. Космические цик-лы, согласно учению стоиков, бесконечно сменяют друг друга (22).

У стоиков в понятии logoi spermatikoi раскрывается способ существования пневмы, ее способность к самоструктурированию. Бог именуется сперматическим логосом всего космоса или "творческим огнем", заключающим в себе все сперматические логосы (23). Сперматический логос отдаленно напоминает платоно-аристотелевский эйдос и понимается как мировой разум и даже как мировой ум. Речь идет о семени, из которого конденсируется всякая отдельная вещь и мироздание в целом.

У Тертуллиана и Иеронима встречаются выражения: "Наш Сенека" (Tertull. De an. 20; Hieron. Adv. Iov. I 49). Лактанций пишет, что Сенека мог бы стать христианином, если бы знал истинное учение и, несомненно, осудил бы Зенона (Div. Inst.VI 24, 7-8). Даже Ориген отдает дань уважения стоической мудрости и хвалит Эпиктета (C.Cels. I 5; IV 45; 48; 54; VI 2). Ключевое для стоической философии онтологическое понятие - "логос" нашло свое место в христианском лексиконе, хотя оно, конечно, получило во многом новое значение, начинается Евангелие от Иоанна (24). Именно понятие "логос" является точкой соприкосновения и основанием для диалога античной и христианской мысли. В это понятие стоики вкладывали представление о божественном разуме, законе всей вселенной, в котором совпадают логическая и физическая необходимость. Церковные авторы опирались и популяризовали это стоическое учение о логосе как внутреннем, божественном законе, открывающемся в сознании человека и вместе как об универсальном Промысле, господствующем в мир (25).

Тертуллиан - при всем его отрицательном отношении к античной философии - выдвинул заимствованную у стоиков версию происхождения души (De anima 19,25,27). Душа зачинается вместе с телом, потому что в акте зачатия участвуют не только тела, но и души своими желаниями. Следствием акта является двойное семя: душевное и телесное. Представители ранней апологетики активно использовали философскую терминологию стоиков. Понятие "логос" сыграло очень значительную роль в формировании христианского учения о Троице. "Бог испустил Логос, - пишет Тертуллиан, - как... солнце - луч" (26). В области триадологии от стоического учения о логосе отказались лишь во время арианских споров из-за его космологических следствий (27).

Греческий апологет второго века Иустин Философ, положительно отзываясь об этике стоиков, критикует их физику и теологию. Он утверждает, что "последователи стоических учений ... были прекрасны в своей нравственной системе", однако он подчеркивает, что "их учения о началах несостоятельно: Ибо если они скажут, что действия людей происходят вследствие судьбы, то должны будут сказать..., что сам Бог как в частях, так и в целом участвует во всяком зле; или что и порок и добродетели - ничто, но это противно всякому здравому понятию..." (28)

Диалог христианских авторов с современниками имел своей целью перекинуть мостик между несовместимыми представлениями и сделать понятными христианские идеалы. Апологетам пришлось много потрудиться для того, чтобы найти общие основания и разъяснить язычникам христианское учение, сделать его "своим", близким и понятным. С этой целью христианские апологеты пытались найти общие истоки учений и развивали так называемую "теорию заимствования". Согласно этой теории античные философы заимствовали свои мысли у ветхозаветных пророков. Например, Амвросий Медиоланский говорит, что стоическое рассуждение о душе заимствовано "из наших Писаний". В подтверждение Амвросий цитирует пророков Моисея и Давида (Быт. I:26; II:18; Пс VIII:7) (29).

Иустин Философ, Климент Александрийский, Ориген, Лактанций, Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним Стридонский вступили в диалог со стоицизмом и были не свободны от его влияния (30). Образ стоического мудреца привлекал Климента Александрийского и отталкивал Лактанция и Иеронима Стридонтского. Августин Иппонский в ранних работах солидарен, а в поздних отвергает стоическую апатию. Позже стоицизм уступил место александрийскому неоплатонизму (31).

2.1.2. Платонизм и христианство

В Афинах в I и особенно во II в. после Р.Х. свой скромный расцвет переживал средний платонизм. Центром его была афинская Академия. Первым его представителем считается Евдор Александрийский. Он комментировал "Тимей" Платона и "Метафизику" Аристотеля. Во втором веке к афинской школе среднего платонизма принадлежали Кальвисий Тавр и Аттик. Очень интересный эпизод описан в книге Деяний апостолов, где повествователь говорит о проповеди апостола Павла в Афинах. Апостол рассказывал искателям мудрости о том, что Бог сотворил "мир и все, что в нем, что Он, Будучи Господином неба и земли, не в рукотворенных храмах живет". Эта часть речи апостола воспринималось греками как вполне естественная. Но как только ап. Павел сказал о воскресении мертвых, "одни надсмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время" (Деян. 17, 18-32). Христианское учение о воскресении мертвых было для афинян абсурдным и невозможным и на это имеются основания в их философских взглядах.

Платоником был известный критик христианства Цельс. Аммоний Саккас (ок. 175-242) - основатель неоплатонической школы, непосредственный учитель Плотина - был крещен в детстве родителями, но впоследствии, познакомившись с платонической философией, вернулся в язычество. По свидетельству Евсевия Памфила, у Аммония учился и Ориген (32), но, возможно, это был не известный учитель Церкви, а какой-то другой Ориген. К платонической школе принадлежал и император Юлиан. Юлиан написал трактат "О царе Солнце", а также книгу "Против христиан". Об этой книге мы знаем по возражениям на нее Кирилла Александрийского. Воспитанный в христианской вере и хорошо с ней знакомый, Юлиан приводит такие возражения, которыми до сих пор пользуется библейская критика. Он также утверждает, что христианство образовалось из неловких заимствований у греков и евреев.

В другом своем трактате "О царе Солнце" Юлиан берется противопоставить христианству платоническую философию. Солнце, которому Юлиан воздает почести, это не совсем то, которое совершает свое течение, восходит и заходит ежедневно у нас на глазах. Материальное светило - только образ того, что наши глаза не могут увидеть. Назовем его, говорит Юлиан, Непостижимым, или Идеей всякого бытия, или Единым, или, по Платону, Благом (33). Хотя Юлиан и заимствует у платоников рассуждения об иерархии миров, об эманации, об идеях, однако нельзя не заметить, что не только Платон был источником вдохновения для Юлиана, но и христианство также оказало на него влияние.

В центре платонизма стоит учение о сверхчувственных идеях. Каждому роду, виду и каждому единичному существу соответствует в качестве прообраза его идея. Платоники ее понимали? как действующую силу ?Они не смешиваясь находятся одна в другой и совместно образуют единство интеллигибельного мира. Вещи чувственного мира существуют относительно умопостигаемого мира, мира идей, или форм полностью от него зависят, им порождаются. Идея ? есть элементарная единица бытия, активная творческая сила и цель стремления всего мира становления, она ? лишь отражается в единичных вещах, находящихся с идеей в отношениях подражания, вещь есть копия истинно - сущего первообраза, она участвует в идее с разной степенью приближения. Мир истинно сущего, то есть эйдосов, не имеет возникновения, вечен (Тим.27d -28a, Федон 79а). Чувственный мир, видимый, не определяется самим собой, есть лишь слабый образ мира идей, не является самодостаточным основанием своих актов и своего существования, не может быть свободным уже в силу своей обусловленности и определенности.

Платонизм был не чужд и Оригену, и многим церковным учителям. Именно у Платона Августин нашел Христа: он узнал Его в божественном Logos'е, посреднике между Богом и человеком (34). Окончательное обращение Августина было связано со знакомством с экзегетическим методом объяснения Св. Писания. Этот метод использовали стоики и платоники для того, чтобы примирить народные религии с философией. С помощью аллегорической экзегезы Геракл и Тесей превращались в символы мудрости, борющейся против пороков и страстей.

Посмотрим, какие положения платонизма сыграли наибольшую роль в христианском учении. Прежде всего это платоническая концепция идей. В христианской мысли она переходит в учение о Божественных лучах, или энергиях, которые пронизывают тварный мир и являются причиной его существования. Бог, согласно восточно-христианскому учению, создал мир Своими энергиями, т.е. волениями. Григорий Нисский называет платонические идеи "воспринимаемыми энергиями", составляющими "светящуюся силу", которую Бог вводит в небытие и таким образом заставляет космос существовать. Как энергии они являются началом, силой творения, как свет приводят потом тварь обратно к Творцу, ибо "они являются лучами, солнце которых есть Бог". Идеи понимаются как имеющие свое бытие по воле Творца и даже понимаются как воления.

Однако, эти воления-идеи не самодостаточны, лишь один только Бог - существо самобытное, Сущий ? мир сотворен Богом из ничего. "Не из сущих сотворил их Бог" Это означает, что мир и Бог не единосущны, такова специфика монотеизма. Опирающееся на библейские тексты христианское богословие считало, что Земля не вечная и мировой цикл не повторяется бесконечно. Творение понимается как свободный акт воли личного Бога. Согласно христианству, космос сотворен вместе со временем или, точнее, время есть логическое следствие творения, ибо время, движение и пространственное расширение взаимосвязаны, - пишет Василий Великий. Начало времени не является частью времени, но находится вне временного процесса, и, следовательно, никакая часть творческого акта не происходит во времени. Бог творит "в начале" (en arxh ), а не "во времени" ( en xronv). О другом важном онтологическом постулате патристики, выраженном в понятии "творение", наиболее показательно писал Афанасий Александрийский. В системе Афанасия творение существует по воле Бога, но само по себе. Бог и тварь имеют различную природу. Бог сотворил мир из ничего движением воли, и хотя после этого Он продолжает править миром, "промышляет" о нем, этот свободный автономный мир противостоит Богу (35). Афанасий пишет: "Благочестиво же будет сказать, что бытие по благоволению и хотению (36)... Создания произошли по хотению и благоволению, и вся тварь получила бытие по воле;...всё же получило бытие Словом (37)". Если Бог творит мир не свободно, а в силу своей "сущности", то тварный мир не имеет реального независимого существования; разумные твари лишены истинной свободы, они как бы привязаны к своему Создателю, то отпадая, то снова неизбежно возвращаясь к созерцанию Его божественной сущности. В такой системе жизнь человека, человеческая история не имеют реального смысла: возвращение падшей твари к Творцу предопределено от века, и в этом круговращении нет места истинной свободе - ни божественной, ни тварной. Афанасий отказывается от такого решения этого вопроса. Для этого он вводит различие между божественной природой (fyqsiw) и божественной волей (ueqlhma) (38). Эту же мысль развивает бл. Августин, который вводит разделение на тварную и нетварную природы. Онтологию Августина обычно разделяют на две части: бытие изменяемое и бытие неизменяемое. Все созданное Богом подвержено постоянной изменяемости. Изменяемость тварных субстанций предполагает их сложность. Меняется то, в чем различается имеющее, и то, что оно имеет. Т.к. есть реальное различие между содержащим и содержимым, возможна потеря первым отдельных качеств и приобретения им новых. Изменяемость вещей есть показатель их сложности. Неизменяемое служит у Августина синонимом Божественного. Онтологические свойства Божественной природы - это учение о свойствах бытия неизменяемого. У Августина много элементов стоической и платонической философии, хотя принципы стоицизма и платонизма, основные ходы мысли этих античных школ существенно изменены, используются для других целей, а фундаментальные различия в области онтологии придают античным терминам, используемым Августином, новое значение. Таким образом, философия послужила неким общим фундаментом, на котором, несмотря на все различия, христианство вполне успешно нашло общий язык с мировоззрением стоиков и платоников.

2.2. Религиозный диалог в области этики и антропологии

2.2.1. Учение о человеке стоицизма, идеал "мудреца"

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


В продолжение всего столетия христианские конфессии вели диалог между собой

сайт копирайтеров Евгений