Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

З л о р а д н ы й с м е х связан с особым отношением субъекта к объекту (прагматика вмешивается в семантику). Ненависть одного человека к другому, зависть, жажда мести – это отношения уязвленной целостности субъекта, и необратимые нарушения, роисходящие с объектом, не нарушают целостность субъекта, а наоборот, ее восстанавливают. Злорадный смех может быть спонтанным, но вряд ли вполне естественным, поскольку и уязвленная целостность смеющегося, и нарушенная целостность объекта смеха удерживают оттенки горестного переживания.

Смешное (как спонтанное, так и художественно программированное) естественно возникает из семантики. Автор находит его в разрывах самой реальности. Несколько иначе образуется и д е о л о г и ч е с к и й с м е х (его можно назвать также р и т о р и ч е с к и м или п р а г м а т и ч е с к и м с м е х о м), который востребуется прагматикой как смех нацеленный и в немалой степени является искусственным аналогом спонтанного злорадного смеха. Автор не находит источник смешного в действительности, а задает его, не оформляет, а произвольно конструирует. Из-за этого так часто натужной и механистичной выглядит “социальная сатира” на службе у официальной идеологии.

З а щ и т н ы й с м е х . Это тоже смех прагматически ориентированный, и отсюда его неестественное звучание. Но порождается он бессознательно человеком, находящимся в незнакомом окружении. Его поведение кажется ему самому неадекватным и он пытается смехом убедить себя и других в обратимости возникающей неловкости. Как бы приглашая всех посмеяться над собой, он пытается облегчить свою адаптацию в новой среде.

Ц и н и ч н ы й с м е х строится на том, что смысловой разрыв (план семантики) осложняется нарушением прагматики, а именно культурного запрета на профанирование высших ценностей данного общества. Осмеиваться могут понятия, символы, канонизированные имена. Поскольку циничный смех покушается на культурно-идеологическую целостность общества, он носит скрыто или открыто провокационный характер, т. е. стремится к разрешению тоже в сфере прагматики.

[1] Уже к 1931 г. насчитывалось 1425 различных толкований (Лосев 1975: 178).

[2] В названной работе А. Ф. Лосева приводится разбор первоисточника и интерпретаций этого понятия (1975: 178-215). О первоисточнике говорится: "Тут нет ни одного понятного слова" (Там же: 180). "Интересно и то, что не только у самого Аристотеля этот "катарсис" в чисто эстетическом смысле нигде не разъясняется, но что им и вообще вся античная литература в этом смысле совершенно не пользуется" (Там же: 179). Также обзор теорий катарсиса дан в работе Т. А. Миллер (1978: 5-24). О необходимости четко отделять толкование понятие "катарсис" применительно к тексту Аристотеля от любых модернистских трактовок данного термина говорится в статье Е. Г. Рабинович (1991: 103).

[3] В своих рассуждениях мы использовали идеи и материалы работ Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, А. Бергсона (1992), З. Фрейда (1995а; 1984), В. Я. Проппа (1976), Ф. Е. Василюка (1984, 1991), В. В. Назинцева (рукопись "Смеховая синергетика мира") и других авторов. Интересным материалом для размышлений послужила серия статей Л. В. Карасева, составивших позднее его книгу "Философия смеха" (1996), однако в ряде ключевых пунктов представленная им феноменология смеха кажется нам чрезвычайно спорной. Уже после написания нашей статьи (февраль 1997) появилась ценная работа Е. Курганова "Анекдот как жанр" (1997), где подробно анализируется смеховая механика анекдота.

[4] Знаменитая работа А. Бергсона "Смех" (1900) в значительной части посвящена синтактике смешного.

[5] В акте творчества: "Не предмет мною пассивным неожиданно завладевает, а я активно вживаюсь в него, вживание мой акт, и только в этом продуктивность и новизна его" (Бахтин 1985: 93, курсив Бахтина).

Все ссылки на литературу – в разделе Литература" к книге “Проза Даниила Хармса”.

Текст (с небольшими отличиями) напечатан в журнале:

Вестник Томского государственного педагогического университета.
Серия: Гуманитарные науки (Филология).
– Томск: Изд. ТГПУ, 1999. – Вып. 6 (15). – С. 88-92.

Автор очерка - Н.Гладких. Источник публикации - http://www.gladkeeh.boom.ru/.

 <<<     ΛΛΛ   

философа Гладких Н. Катарсис смеха и плача
Горестное переживание тоже начинается с остановки мимики

сайт копирайтеров Евгений