Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Всероссийское общественно-политическое движение "Духовное наследие" (лидер А. Подберезкин) выступает за единство научных знаний и веры, исходя из того, что возрождение духовности в стране невозможно без Русской православной церкви, что православие всегда несло в себе мощное государственное начало, что оно ѕ "должно стать основой мировоззрения", одним из краеугольных принципов русской "национальной идеи" [4].

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) тоже сформулировала свою позицию в религиозном вопросе. Подчеркнув преданность принципу свободы совести, она считает, что человек, вступая в партию, не обязан сообщать о своем отношении к религии, так как вера в бога - личное дело каждого. Между коммунистами и верующими много общего в подходе к решению социальных и духовно-нравственных проблем, связанных с поиском путей выхода России из тяжелого социально-политического и духовного кризиса [5]. КПРФ, учитывая современные реалии, отказалась от атеизма, что записано в ее программных и политических документах. По словам Г. Зюганова, в обновленной КПРФ много верующих [6].

Каковы позиции опрошенных по отношению к программным установкам, выдвинутым ныне партиями и движениями? Радикальные рыночные реформы и быстрейшее сближение со странами Запада привлекают лишь 7,7% православных (мусульмане ѕ 15%, неверующие ѕ 9%), в среде которых гораздо больше сторонников поиска самостоятельного русского пути развития ѕ 20,7%, а также приверженцев социализма ѕ 18,3% (у мусульман таковых ѕ 18,8%). Если же перейти к восприятию респондентами самих выразителей и проводников программных установок и целей, т.е. политических партий и движений, картина получится следующая: в общественном мнении лидирующее положение занимает КПРФ. Ее готовы поддержать достаточно широкие слои (православные ѕ 20,5%, мусульмане ѕ 22,5%, последователи иных исповеданий ѕ 22,2%, неверующие ѕ 18,2%). Значительным электоратом располагают Народно-республиканская партия генерала А. Лебедя (соответственно 16%, 16,3%, 19,4% и 15,1%), "Яблоко" (15,6%, 15%, 22,2%, 13%), "Наш дом ѕ Россия" (11,8%, 13,8%, 8,3%, 9,6%). Остальные партии и движения во всех группах одинаково малопопулярны и вынуждены довольствоваться 1ѕ3% голосов.

Интересно сравнить эти показатели с данными изучения электората наиболее крупных партий, полученным ВЦИОМ. В соответствии с ними верующие сегодня полнее всего представлены среди тех, кто голосовал в 1995 г. на парламентских выборах за Партию самоуправления трудящихся С. Федорова (67% от ее единомышленников), движения "Наш дом ѕ Россия" (56%) и "Женщины России" (50%). Из участвовавших в "президентской гонке" в июле 1996 г. (I тур) наиболее приверженными православной вере оказались избиратели В. Жириновского и Г. Явлинского (по 52%) [7].

Знаменательно отношение к политическим партиям конфессиональной окраски. Социологический опрос, проведенный РНИСиНП летом 1995 г., засвидетельствовал, что создание таких партий одобряют только 18,7% респондентов, тогда как против них высказываются 43,6% [8]. Не в этом ли причина неудач на парламентских выборах 1993 и 1995 гг. христианских демократов, мусульманского "Hyp"? Наверное, правомерно утверждение, что в массе голосующие вовсе не руководствуются религиозными мотивами, что конфессиональный аспект в определении судеб страны по ходу выборов не имеет серьезного значения.

Вообще, судя по нашему исследованию, опрашиваемые очень осторожно относятся к усилению роли церковных организаций в общественно-политической жизни, считая, что их деятельность необходимо направлять исключительно на удовлетворение религиозных потребностей граждан (24%), укрепление духовности и нравственности общества (59,7%) [9].

В заключение коротко сформулируем общий вывод из всего сказанного. Социально-политические ориентации, проявляемые современными верующими, чей уровень политического сознания заметно возрос по сравнению с прежними годами, выраженные ими оценки положения, сложившегося в России, ее общественных перспектив, само их социальное самочувствие во многом совпадают с умонастроениями неверующих. Это единство по важнейшим социальным и политическим проблемам сильнее, чем мировоззренческие разногласия. И оно становится существенным фактором, который может сыграть известную роль в судьбе страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Независимая газета. 14 декабря 1995. С. 4.

См.: Независимая газета. 22 января 1998. С. 3.

Русский порядок. 1997. № 3. С. 1.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

5 национальное
Общественных движений мусульман страной

сайт копирайтеров Евгений