Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Протестантская община – структура, способная обеспечить высокий уровень личной включенности верующих в религиозную практику в разнообразных ее формах. Именно это, на наш взгляд, является главной причиной привлекательности протестантизма для значительного количества украинских граждан. Вопрос “Что Вас привлекает в церкви?” выявил, что наибольшая ценность для респондентов – возможность общения с Богом (90%) и общение с верующими людьми (78,3%). Значителен удельный вес тех, кто наиболее ценит возможность нести христианское служение (40,3%), душевный покой (37,7%), познание высшей, Божественной истины (26,7%), самосовершенствование через веру в Бога (10,7 %). Лишь 3% опрошенных указали, что для них самое важное – практическая и материальная помощь им и их семьям со стороны общины.

Период 90-х гг. ХХ ст. в Украине характеризуется кризисными явлениями, социальной и экономической нестабильностью. Это привело к разрыву ранее сформированных социальных связей у значительной части общества и необходимости психологически и социально адаптироваться к рыночным условиям. Вышеприведенные данные свидетельствуют, что протестантская община стала своего рода “приютом”, который помогает людям пройти процесс ресоциализации, психоэмоциональной реабилитации, установить новые связи, способствует привлечению их к общественно ориентированной деятельности в качественно отличных, положительно оцениваемых коммуникативных формах.

Община в лице руководства и лидеров всячески поощряет активную деятельность верующих в пользу церкви. Подавляющее большинство опрошенных (72%) указало, что несет в общине конкретное христианское служение. Среди наиболее распространенных видов служения можно назвать музыкальное и хоровое прославление Бога (19% всех респондентов), проповедование (16%), работу с детьми и молодежью (8,3%), а также обучение и наставничество в домашних группах, молитвенное служение, административно-хозяйственную деятельность и т. п. На вопрос “Какое служение Вы хотели бы нести?” 36% опрошенных ответили, что в основном удовлетворены уже имеющимся, 26% имеют желание работать в христианской миссии, 11% – нести хоровое и музыкальное служения, 8% хотели бы стать пастором, а 7% – руководителем миссии.

Таким образом, у верующих наблюдается желание активно участвовать в жизни церкви, но вместе с тем их стремление к лидерству нельзя считать очень значительным. Кроме того, следует отметить, что наличие пассивных верующих, то есть тех, кто не стремится быть включенным в работу общины и преимущественно лишь посещает воскресные богослужения, в отечественном протестантизме стало возможным благодаря появлению относительно больших церквей, насчитывающих свыше 500 членов и постоянно пополняющихся. В этих церквах не всегда удается организовать интенсивное общение и эффективное персональное наставничество, поскольку недостает подготовленных служителей. Среди всех протестантских деноминаций едва ли не самую активную работу в этом направлении ведут харизматические общины, где разработана разветвленная система наставнического служения, а также другие виды внутренне- и внешненаправленной деятельности.

Среди главных трудностей адаптации в среде общины больше всего респондентов (24,7%) назвали постижение основ веры, а также установление взаимопонимания с людьми в пределах общины – 18,7%, служение – 17,3%, духовное самосовершенствование – 11,7%, отказ от прежнего образа жизни и привычек – 10,7%. 10% опрошенных указали, что не испытывали особых трудностей, поскольку постоянно ощущают Божью помощь в решении своих проблем. Больше всего опрошенных (41%) сообщили, что за весь период своего пребывания в общине ни разу не наблюдали конфликтов или серьезных расхождений между ее членами; треть были свидетелями конфликтных ситуаций не более одного-двух раз. Около 13% респондентов известно в среднем от 3 до 10 случаев возникновения конфликтов, а 8% – свыше 10 случаев. Основываясь на этих данных, можно констатировать, что протестантская община представляет собой социальную среду с невысоким уровнем конфликтности. Это обусловлено прежде всего общими ценностями, культивацией высоких нравственных идеалов, осуждением недоброжелательности в межличностных отношениях.

Община выполняет важную воспитательную функцию по отношению к своим членам, – это особенность позднепротестантской этики и вероучения. Тем не менее учитывая ряд обстоятельств, а именно: тесный контакт, постепенно устанавливающийся между членами общины, в особенности небольшой, а также то, что большинство верующих является новообращенными и некоторое время происходит своеобразная “притирка”, между ними могут возникать споры, свидетелями которых были приблизительно 76% участников исследования. Больше всего респондентов (44%) назвали главной их причиной нарушения норм христианской морали, 21,3% – бытовые неурядицы, 19,7% – дискуссии по вопросам вероучения и доктрины. Лишь 4% опрошенных наблюдали споры по поводу избрания служителей церкви. Характерно, что в вопросах морали и этики верующие руководствуются главным образом своим собственным опытом и Библией. На вопрос “Что вы будете делать, если узнаете об аморальном поступке члена вашей церкви?” 48% респондентов высказали готовность лично поговорить с ним, 46% – привести уместную цитату или иллюстрацию из Библии, 15% вероятнее всего обратились бы за помощью к пастору, 11% намеревались молиться за решение подобных вопросов и 10% ничего не сказали бы по этому поводу, поскольку считают, что только Бог может судить таких людей.

Интересно отношение верующих протестантских конфессий к Православной церкви. На вопрос “Что из духовных даров, на ваш взгляд, могут получить православные верующие в своей церкви?” 21% опрошенных ответили, что ничего. Аргументируя подобную позицию, кое-кто высказывался так: “Православие – ошибочная религия, выдуманная людьми. Она ведет в никуда” или: “Эта не та церковь, которая описана в Библии”. 35% участников исследования считают, что все или некоторые из духовных даров могут быть даны и православным, если они настоящие верующие. Среди даров зачастую назывались дар веры (31% всех опрошенных), любви (27%), мудрости (25%). (Трудности с ответом на этот вопрос возникли у 44% респондентов.)

Демографическая и социальная структура протестантских общин в значительной степени обусловлены особенностями региона исследования. Средний возраст опрошенных верующих-протестантов 38=39 лет; около 59% членов общин – женщины. Большинство респондентов (60%) имеет среднее или среднее специальное образование, полное или неполное высшее образование – 28% и всего 12% – незаконченное среднее. Высокий образовательный уровень верующих помогает осмысленному восприятию и усвоению ими текста Библии и основ вероучения, а увеличение количества лиц молодого и среднего возраста с довольно широким кругом внецерковного общения способствует постепенному распространению представлений о протестантских ценностях в светской среде.

Большинство респондентов не имеет постоянного места работы, так как это пенсионеры (18,3%), студенты, учащиеся школ, училищ и других учебных заведений, в том числе духовных (18%), домохозяйки, безработные или временно не работающие (14%). 8% опрошенных назвали главным видом своей деятельности церковное служение. Таким образом, более половины верующих данных конфессий принадлежат к тем категориям населения, которые в силу слабости внецерковных связей имеют возможность уделять больше внимания общению и деятельности в пределах общины, целенаправленно работать для ее роста и укрепления.

Кроме того, среди опрошенных было около 14% шахтеров и малоквалифицированных рабочих, 10% руководителей и администраторов, работников торговли, частных предпринимателей и т. п., 9% работали в сфере образования, культуры или здравоохранения, 5,3% – квалифицированные технические специалисты. Несмотря на небольшой удельный вес верующих последних категорий, их контакты и общественный статус довольно высоки, а это в значительной степени содействует росту авторитета и роли евангельской церкви.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Преимущественно лишь посещает воскресные богослужения
Залог поступательного развития протестантских общин

сайт копирайтеров Евгений