Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

> Да благословит вас Христос!

Назаркина Елена. Социальный облик протестантских общин на современной Украине

http://www.religio.ru/relisoc/97.phpl

Елена Назаркина (Донецк)

Динамичное развитие протестантских конфессий в течение последнего десятилетия, а также определенная обеспокоенность по этому поводу сторонников некоторых традиционных церквей Украины обуславливают актуальность подробного и глубокого социологического исследования современной протестантской общины как сообщества людей с характерными особенностями внутреннего устройства, состава и функционирования.

За последние 10 лет евангельские общины пополнились сотнями, даже тысячами новообращенных, для которых принадлежность к поместной церкви – будь она баптистская или харизматическая – оказалась не просто привлекательной, но и стала фактором, изменившим их дальнейшую жизнь. Все это побудило автора провести исследования социального облика евангельских общин в Донецкой области, где процент протестантских религиозных организаций самый большой по Украине. Это исследование проводилось с января 2000-го по март 2001-го гг. и состояло из включенного наблюдения, тематических интервью и опросов. В нем приняло участие 300 респондентов – верующих общин таких наиболее многочисленных в Донецкой области протестантских направлений, как евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники), Церковь Христа (известная под названием “реставрационный баптизм”) и харизматическая церковь Полного Евангелия.

На основе социологического исследования удалось выяснить, в частности, что основной состав общин на этом этапе состоит из людей, считавших себя в прошлом неверующими (46% опрошенных) или верующими Православной церкви (32%). При этом последние часто отмечали, что их принадлежность к православию была номинальной. Один респондент, например, выразился так: “Я думал, что я православный, но теперь понимаю, что был неверующим”. 14% отнесли себя к внеконфессиональным верующим и к другим конфессиям (Свидетели Иеговы, адвентисты и т. п.). Лишь 8% опрошенных ответили, что с детства были членами евангельской церкви, поскольку к ней принадлежали их родители. Это свидетельствует о значительном обновлении протестантской среды в Украине в течение 90-х гг. Фактически свыше 90% сегодняшних отечественных протестантов являются верующими евангельских церквей в первом поколении; средний стаж их членства – 4 – 5 лет.

На вопрос “При каких обстоятельствах вы впервые посетили протестантскую церковь?” большинство (67%) опрошенных ответили, что их пригласили родственники или знакомые (среди них 12% – в детстве), 18% пришли по рекламным объявлениям в средствах массовой информации или информационно-рекламных буклетах, 8% случайно услышали проповедь во время евангелизационных  акций и т. п. Около 8% верующих привели в церковь личные духовные поиски, 4% – стечение обстоятельств, и лишь 2% респондентов заявили, что стать верующими их побуждали личные и семейные проблемы. Следует отметить, что так называемая “личная евангелизация”, которую часто практикуют члены этих церквей, обычно наиболее эффективна, о чем свидетельствуют и результаты исследования. Верующие очень активно привлекают в церковь именно своих родственников и друзей, проповедуя им Евангелие, коллективно и индивидуально молятся за близких и др.

С другой стороны, человек более всего склонен посетить общину и остаться в ней, если ее членом является авторитетная для него личность, с которой он постоянно общается. 74% участников опроса указали, что среди членов их семей есть верующие этой или другой родственной евангельской церкви. При этом на вопрос “Стараетесь ли вы привлекать людей в церковь?” 51,7% респондентов ответили, что делают это иногда, когда есть возможность, 21% – довольно часто, около 20% – очень активно и постоянно, 5,3% – очень редко и лишь один респондент ответил отрицательно. Таким образом, можно считать, что на данном этапе уровень внешнеориентованной активности верующих этих конфессий выше среднего, но далеко не максимальный и направлена она главным образом на ближайшее социальное окружение.

Общеизвестным для отечественных исследователей является тот факт, что на протяжении последнего десятилетия протестантская община стала значительно более открытой и доступной для новых членов. Испытательный срок от момента покаяния до принятия водного крещения, делающего неофита полноправным членом общины, за этот период значительно сократился. Если ранее он длился не менее одного -двух лет, то теперь большинство верующих могут принимать крещение по собственному усмотрению. Среди участников исследования приблизительно 51% приняли водное крещение не более чем через полгода с момента первого посещения церкви. Были и такие, кто принял крещение сразу после покаяния, в тот же день. В особенности это относится к верующим Церкви Христа, – многие люди стали ее членами в результате массовых евангелизационных кампаний, проводившихся американскими миссионерами в первой половине 90-х гг. Однако лишь небольшая часть участников тех акций в будущем стала активными верующими, – большинство вскоре оставили церковь, не имея достаточно стойких убеждений.

Следует отметить, что, по наблюдениям автора, в старых баптистских и пятидесятнических общинах, имеющих свои традиции и состоящих преимущественно из верующих не в первом поколении, испытательный срок зачастую сохраняется. В новообразованной же общине выходцы из традиционных общин обычно составляют ядро, то есть несут служение пастора, пресвитера и т. п. Они не могут противостоять многим элементам светской культуры, привнесенным новообращенными, поэтому в вопросах, не касающихся основ веры, часто идут на уступки, стараясь творчески переосмыслить и использовать эти элементы для целей своего служения. На вопрос “Почему в Вашей общине нет испытательного срока и испытания перед водным крещением?” пастор пятидесятнической общины ответил: “Мы не знаем, когда придет время вашей смерти. Если оно настанет раньше, чем вы вступите в завет с Господом, то мы будем чувствовать себя виновными, что оттягивали этот момент”.

Приход человека в конкретную протестантскую общину еще не означает, что он останется там навсегда. Согласно данным нашего исследования, по крайней мере один переход в другую евангельскую общину осуществили 29% опрошенных. Зачастую люди меняют церковь в связи с переменой местожительства (33% этой группы респондентов) или из-за несогласия с главными доктринальными положениями (32%), – тогда они могут перейти в общину родственной евангельской конфессии. Зафиксированы, в частности, переходы евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской пятидесятников в Церковь Христа, причиной которых было более правильное, по мнению верующих, толкование Библии в этом движении. Кроме того, случаются переходы из “умеренных” церквей в харизматические вследствие стремления участвовать в динамичных и активных богослужениях. Около 30% этой категории опрошенных назвали одной из главных причин своего перехода конкретное христианское служение, которое они получают возможность нести именно в этой общине: их приглашают на роботу как пастора, проповедника, члена хора или группы прославления и т. п. Есть и оставившие старую общину ради создания новой, иногда нового, но родственного конфессионального направления (например, пятидесятники организуют харизматическую общину Полного Евангелия или Церкви Божьей, баптисты – Церкви Христовой и т. п.). 18,4% заявили, что им особенно нравятся проповеди в новой общине, а 13% назвали причиной перехода конфликтные ситуации в среде верующих.

 ΛΛΛ     >>>   

Церковь христа исследования церквей
Среди наиболее распространенных видов служения можно назвать музыкальное
11 поклонения

сайт копирайтеров Евгений