Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Результаты деятельности религиозных институтов впечатляют. Но чтобы оценить влияние религии в Америке, необходимо исследовать ее на двух уровнях: поверхностная религиозность, обусловленная, например, социальными причинами, и глубокая религиозность, вера, преобразующая человека изнутри, лучшим мерилом которой является способность служить другим людям.

Невозможно отрицать тот факт, что религиозные институты сохраняют силу в нашем обществе, или что религия оказала явно положительное влияние на формирование Америки. Однако, когда мы пытаемся измерить глубину наших религиозных убеждений, то глубина веры оставляет оставляет желать лучшего, по крайней мере, с точки зрения традиционной религии. Американцы верят в Бога, но этот Бог чаще утверждает и поддерживает их, не предъявляя к ним требований; они не полностью привержены ему. Они молятся, но часто это происходит бессистемно, и при этом они больше просят о чем-либо, а не на благодарят, поклоняются, ходатайствуют за кого-то или о чьем-либо прощении. Они почитают Библию, но редко читают ее. Результатом этого стало плачевное состояние библейской грамотности среди американцев -- они действительно в этом отношении неграмотны.

Религиозное невежество проявляется и в незнании и непонимании их собственных религиозных традиций, а также основополагающих положений их религиозной доктрины. В результате многие американцы не имеют глубокой связи со своими религиозными корнями и в результате этого становятся легкой добычей для различных, порой весьма причудливых религиозных движений. Они выбирают те верования и культы, которые наиболее удобны и предъявляют к ним наименьшие требования. Канадский социолог Реджинальд Бибби называет это "выбором религии из ассортимента".

Американцы хотят пожинать плоды веры, но не исполнять связанные с нею обязательства. "Следование воле Бога" стоит последним в списке 19 социальных ценностей, которые общество считает "наиболее важными" -- после счастья и удовлетворенности, чувства удовлетворения от свершений и пяти других ценностей. Из восьми важных черт человека подростки оценивают "религиозную веру" как наименее важную -- она идет после терпения, умения упорно трудиться и пяти других черт.8

Само по себе участие в жизни церкви не оказывает большого влияния на жизнь американцев. Исключительно глубокое влияние веры проявляется себя в мировоззрении, благотворительной деятельности, в ощущении счастья. Самый религиозный сегмент населения -- "тайные святые", если хотите, -- составляет небольшой процент населения, но их влияние значительно больше, чем можно было бы ожидать. В книге "Святые среди нас" (написанной вместе с Тимом Джонсом) мы пишем, что лишь 13% американцев могут сказать, что имеют веру, охватывающую все стороны их жизни, и которой они следуют на практике -- эта доля была определена по шкале из 12 пунктов.9

Любые такие исследования обречены на несовершенство, что объясняется сложностью и тонкостью религиозных чувств. Тем не менее, наши исследования помогли выявить людей, которые живут так, как проповедуют. Они могут не быть канонизированы и не иметь официального признания, но они находят глубокий смысл в молитве. Они черпают силы в своих религиозных убеждениях. И они демонстрируют нечто большее, чем просто религиозные переживания. Они часто тратят много времени на помощь людям с физическими недостатками или эмоциональными проблемами. Эти люди с меньшей степенью будут демонстрировать нетерпимость в отношении других вероисповеданий, они более склонны давать и прощать. Похоже, они противостоят распространенной в обществе тенденции к нарциссизму и уходу в личную жизнь.

Три "Разрыва"

Сегодняшнее религиозное состояние американцев лучше всего характеризуется словом "разрыв". Во-первых, существует этический разрыв -- разница между тем, что американцы думают о себе, и тем, чем они в действительности являются. Хотя религия пользуется в этой стране большой популярностью, результаты опроса показывают, что она не настолько меняет жизнь людей, как этого можно было бы ожидать от веры. Возможно, такой разрыв всегда должен существовать. Существует также разрыв в знаниях -- разрыв между заявления американцев об их вере и отсутствием у них самых элементарных знаний об этой вере. И наконец, существует разрыв -- растущий разрыв -- между верующими и просто принадлежащими к той или иной религии. Это отрыв веры от практических дел. Миллионы христиан являются верующими, многие -- искренними и благоговейными, но они не участвуют в жизни своих приходов. Американцы все более склонны считать свою веру делом, которое касается только их и Бога, и которому религиозные институты могут помогать, но не обязательно должны влиять на него.

Отделение веры от церкви в значительной степени обусловлено так называемым приватизмом или "радикальным индивидуализмом", находящим свое выражение в ряде взаимосвязанных убеждений. Огромное большинство американцев считает, что можно быть хорошим христианином или евреем, не ходя в церковь или синагогу. Они считают также, что люди должны приходить к своим религиозным верованиям, независимо от какой-либо церкви или синагоги. И наконец, большинство считает неважным, в какую церковь ходит человек, поскольку ни одна из них не лучше другой.

Роль исследований

Появление в середине 30-х годов результатов опросов населения, проведенных на научной основе, позволило социологам сделать более решительные выводы о динамике религии в обществе. Эти опросы добавили новое измерение в изучение того, во что верят и о чем думают обычные люди. И возможно, нет более сложной задачи для исследователя, чем попытаться измерить религиозные настроения. В религии есть много такого, что не поддается статистике. Вопросы могут оказаться слишком грубым инструментом, а религиозные верования -- слишком разнообразными и трудноуловимыми, практически не поддающимися категоризации. Статистический анализ духовного климата осложняется трудностью изучения результатов, если их классифицировать по конфессиям и другим религиозным группам, например, фундаменталистов, евангелистов и харизматиков. Эти термины неопределенны, неясны и иногда их содержание накладывается друг на друга.

Тем не менее, опросы являются важным средством проверки состояния вещей, они позволяют обратиться к самим людям, обеспечивая тем самым контакт между элитой страны и широкими массами. Опросы являются ценным средством получения фактической информации, которую невозможно добыть другими способами, например, о посещаемости церквей и принадлежности к ним. Данные переписи об отдельных церквах зачастую являются неполными и ненадежными, поскольку существуют различные классификации принадлежности к церкви и методы сбора информации. На опрос Гэллапа ушли значительные средства и много времени, чтобы свести к минимуму тенденцию респондентов давать "социально приемлемые" ответы.

Я ожидаю, что в ближайшие десятилетия значение религии будет возрастать, поскольку положение дел в религии будет все больше определяться людьми, заполняющими церкви, а не церковными иерархами. Я считаю, что в то время, когда научные исследования религиозной жизни с помощью опросов начинают подниматься до уровня, который эти исследования играют в других областях жизни, существует необходимость более глубокого изучения религиозной жизни. Мы многое знаем о масштабах распространения религии в Америке в ширь, но не в глубь. Безусловно, одним из новых рубежей исследований станет "внутренняя жизнь".

Будущее

Религиозные организации играют очень важную роль в американском обществе. Но гораздо более неочевидным и менее предсказуемым феноменом является уровень религиозности. Только глубокая приверженность представляет собой тот уровень религиозности, на котором она способна изменить жизнь людей и подвигать их на развитие связей с другими людьми. Будут ли религиозные сообщества в Америке ставить перед людьми настоящие задачи, а не только давать им утешение? Смогут ли они поднять уровень религиозной грамотности? Таковы вопросы, которые предстоит решать духовенству и тем представителям всех конфессий, которые занимаются религиозным образованием. Угроза традиционной церкви состоит в том, что не просвещенная вера, предлагающая людям лишь утешение, способствует формированию духовности, которая как бы плывет по течению и может привести куда угодно.

В Америке наблюдается замечательное явление (профессор социологии из Принстона Роберт Вутнау называет его "тихой революцией"), заслуживающее пристального внимания -- распространение разнообразных небольших групп, члены которых регулярно встречаются, чтобы заботиться друг о друге, делиться друг с другом своими проблемами и заботами. Исследование, проведенное Международным институтом Джорджа Гэллапа для Фонда Лилли, выявило, что 40% американцев участвует в деятельности таких групп, еще 7% хотело бы вступить в них, и еще 15 процентов было членами таких групп в прошлом. 60% членов этих групп было связано с церковью или другими религиозными сообществами.10

Руководитель этого важнейшего исследования Вутнау отмечает в своей книге "Попутчики", что некоторые такие группы склонны культивировать "духовность" по принципу "сгодится все, что угодно". Однако существуют и другие группы, часто связанные с религиозными сообществами, которые не только дают утешение своим участникам, но и ставят перед ними серьезные задачи, которые помогают людям в вере и призывают их быть открытыми и честными друг с другом. Небольшие группы могут стать для тех, кто находит церковные формы слишком безличными, и средством поддержки, и путем в более крупную религиозную общину.

Рост этих групп, в которых участвует почти половина населения, и интенсивный поиск духовных опор позволяют предположить, что американское общество переживает исцеление. Поскольку большинство американцев верит в персонофицированного Бога, к которому можно обратиться (94% процента верят в Бога или во вселенский дух, а 84% -- в Бога, как существо, к которому можно обратиться в молитве), мы склонны к тому, чтобы искать направляющий перст в этом направлении.

Действуя на глубоком духовном уровне, небольшие группы могут стать средством перехода от функциональной роли церковной жизни к преобразовательной. Они могут удовлетворить два важнейших желания, которые лелеют в своем сердце американцы, особенно в данный исторический момент: желание найти более глубокий смысл в нашем мире и желание построить более глубокие, основанные на доверии отношения с другими людьми, живущими в нашем обезличенном и расколотом обществе. Если эти желания будут удовлетворены, жизнеспособность наших церквей вполне может стать сюрпризом следующего столетияю

Примечания

 <<<     ΛΛΛ   

Необходимо исследовать ее на двух уровнях поверхностная религиозность

сайт копирайтеров Евгений