Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Сибирева О. Православный священник как харизматический лидер (на материале Рязанской епархии)

Ист.: http://www.ej.ru/experts/entry/338, 28.2.2005 (электронный "Ежедневный журнал")

Статья написана на основе доклада, прочитанного 18.01. 2005 г. на коллоквиуме «Религиозные практики в современной России» (организаторы – Франко-Российский Центр научных связей по общественным и гуманитарным наукам; Центр изучения религий РГГУ).

Духовенство Русской православной церкви в целом позиционирует себя как единственного легитимного носителя «истинной церковности» (что утверждается, например, в Уставе РПЦ и Основах социальной концепции). Тем самым (в том числе с помощью масс-медиа) в обществе формируется убеждение: Церковь – это в первую очередь священник. Подразумевается, что духовенство имеет значительное влияние на «рядовых» прихожан, чем в большой степени определяется социальный вес клира на федеральном и местном уровне. Вместе с тем, во внутрицерковных отношениях последнего времени заметна тенденция по разоблачению «лжестарцев» или «лжедуховников», что свидетельствует о наличии священников, которые, пользуясь своим авторитетом, манипулируют верующими. Оба тезиса предполагают наличие серьезного взаимодействия на уровне священники–миряне как на организационном (приход), так и на моральном и мистическом (харизматическом) уровнях. Задачей данного доклада стала проверка этих тезисов на основе интервью с прихожанами храмов г. Рязани – типичного областного центра «православного пояса» Центральной России. В то же время была сделана попытка оценить, насколько средства массовой информации (в том числе епархиальная пресса) работают над формированием имиджа священника.

Прихожане

В декабре 2004 г. мною был проведен опрос прихожан десяти храмов Рязани, в общей сложности 44 человек. Респондентами были преимущественно женщины (именно они составляют большую часть прихожан) разного возраста, социального положения и уровня воцерковленности. Цель опроса — выяснить, что руководит людьми при выборе храма. Формулировки вопросов были максимально «открытыми», чтобы респондент имел возможность отразить свое личное мнение, а не подделывался под заготовки интервьюера. Как правило, каждый из опрошенных выбирал несколько факторов. В числе основных были названы следующие:

- комфорт (удобное расположение и время работы храма – 16, малолюдность – 4, сюда же я отнесла определение «спокойно», означающее не только душевное спокойствие, но и просто отсутствие шума и суеты -5) – 25;

- воспоминания, связанные с определенным храмом (это может быть и драматическое событие, например, смерть близкого человека, и радостное – крещение или венчание, и просто привычка – человек первый раз пришел в этот храм и не считает нужным менять его на другой) – 18;

- психологическое состояние, вызванное пребыванием в храме (формулировки самые разные: от банального «нравится» до «божественная аура», «необыкновенная благодать», «душе приятно», «как дома», «спокойно». Сюда же отнесены два упоминания о том, что храм не закрывался в советское время: этот факт воспринимается верующими как свидетельство его «намоленности») – 16;

- течение службы (красивое пение, акустика, один раз была упомянута даже манера священника кадить подолгу перед каждым из прихожан, чаще всего это формулируется как «служат хорошо») – 14;

- любимая икона или другая святыня – 9 (в качестве главной причины – трижды);

- убранство храма — 4;

- при этом только 10 человек самостоятельно отнесли священника к основным причинам, побуждающим их посещать именно этот храм, из них 4 – прихожане Александро-Невского храма. Еще несколько человек «вспомнили» о священниках после «подсказки» интервьюера (обычно задавались вопросы: «Говорят ли священники проповеди?» и «Обращаетесь ли вы к священнику?»).

Шестеро из тех, кто заговорил о духовенстве после дополнительного вопроса, отозвались о священниках однозначно положительно, упомянув кого-то персонально, либо обозначив импонирующие черты характера священнослужителя (доброта, строгость, активная деятельность по восстановлению храма), либо сославшись на личные взаимоотношения со священником. Восемь опрошенных дали ответы, которые можно охарактеризовать как вежливо-нейтральные: от констатации факта, что священники в храме есть, до неопределенного «нравятся». Шесть интервьюируемых вообще отрицали роль священника в жизни прихожанина: «к священникам не обращаюсь», «вообще не понимаю», «стараюсь не прибегать к посредникам», «мы ходим к Господу, а не к священникам».

Основываясь на вышеприведенных результатах опроса, можно констатировать, что личность священника (если это обычный, не выделяющийся особыми качествами человек) большинству верующих неинтересна. Главное, что ценят прихожане, это атмосфера храма, создаваемая визуальными и акустическими впечатлениями от богослужения в сочетании с личными переживаниями самого человека.

Священнослужителям в этой ситуации отводится роль механического исполнителя служб, обслуживающего персонала, «посредника» между миром горним и дольним. Из тех, кто упомянул, что обращается к священникам с вопросами или за благословением (меньше четверти опрошенных), примерно половина либо являются церковными работниками, либо находятся в близких отношениях с кем-то из сотрудников храма или самим священником. (Заметим, что даже среди работников храма были те, кто не считает важной роль священника, удивляясь самой постановке вопроса.) Остальные в критической ситуации предпочитают обращаться к Богу, к святым и святыням.

Еще меньший интерес для прихожан представляет то, что священник говорит. Наиболее простым, к тому же предусмотренным богослужебной практикой способом донести до верующих какие-то мысли и идеи является проповедь. Систематически произносить проповедь требует и правящий архиерей, и в самой Рязани (у нас нет сопоставимых данных о районных и сельских приходах) это требование в настоящее время в основном выполняется: проповеди звучат на каждой литургии, тогда как пару лет назад священники делали это главным образом по праздникам. Прихожане, однако, эту перемену не осознали. А иногда даже не заметили: одна из информанток утверждала, что ни разу не слышала проповедей в своем храме, хотя речь идет об одном из самых «дисциплинированных» в этом плане приходов. Данный ответ ярко иллюстрирует, что прихожанка, находясь в храме, воспринимает богослужение лишь как звуковое сопровождение своих внутренних переживаний, и проповедь не вычленима из этого в целом малопонятного действа.

Остальные респонденты упоминали о проповедях только после вопроса интервьюера и в основном подтверждали факт произнесения проповедей, но об их содержании не высказывались. Лишь одна прихожанка сказала, что проповеди священника ей понятны. В этой ситуации нельзя сказать, что влияние священника на прихожан — явление массовое.

Кроме того, проведенный опрос демонстрирует дезинтеграцию верующих, большинство которых в принципе не настроено на персональную коммуникацию в церкви. Так, двенадцать человек из числа опрошенных не общаются в храме с другими прихожанами, не обзавелись новыми знакомыми за время посещения храма. Четырнадцать респондентов имеют знакомых среди прихожан, однако и они предпочитают свести общение к минимуму, ограничиваясь знаками вежливости. Чаще всего людей связывает не храм, а проживание в одном районе либо общее место работы. Храм же они посещают независимо друг от друга. Предположение о возможности общения в храме многие из них воспринимают негативно, подчеркивая, что главное, для чего они приходят в церковь, это молитва: «Если много знакомых, это не молитва, а болтовня».

16 человек подтвердили, что, приходя в храм, уделяют внимание общению со знакомыми. Во всех случаях такой ответ дали сотрудники храма (либо те, кто работал в храме раньше), или их близкие, или люди, как-то иначе задействованные в приходской жизни.

Таким образом, опрос дает основание утверждать, что в Рязани православный приход как община верующих, ведущих совместную деятельность (благотворительную, миссионерскую, по обустройству храма и т.п.), – довольно редкое явление. Обычно костяк прихода составляют 10-15 человек, входящих, как правило, в церковный совет и выполняющих необходимую работу в храме. Остальные посещают церковь с разной периодичностью, чтобы присутствовать на богослужении, послушать хор, зажечь свечи, полюбоваться росписью храма и, возможно, изредка принять участие в церковных таинствах.

 ΛΛΛ     >>>   

Священники в храме высокодуховные
человек первый раз пришел в этот храм и
богословия Плешко П. Национальный вопрос

сайт копирайтеров Евгений