Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

[31] Пребывающие в аду злодеи и гордецы убедились в реальности Бога, тогда как на земле они особенно не задумывались над этим или даже сомневались в бытии божьем; стало быть, сам факт смерти что-то переменил в их сознании, и это неуловимое «что-то» не поддается описанию с земной точки зрения. «Только мертвые знают цену жизни»,— говорят мусульмане.

[32] Коран, VI, 128 и XX, 107. То же самое относится и к Раю: «А те, кто достиг счастья в Раю, пребудут там, покуда длятся Небеса и земля, если только Господь твой не решит иначе; это награда неизбывная». (XI, 108). Последнее выражение непосредственно относится к участию «удостоенных» (мукаррабун) божественной Вечности. Что же касается упомянутой выше оговорки, то она касается тех, кто, по суфийскому присловью, «предпочитает сад Садовнику», то есть людей, достигших райского состояния благодаря своим делам, а не познанию или чистой любви; «в их посмертной судьбе возможны перемены, носящие, однако, благоприятный характер. Упомянем также бодхисаттв, которые, «внутренне» оставаясь в раю, нисходят в миры, аналогичные земным; или спускаются на более низший уровень. По все это не имеет прямого отношения к так называемой «монотеистической» перспективе, не включающей в себя понятия о космических циклах («жизнь Брахмы»), хотя в тех или иных хадисах или отрывках из Библии («Тысячелетнее царство») встречаются более или менее явные отголоски таких представлений.

[33] Согласно «Законам Maнy», «Маркандейя-Пуране» и другим текстам, скитания «грешников» по выходе из ада начинаются с их воплощения в низших животных. Как бы там ни было, божественная бесконечность требует, чтобы путь перевоплощений совершался «по спирали»: ни одно существо никогда не может вернуться на ту же землю, каковы бы ни были условия его нового существования — назвать его «земным» можно лишь потому, что оно связано с наслаждением и страданием.

[34] «Греческое слово «siwnos» на самом деле значит «постоянный», а не «вечный», поскольку оно происходит от aiwn (лат. aevum) обозначающего цикл неопределенной длительности; то же значение имело латинское слово saeculum, «век», которым его иногда и переводят» (Ггнон, Рене «Человек и его становление согласно Веданте», прим. к с. 186). Равным образом, коранический загробный мир определяется как «неограниченная длительность», «бессмертие» (хулы)) или «время весьма долгое» (абдд, абадан), а не «вечность» (азал).

[35] Как напоминает Аль-Газали, лицезрение Господа отвлекает «удостоенных» от райских гурий и влечет их к слиянию с Ьогом. Такова же участь существ, которые, войдя в «Рай Амитабхи», завершают в нем свою нирвану, то есть сливаются с Первопричиной, во время великого распада вселенной, знаменующего собой завершение человеческого цикла. «Тот, кто пребывает в состоянии Брахмы, в час кончины угаснет в Брахме» (или «достигает нирваны Брахмы», «Бхагавад-гита», II, 72.). Если нирвана — это «угасание» лишь по отношению к мировой «иллюзии», то и сама эта «иллюзия» есть в свою очередь «угасание» по отношению к нирване. Что же касается тех, кто достиг этого «состояния», то следует помнить, что именно к ним относится учение о трех «телах» Будды: земном, небесном и божественном, соответствующих Гаутаме, Авалокитешваре и Амитабхе.

[36] Это всего лишь плеоназм, ибо личностный аспект Бога абсолютен по отношению к человеку как таковому, оставаясь при этом условностью по отношению к Его высшей Сущности или, что то же самое, по отношению к «нашему» сверхонтологическому разуму.

[37] Это доказывается жестокостями, которые во имя религии совершались в традиционных обществах; в этом отношении безупречен только эзотеризм.

[38] Можно привести хадисы, служащие как бы связующим звеном между обеими этими точками зрения — буквальной и универсальной,— например: «Он (Аллах) вызволит людей из ада, когда они превратятся в обугленные головешки»; «Клянусь Богом, в чьих руках моя душа: настанет время, когда врата ада будут заперты и латук (символ свежести) взрастет на его почве»; «И Аллах скажет: Ангелы, пророки и уверовавшие вступились за грешников и теперь не осталось никого, кто вступился бы за них самих, кроме Милосерднейшего из Милосердных (Архам ар-Рахимин, то есть Бог). И возьмет он пригоршню жара, и покинут ад люди, вовек не творившие никакого блага». К этому «запоздалому» милосердию суфии прибавляют, как мы видели, милосердие, свершаемое в самый разгар адских мучений.

[39] Эта оговорка означает, что здесь идет речь о всемирных Откровениях, легших в основу целых цивилизаций, а не о вторичных явлениях того же порядка, предназначенных для той или иной узкой школы, например, вишнуизма.

[40] В непосредственном смысле все они отражают «дуалистическую» и «антропоморфистскую» перспективу с урезанной эсхатологией, но, как заметил Майстер Экхарт, всякий истинный смысл является в известной мере и «буквальным». Согласно одному из хадисов, стихи Корана содержат в себе не только экзотерический и эзотерический смысл, но и поддаются толкованию на множество иных ладов, числом от семи до семидесяти; их неисчерпаемость сравнивается с «волнами морскими».

[41] «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»,— говорится в Евангелии, которому вторит Коран: «Все преходяще, кроме лика Аллаха».

[42] «Бхагавад-гита» является чем-то вроде Библии гнозиса, поэтому индуисты не без основания считают ее одной из Упанишад.

[43] Хотя спасение в самом элементарном смысле может быть обретено и независимо от этой ценности.

[44] Космическая символика паучьей сети с ее сегментами и их содержимым отражена на буддийских иконах в виде «Колеса существования»; Коран тоже является образом Космоса: его суры — это миры, а стихи (айат) — существа.

[45] Coглacнo Корану, все земные невзгоды «происходят от вас самих», что отнюдь не противоречит выражению «все происходит от Бога» (куллун мин'инди'Ллахи).

[46] Чтo позволяет нам, кстати говоря, сомневаться в психологической возможности космических путешествий. Даже приняв во внимание непредвидимые ментальные факторы, делающие эту авантюру психологически осуществимой, даже допустив вероятность сатанинской помощи, вряд ли возможно, чтобы человек, возвратившись из такого путешествия на Землю, обрел свое прежнее равновесие и счастье. В таком путешествии есть нечто похожее на безумие, то есть на распад той психической оболочки, в которой покоится наша бессмертная душа; безумцы — это своего рода живые мертвецы, чаще всего находящиеся во власти темных сил, хотя иногда — в атмосфере сильного религиозного накала — могущие подпасть под ангельское влияние. Как бы там ни было, безумие характеризуется той самой тоской и ощущением чудовищной неприкаянности, которые характерны для посмертных состояний, и вполне возможно, для космических путешествий.

[47] После смерти вся наша самоуверенность, все наши земные знания слетают с нас как ветхая одежда и мы становимся беспомощными, словно заблудившийся ребенок.

[48] В первом случае Бог — причина всего; но откуда тогда зло? Во втором — ало происходит от человека, но при чем тут тогда Бог?

 <<<     ΛΛΛ   

Священным языком для самого христа был древнееврейский
Главным образом

сайт копирайтеров Евгений