Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пост был временем вероучительного и нравственного наставления, чему служили регулярные проповеди, обращенные к кандидатам. Этерия подробно описывает нам то, как это происходило в Иерусалиме: "У них здесь есть обычай, согласно которому готовящиеся ко крещению во время Великого поста заклинаются клириками утром, непосредственно после утреннего отпуста в Храме Воскресения. После него поставляется епископская кафедра в Великой Церкви, в Мартириуме, и все готовящиеся ко крещению, мужчины и женщины, садятся вокруг него... любой из народа, желающий послушать (конечно, только верные) может прийти и сесть, хотя катехумены не входят,068 пока учит епископ. Предмет его поучения - закон Божий; в течение сорока дней он проходит по всей Библии, начиная с книги Бытия, и сначала объясняет буквальное значение каждого отрывка, а затем толкует его духовно.069 В это время он также научает их всему в отношении Воскресения и веры. И это называется катехизис. После пяти недель наставления они принимают Символ веры, содержание которого он подробно объясняет тем же образом, как он изъяснял Писание: сначала буквально, а затем духовно... Научение Писанию происходит с шести до девяти часов каждое утро в течение поста, три часа катехизации в день... В девять их отпускают, что составляет три часа поучения в день в течение семи недель".070 К этому толкованию Символа веры некоторые Церкви, особенно на Западе, добавляли и толкование молитвы Отче наш. Здесь происходила "передача" (traditio) катехуменам Символа веры и Молитвы Господней через епископа, а через некоторое время (обычно через неделю) их "возвращение" (redditio): катехумены читали их вслух и наизусть во время богослужения перед лицом собравшейся общины, литургически удостоверяя тем самым о принятии этих текстов в свое сердце.

В течение этого периода подготовки Церковь не только наставляла крещаемых, но и укрепляла их (в некоторых областях - ежедневным) экзорцизмом. Обряды, совершавшиеся во время этого "непосредственного" катехумената, упоминает и один африканский епископ, рассматривая их как пищу, которой Церковь-Мать кормит своих детей: "Все священные обряды, совершаемые для вас служителями рабов Божьих: экзорцизмы, молитвы, псалмы, дуновения, власяница, склонение главы, коленопреклонение... все это, как я сказал, есть пища, которую ваша Мать дает вам в своем чреве, чтобы она могла возродить вас в водах крещения и представить вас Христу ликующих радостью".071 Интересно, что катехизические наставления продолжались и после совершения крещения, когда неофиты ежедневно приходили в храм в течение Светлой седмицы, чтобы услышать толкование значения Таинств, которые они приняли. В результате этого возникли т. н. "тайноводственные поучения" или мистагогические катехизисы, которые, согласно Эгерии, вызывали большой интерес: "Новокрещенные приходят в храм Воскресения, как и верные, желающие услышать (значение) мистерий; но так как учит епископ, то сюда не входят катехумены, и двери остаются закрытыми, чтобы никто не вошел. Епископ объясняет, что было сделано и толкует это. Когда он заканчивает, аплодисменты настолько громкие, что их слышно за пределами церкви".072 Епископ толковал т. о. различные составляющие чина крещения, чтобы помочь новокрещеным как можно глубже осознать значимость того, что они пережили. К этому добавлялось акцентирование нравственных требований жизни во Христе, т. к. путь нравственного совершенствования только начинался после принятия Таинства Крещения. Поэтому св. Иоанн Златоуст пишет: "Ты будешь называться неофитом не только в течение двух, трех, десяти или двадцати дней, но ты будешь носить это имя и через десять, двадцать или тридцать лет, фактически в течение всей своей жизни".073

Конечно, такая ситуация была не во всей империи, и ввиду того, что некоторые катехумены постоянно отлагали момент своего крещения, Цезарий Арльский свидетельствует, что внесение имени в список желающих принять крещение происходило иногда всего "за несколько дней до Пасхи".074 Мы видим в IV-V вв. очевидное снижение уровня "внутренней" подготовки ко крещению по сравнению с практикой, описанной св. Ипполитом Римским. Для святителя, например, было бы абсолютно неприемлемо обращаться к записавшим свои имена в список желающих принять крещения в ближайший праздник Пасхи за несколько недель до принятия Таинства с призывом очистить намерения и изменить образ жизни. Но такое положение вещей мы встречаем через полтора столетия в "Предогласительном поучении" св. Кирилла Иерусалимского. Из текста следует, что если даже катехумены и получали какие-то наставления, души их еще не просветились оживотворяющим действием слова Божьего: "Ибо мы, служители Христовы, приняли каждого из вас. Если вы рассматриваете нас как своего рода привратников, то мы оставили дверь незатворенной. Итак, ничто не препятствует тебе войти сюда и с душой, покрытой грязью грехов, с нечистым намерением... Если душа твоя облечена в одежду сребролюбия, то войди, одевшись иначе: скинь одежду прежнюю, скинь одежду любострастия и нечистоты и облекись в светлую одежду целомудрия. Много тебе на это времени, сорок дней ты имеешь для покаяния... Ты назывался оглашенным, будучи оглашаем извне. Слушал слово об уповании и не знал его; слушал тайны, и не разумел их; слушал Божественное писание и не постигал его глубины. Теперь уже оглашение произносится не извне, но внутрь тебя".075 Схожим образом всего за тридцать дней до крещения св. Иоанн Златоуст был все еще вынужден призывать кандидатов к нравственному обращению, что было бы немыслимо во II-III вв.: "Молодые атлеты, стадион открыт, вот зрители в амфитеатре, перед ними - Возглавляющий состязание. Итак, здесь нет середины: либо вы падете, как трусы, и будете покрыты позором, или же вы будете действовать смело и выиграете венец с наградой. Подобным образом, эти 30 дней - время борьбы, ученичества, упражнений".076 Интересен и характерен для того времени предкрещальный вопрос, вкладываемый в уста епископа в т. н. "Канонах Ипполита" (ок. 360): "Колеблешься ли ты, или отступаешь из-за страха по поводу того, что могут сказать люди?".077

Однако и в таких сложных условиях мы видим принципиальность отношения архипастырей Церкви к необходимости веры для принятия Таинства. Тот же св. Иоанн Златоуст четко говорит: "Ты до сих пор сомневаешься в божестве Иисуса Христа? Тогда уйди, более не слушай святое слово и вычеркни свое имя из списка катехуменов. Но если ты веришь во Христа, Бога и человека, и если ты уверен в отношении религии, то к чему этим отсрочки, эти откладывания и это небрежение?".078 Заслуга епископов IV-V вв. заключалась в том, что они смогли умело организовать "великопостный катехуменат", чтобы и в изменившихся условиях иметь возможность контроля за вступлением в Церковь новых членов. Из всего сказанного видно, что катехизическая система III в. сохранилась и через сто лет, однако прежние требования для вступления в катехуменат были перенесены на начало Великого поста. Этот период был полностью посвящен интенсивной и серьезной подготовке кандидатов ко крещению. Таким образом, Церковь показала единство своего учения о крещении и практики приема новых членов, не отступая от заповеди Спасителя "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28, 19). Важной особенностью данного периода является тот факт, что катехизические стадии духовного роста сохранили и развили свое литургическое оформление, будучи тем самым непосредственно связанными с богослужебной жизнью христианской Церкви. Церковь своей практикой четко подчеркивала, что сакраментальный акт таинства Крещения как таковой не является чем-то просто магическим или автоматическим. Святые отцы (часто используя слова Спасителя "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями" (Мф. 7, 6)) постоянно и неустанно подчеркивали, что крещение - это сверхъестественный дар Божий. Именно поэтому обладающая им Церковь, не может безразлично передавать его кому бы то ни было, всегда требуя от кандидата живой веры и отказываясь преподавать это Таинство без предварительного удостоверения качества и жизненности обращения. Однако речь шла не просто о строгом контроле. Наоборот, христианские епископы, пресвитеры, специально назначенные "учителя", занимавшиеся катехизической работой, всегда делали все возможное, чтобы помочь возрасти этой вере. Катехуменат был тем реальным сообществом, в котором вера возрастала в течение длительного периода времени.

Что касается дальнейшей истории развития катехумената, то на фоне увеличивающегося числа крещений младенцев он постепенно начал исчезать, начиная со 2 пол. V в. - нач. VI в. Ориентированный на сознательную подготовку ко крещению взрослых, в такой изменившейся ситуации он как особый институт, очевидно, не мог существовать в том же объеме, как и раньше.

В данной статье мы попытались указать на наиболее важные богословские и пастырские аспекты возникновения и развития катехумената в I-V вв. Сегодня проблема подготовки взрослых ко крещению стоит в нашей Церкви, вероятно, еще более остро, чем в рассмотренный исторический период. Здесь нет нужды и места указывать ни на часто встречающиеся на приходах пастырские упущения в этом вопросе, ни на удачные положительные примеры осуществления такой работы (к сожалению, не слишком многочисленные). Они всем известны, и рассмотрение нынешней ситуации выходит за рамки статьи. Хотелось бы только пожелать, чтобы все мы, и клирики и мiряне Православной Церкви - той Святой Церкви, в которой живо апостольское и святоотеческое предание, помнили о той важной части святоотеческих поучений, о той пастырской практике, существовавшей в древней Церкви и рассмотренной в данной статье, которая называлась "катехуменат". И при этом были бы "не слушателем забывчивым, но исполнителем дела" (Иак. 1, 25; ср. Рим. 2, 13).

Примечанияя

001 Практике крещения детей будет посвящена отдельная статья.

002 Тертуллиан, De bapt. 18. Подобным образом это место толкует и блаж. Августин, De fide et op. 9,14.

003 Герим I. В том же трактате мы считаем Тот же трактат Герим 1 говорит: "Переходящий в иудаизм из-за любви к женщине, или из-за желания угодить или из-за страха, это не прозелит, ибо только тот прозелит, кто переходит в иудаизм из-за любви к Богу".

004 Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 137-138.

005 Правило 5,13-14.

006 Одно из свидетельств этого - употребление выражения "прозелит Христа" для обозначения христианских катехуменов в текстах II-III вв. (См. Lampe, A Patristic Greek Lexicon, p. 1171).

007 О покаян. 6,16; О идол. 10,6,12.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Новокрещенные приходят в храм воскресения
047 сирийская дидаскалия 21 говорит о шестидневном посте перед крещением
010 проповедь на лев течение крещению

сайт копирайтеров Евгений