Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Изменение ситуации в IV в.

Начало IV в. ознаменовалось для христианства принципиальным изменением характера отношений с государством. Из "нелегальной" религии христианская Церковь стала в 313 г. официально разрешенной, а впоследствии и получила привилегированное положение в Империи. Христиане впервые получили уникальную возможность открыто проповедовать и исповедовать свою веру, не опасаясь языческих гонений. Однако такое изменение ситуации вызвало и новые серьезные пастырские проблемы. Еще Ориген сожалел о прекращении гонений, так как они, по его мнению, способствовали формированию из катехуменов христиан действительно "высокого качества", которые в случае необходимости, не раздумывая, были готовы принять смерть за свидетельство о Христе: "Если судить по правде..., мы должны признать, что мы - не верные. Истинно верными были тогда, когда катехуменов катехизировали в среде мучеников и перед лицом смерти христиан, исповедавших истину до конца, когда эти катехумены, будучи движимы такими страданиями, без страха присоединялись к живому Богу... Конечно, верных было меньше, но они были истинно верными, следуя суровым и узким путем, ведущим в жизнь".048С наступлением "мира Церкви" качество, к сожалению, начало во многом уступать количеству.

Прежде всего, изменились причины обращения в христианство. Когда препятствия со стороны языческого государства, сопровождавшие вступление в катехуменат, начали исчезать, присоединиться к Церкви стало намного проще. Поэтому все чаще и чаще возникала неискренняя, в той или иной мере ложная мотивация при выражении желания стать христианином. Например, часто язычник обращался с просьбой о принятии в катехуменат, желая жениться на христианке. Хотя такой брак, конечно, вполне мог стать источником его обращения ко Христу и истинного личного вступления в Церковь, зачастую такие язычники просто "симулировали" наличие веры, которой у них на самом деле не было. Так, св. Кирилл Иерусалимский говорит о кандидатах ко крещению следующее: "Да не будет среди вас подобных Симону, да не будет лицемерия, да не будет праздного любопытства, желающего увидеть, что случится. Возможно, у вас были различные причины прийти сюда. Вполне возможно, что мужчина хочет продвинуться в своем ухаживании за христианкой, и для достижения этого он пришел сюда. И тоже можно сказать о женщинах. Или часто раб таким образом хочет угодить своему господину".049 Не только рабы, но и свободные нередко желали угодить начальникам-христианам, занимавшим высокие государственные должности, поэтому крещение иногда становилось способом для скорейшего продвижения по служебной лестнице. Св. Амвросий Медиоланский резко выступает против этой практики: "И здесь некто, приходящий в Церковь, поскольку он желает почестей у христианского императора; он обращается за крещением с притворным уважением; он преклоняется, он простирается на землю, но он не преклоняет свои колена в духе".050 Блаженный Августин также советует быть очень внимательным в отношении мотивов приходящих ко крещению: "Если он желает стать христианином в надежде получить какую-либо выгоду от людей, которым, как он думает, он не может иначе угодить, или избежать вреда от рук людей, нерасположенности или вражды которых он боится, в действительности он не хочет стать христианином, поскольку он желает лишь притворно казаться таковым... Хорошо, конечно, если возможно, наперед узнать от тех, кто его знает, о его образе мыслей и о причинах, которые заставили его прийти и принять (христианскую) религию... Если он пришел с лицемерными мотивами, желая лишь временных преимуществ, или думая избежать потерь, конечно, он будет лгать".051

Знаменательно, что для карьерного роста в то время не было необходимости проходить все время катехизической подготовки, а было достаточно уже внести свое имя в списки катехуменов, что являлось уже достаточным свидетельством "обращения" и видимым знаком желания принять крещение. Неудивительно, что наличие ложных мотивов при принятии христианства способствовало тому, что такие люди лишь вступали в катехуменат, вообще не желая в обозримом будущем принимать крещение. Поэтому одной из самых серьезных проблем катехумената в IV-V вв. стало откладывание крещения на неопределенный срок. Такие катехумены уже назывались "христианами" после внесения своего имени в списки, они могли присутствовать на Литургии оглашенных, вечерне и утрени, других службах, но многие их них довольствовались такой ситуацией практически всю жизнь, не стремясь к принятию крещения. Епископы неустанно протестовали против таких искажений древней практики, подчеркивая, что нося лишь имя, в действительности такие катехумены не были христианами, так как не пережили обращения ко Христу... На Западе существовал обычай, согласно которому на праздник Богоявления катехумены, желающие принять крещение в ближайший праздник Пасхи, записывали свои имена в особый список. Мы видим великую скорбь св. Амвросия Медиоланского, который, ссылаясь на евангельское повествование о чудесном улове рыбы (Лк. 5, 4-5), замечает: "Господи, я также знаю, что, если Ты не повелеваешь, то для меня ночь. Никто еще не записал своего имени, до сих пор для меня ночь. Я забросил сеть слова на Богоявление, и я еще не поймал ничего".052 Св. Василий Великий также настойчиво призывает катехуменов принять Таинство крещения: "Будучи катехизируемыми с юности, разве до сих пор вы не выразили своего согласия истине? Вы, не прекращающие учиться, разве до сих пор не достигли знания? Вы, наслаждающиеся жизнью, исследующие ее до старости, окончите ли это, став христианами? ... Мы призываем вас к жизни, почему же вы бежите от этого призыва? ... Дайте ваши имена, запишитесь в список Церкви ... Запишитесь в эту книгу, чтобы быть записанными в Книгу небесную... Умрите для греха; распнитесь со Христом; принесите всю вашу любовь Господу".053 Т. о. перед нами кардинальное изменение ситуации по сравнению с тем, что мы видели у св. Ипполита Римского в начале III в. В то время катехумены, учась в течение трех лет жить по-христиански и ревностно желая своим усердием сократить этот срок, неустанно стремились к принятию Таинства. Через полтора века уже епископ должен был (тщетно!) призывать их принять крещение на ближайшую Пасху.

Такое откладывание крещения было вызвано не только ложными мотивами прихода в Церковь, но часто и высотой требований истинной христианской жизни по Евангелию, которая многим казалась недостижимой. Часто крещение откладывалось до момента тяжелой болезни или даже до смертного часа, т. к. человек хотел очиститься от бремени своих грехов в крещении непосредственно перед смертью, чтобы по возможности более незапятнанным (как он считал) предстать перед Богом. Против такого понимания выступает св. Иоанн Златоуст: "разве не высшая глупость откладывать принятие дара? Слушайте, катехумены, и вы, откладывающие свое спасение до последнего вздоха".054 Действительно, этот обычай наиболее остро демонстрирует разницу с катехуменатом во II-III вв. Звание катехумена, очевидно, уже не имело того глубокого значения, которое оно несло столетием ранее.

Однако, несмотря на то, что в IV в. было много катехуменов, но не все из них были искренне обращенными, епископы христианской Церкви тем не менее не переставали бороться за чистоту и искренность принятия крещения. Они выступали не только против откладывания крещения, но и против искушения священников допустить ко крещению тех, кто якобы имел веру, но не жил по-христиански. Сталкиваясь лицом к лицу с нарушением древней практики, святители Церкви неустанно провозглашали традиционное учение о том, что крещение должно преподаваться имеющим веру и живущим согласно этой вере, откуда следовала необходимость сохранения института катехумената. Св. Василий Великий пишет: "Вера и крещение - это два образа спасения, родственного происхождения и нераздельные. С одной стороны, вера совершенствуется крещением, с другой стороны крещение основано на вере".055 Ему вторит св. Афанасий Великий: "Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале "учить", затем "крестить", чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство".056 Это требование определенной зрелости в вере перед принятием крещения требовало, очевидно, серьезной предкрещальной катехизической подготовки. Однако было живо еще и понимание того, что вера, дающая доступ к источнику вечной жизни - крещению, не может быт мертвой верой, а должна сопровождаться деятельной любовью. Блаж. Августин написал целый труд "О вере и делах", в котором осуждается практика крещения отказывающихся жить по христианским заповедям: "Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха".057 Он пишет далее в этом же тексте: "С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, он достигнут вечного спасения".058 В качестве примера такого недостойного принятия крещения св. Кирилл Иерусалимский приводит Симона волхва, распространяя толкование этого места из книги Деяний на всех катехуменов вообще: "Приступил некогда к купели Симон волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердце не просветил духом, тело входило в купель и вышло из нее, а душа не спогреблась Христу и не совосстала с Ним... Если же ты останешься в злом произволении своем, то проповедующий тебе не будет виноват, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя приимет, но Дух не приимет".059 Об опасности крещения неподготовленных кандидатов предупреждает и св. Григорий Нисский: "Если омывается тело, в то время как душа не омыла пятен своих страстей, и жизнь после крещения - такая же как и ранее, было бы смело сказать, я скажу это и не отступлю, в таких случаях вода - это вода, дар святого Духа никогда не появится в том, что происходит: порочность души оскорбляет образ Божий".060

Итак, из этих свидетельств видно, что в IV-V вв. епископы постоянно настаивали на неотступном соблюдении древнехристианских принципах допуска ко крещению, хотя современная им ситуация легко подвигнуть к формальному взгляду на него. Вероятнее всего, священники в общинах действительно злоупотребляли сложившемся положением, и именно поэтому были необходимы все эти епископские увещевания. Церковь пыталась сохранить баланс между милостью и небрежностью. Блаж. Августин отчетливо понимал, что донатизм с его желанием создать "Церковь чистых" был настолько же опасным как и отказ от строгой церковной дисциплины. Поэтому в пастырской практике было необходимо сочетать твердость и благость, не становясь ни "бездействующим во имя терпения, ни жестоким под предлогом ревности".061

Пытаясь сохранить институт катехумената в IV-V вв., Церковь была вынуждена изменить его продолжительность и структуру. Большинство родителей вносили своих детей в списки катехуменов сразу же после рождения, и т. о., вырастая, они могли находиться в этом своего рода "подвешенном" состоянии очень долго. Тем самым имя "катехумен" постепенно утратило то значение, которое оно имело во II-III вв., т. е. прохождения двух- или трехлетней подготовки ко крещению. Катехумены могли участвовать или не участвовать в литургии оглашенных в зависимости от степени своего благочестия и духовной ревности. Уже не существовало какого-то наблюдения за ними со стороны специально назначенных для этого "учителей" в особо структурированных группах, как это мы видели в III в. у св. Ипполита Римского. При чтении христианских авторов IV в. возникает ощущение, что Церковь пыталась "подтолкнуть" кандидатов к скорейшему принятию крещения вместо того, чтобы создать достаточно длинный период подготовки, во время которого можно было бы содействовать духовному росту обращающегося.

С другой стороны, исчезновение фиксированного срока катехумената содействовало тому, что в случае обращения взрослого его крещение могло совершаться довольно быстро после его формального вступления в катехуменат. Этому способствовало то обстоятельство, что многие образованные язычники уже могли быть знакомы с текстом христианского Священного Писания, как следует их слов блаж. Августина: "Если к тебе приходит просящий крещения, получивший классическое образование... вероятно, он знает уже много отрывков из нашего Писания"062.

Однако как следует из ранее рассмотренных свидетельств свв. отцов, Церковь никоим образом не желала отказаться от катехумената как такового, признавая его принципиальную необходимость и отказываясь от практики крещения взрослых без предварительной подготовки. Все это привело к созданию новой системы катехумената, более короткого по времени и непосредственно предшествовавшего принятию Таинства Крещения. Церковь связала его с Великим Постом, время которого постепенно стало предназначаться для этого интенсивного предкрещального научения, по окончании которого следовало торжественное крещение в пасхальную ночь.

Блаж. Августин описывает вступление в этот катехуменат следующим образом: "После наставления ты должен спросить его, верит ли он во все это и желает ли он соблюдать сии слова. Если он отвечает положительно, ты должен знаменовать его (знамением креста), совершив подобающую церемонию и поступить с ним по обычаю Церкви".063 В указанную церемонию входило, возможно, торжественное исповедание веры и отречение от прошлого идолослужения.064 Период Великого поста начинался торжественным внесением в списки их имен, что рассматривалось в качестве обновленного, теперь уже "осознанного" чина вступления в катехуменат, сопряженного с истинным обращением. Вписавшие свои имена в списки готовящихся принять крещение в ближайший праздник Пасхи должны были в течение нескольких недель совершить то, для чего столетие назад им потребовалось бы два или три года. О том, как происходило вступление в катехуменат в Иерусалиме, мы читаем ок. 400 г. у Эгерии, описывающей свое паломничество в Иерусалим: "Мне следует сказать еще и о том, как наставляют тех, которые будут крещены на Пасху. Они должны дать свои имена перед первым днем поста и пресвитер записывает все имена перед началом восьми недель, которые здесь длится пост,065 как я говорила вам. Когда священник соберет имена, во второй день поста, в начале восьминедельного периода, поставляется епископская кафедра посреди Великой Церкви в Мартириуме, священники сидят на седалищах по обе стороны от нее, а остальные клирики стоят. Тогда ищущие крещения приводятся по одному: мужчины - с их (крестными) отцами, женщины - с их (крестными) матерями. Когда они приводятся, епископ спрашивает их соседей о них: "Ведет ли этот человек хорошую жизнь? Уважает ли он родителей? Не пьяница ли он и не хвастун?" Он спрашивает обо всех серьезных человеческих пороках. И если в результате опроса он видит, что этот человек не совершил ни одного из таких преступлений, он сам записывает его имя; но если некто виновен, то ему повелевают уйти; епископ говорит ему, что он должен исправить свои пути, перед тем как приступить к источнику. Он спрашивает об одном и том же мужчин и женщин. И не легко пришедшему приступить ко крещению, если у него нет свидетелей, знакомых с ним".066 Из текста видно, что это испытание нравственной жизни довольно серьезно и полностью соответствует тому, что мы видели в "Апостольском Предании" в начале III в. О наличии подобного чина в Антиохии в то же самое время перед лицом народа Божьего говорит и Феодор Мопсуестийский: "Желающий приступить к дару святого крещения пусть будет представлен Церкви Божьей. Его примет ответственный за это, в соответствии с обычаем, установленным для внесения в список тех, кто желает принять крещение. Он должен научить его нравственности. Эту роль в отношении крещаемых исполняет человек, называющийся поручителем (гарантом). Он, облеченный этой обязанностью, вписывает твое имя в книгу Церкви и добавляет имя свидетеля или священника города или общины".067 В этом тексте идет речь о наличии своего рода "крестных родителей", которые могли засвидетельствовать истинность обращения катехумена и его готовность ко крещению.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Воды крещения являются печатью веры
Августин
3 времени

сайт копирайтеров Евгений