Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Было несколько примечательных исключений. В нескольких случаях, целые племена и народы быстро переходили в христианство. Племя каренов в Бирме, племя довольно отсталое, обращались целыми семьями и деревнями, и это началось с одного человека из их среды, Кьо Фа Биу. После обращения в веру и отказа от жизни, полной преступлений и насилия, он сопровождал американского миссионера Джорджа Дана Бордмана (1801-31), который несколько лет служил среди этого народа. Несмотря на смерть американского и местного миссионеров, и несмотря на периодические преследования со стороны правительства, христианство выжило и расцвело среди каренов. К 1914 г. здесь было 47.530 христиан, 192 ординированных и 541 неординированный проповедник и 883 учителя. Они готовили собственных лидеров. Их работа была по существу финаново самостоятельной. Они были активны в обращении других. Несколько схожим был процесс христианизации народа Чура в Пакистане.

Многие батаки на Суматре обратились в христианство после обращения своих важдей в 1886 г. Рейнские миссионеры, служившие им, мудро решили сохранять церковь батакской, а не европейской по характеру. Была подготовлены и рукоположены местные служители, и их культура не была затронута. К 1911 г. насчитывалось 103.525 батакских христиан. На ряде островов Тихого Океана - например на Таити и островах Фиджи - целые народы последовали за своими вождями в христианство. В Самоа, Новой Гвинее и на множестве небольших островов вокруг Таити, значительная христианская миссионерская деятельность проводилась местными учителями и катехизаторами.

Джеймс Хадсон Тейлор (1832-1905) возвестил о новой эпохе в методологии миссионерства. Испытав разочарование во время миссионерской деятельности в Китае под покровительством Общества Евангелизации Китая, он решил, что самыми серьезными препятствиями в работе являются контроль извне, неспособность миссионеров отождествить себя с людьми, которых они пытаются обратить в веру, и ограниченность деятельности в рамках нескольких миссионерских центров на побережье без продвижения вглубь страны. Он вернулся в Китай в 1865 г. с намерением исправить эти ошибки. Он основал Китайскую Внутреннюю Миссию, ставшую крупнейшей миссией в мире. Хотя финансовая поддержка приходила из-за рубежа, руководство миссией велось в Китае самым Тейлором. Работников принимали из разных конфессий и с ограниченным образованием, если они проявляли преданность миссионерской деятельности и понимание основ евангелической доктрины. От работников ожидали отождествления себя с местным населением в одежде и других проявлениях. Основной акцент в миссионерской деятельности делался на широкую евангелизацию, особенно в неосвоенных внутренних районах Китая. Пасторская работа и образование выполняли подчиненную роль по отношению к миссионерству. Этот подход был спорным, но так же привлекательным и эффетивным. К 1882 г. миссионеры объездили все провинции и утвердились в большинстве из них. К 1895 г. 641 миссионер из разных стран служил в Китайской Внутренней Миссии.

Патернализм, господство западных миссионеров над новыми христианами и церквями, был проблемой, которой уделяли мало внимания в XIX в., и она еще далеко не решена в конце XX в. Христианство быстрее всего развивалось и наиболее энергично распространялось там, где новые христиане брали на себя ответственность по заботе о церкви и миссионерстве. Несколько таких случаев приведено выше, а другие - в предшествующих главах. Коща христианство вводится в каком-либо регионе, и организуются новые церкви, те, кто были обращены первыми, должны иметь возможность и авторитет заниматься самостоятельной миссионерской деятельностью.

Некоторые западные миссионеры пытались осуществить это. Джон Левингстон Невиус (1829-93) имел такую точку зрения, и начал на ее основе большую работу в Корее. Нечто подобное было свойственно батакской церкви. Джон Уильяме (1796-1838), известный как "Апостол Полинезии", с большим успехом использовал этот принцип в своей работе.

Однако, большинство христианских миссий в течение всего этого периода - как протестантских, так и католических - оставалось под управлением западных миссионеров. Тем, кого они обратили, обучили и чью работу во многих случаях оплачивали, нелегко было усомниться в их авторитете или взять на себя инициативу в евангелизации. Многие миссионеры были не уверены в способности местных христиан руководить и взращивать церковь. Фактически, из-за того, что они были в зависимом положении, многие местные христиане были не готовы и не имели желания к выполнению этих задач. Заметным было ощущение превосходства белой расы и западного образа жизни. Более того, как отмечалось выше, метод использования миссионерских центров, настолько отрезал христиан от остального общества, что им было бы трудно активно вести миссионерскую работу, независимо от их отношения или отношения западных миссионеров.

Всемирное протестантское миссионерское движение достигло своего рода апогея в Эдинбурге (Шотландия), на первой Всемирной Миссионерской Конференции (1910). В ней участвовали делегаты евангелических протестантских миссионерских обществ, работавшие во многих регионах мира. (Католики и православные не участвовали). Проявлением патернализма, о котором говорилось выше, было то, что лишь 18 делегатов из 1.200 присутствующих, были из молодых церквей. Остальными были западные миссионеры. Под руководством Джона Рейли Мотта (1865-1955), американского мирянина, принимавшего активное участие в различных молодежных движениях, конференция рассмотрела прогресс за прошедшее столетие и возможности на будущее. "Евангелизация мира в этом поколении" - девиз, придуманный ранее Моттом, был популярен в Эдинбурге. Христианство распространилось практически во все регионы мира. Казалось, что оппозиция вере рушится. Успехи медицины сократили страшный урон от болезней, с которыми западным миссионерам приходилось бороться в более ранний период. Владение многими новыми языками и работа по переводу Библии способствовали налаживанию связей со множеством людей, что ранее было невозможно. Финансовая поддержка и поддержка человеческими ресурсами миссионерской деятельности была солидной. Молодые церкви начали готовить собственных лидеров. Не было людей, не понимавших Благую Весть, хотя подготовленность некоторых была выше, чем у других.

Обращаясь к будущему, Мотт предполагал, что в течение следующих 30 лет можно ожидать трехкратного увеличения сил западных миссионеров, и по меньшей мере удвоения христианского населения мира. В эти планы вмешались две мировые войны и мирские тенденции. Однако, как покажет следующая глава, эти планы были удивительно реалистичными.

Если бы эта книга была бы посвящена истории миссий, значительное место следовало бы так же уделить католическим и православным миссиям. Хотя Римская церковь была потрясена и деморализована в начале этого периода, как отмечалось выше, однако она испытала значительное внутреннее обновление и проявила новые усилия во всемирной миссионерской деятельности. Миссионерские общества привлекали мирян к делу всемирной евангелизации. Новые и старые монашеские ордена продолжали работать в освоенных регионах и стремились в новые. Было много героического и жертвенного служения. Подобно протестантам, католические миссионеры в сущности были патерналистами, хотя предпринимались серьезные попытки справиться с этой проблемой. Однако, большей частью, цели, стратегии, методы и мотивы католической евангелизации являясь тем же, что и в предшествующую эпоху. Православная, особенно Российская церковь, участвовала в ограниченных по размаху, но важных предприятиях. В дальневосточных районах этой великой страны, а также на Аляске и в Японии были организованы миссии. Однако, в походе православных миссионеров не было ничего столь выдающегося и успешного, что заслуживало бы внимания.

* * *

Кеннет Скотт Латурет в своем монументальном труде о христианстве и его распространении назвал XIX в. "Великим Веком". Это не отражает происшедшее в полной мере. С точки зрения евангелизации, это было поистине удивительное столетие. В течение этого периода, христиане обращали других людей в христианство в большем количестве регионов мира и с большими количественными результатами, чем в любой другой предшествовавший период. Множество новообращенных было приобретено не только из нехристианских народов, но в лоно церкви были возвращены многие, которые были дехристианизированы. В течение этого столетия, в то время как население земли увеличилось на 230 процентов, христианское население увеличилось на 352 процента до 699,2 миллионов человек.

Однако, картина, конечно же, не во всем благоприятна. Значительная часть евангелизации была поверхностной. Среди не-западных народов христианские миссионеры обычно были патерналистски настроены и не чувствительны к культурному наследию народов, которых они стремились обратить. Хотя миряне начали активизироваться и были все более активны в свидетельстве о своей вере, христианское миссионерство все же, в основном, оставалось делом профессионалов. Иногда евангелизация порой проводилась одновременно с деятельностью таких институтов угнетения как рабство и колониализм. Весьма распространенными были неадекватное богословие и излишнее проявление эмоций. Некоторые, как оказалось, использовали евангелизацию для личного возвеличивания и выгоды.

Тем не менее, обзор материала этой длинной главы открывает намного больше положительного - поразительную преданность, жертвенное служение, разнообразную и дальновидную евангелизацию. и огромное количестве обратившихся в веру людей. Христианские наблюдатели, уверенные в силе Духа в Слове, признают в большой части этого развития Его благословение в деле выполнения Великого Поручения.

За мощным взлетом обновления и роста часто следует расслабление и упадок. Однако, как мы увидим в следующей главе, произошло противоположное. В ходе XX в., кроме некоторых регионов западного мира, христиане занимались евангелизацией энергичнее, шире успешнее, чем даже в удивительном XIX веке.

Христиане отнеслись к проблемам евангелизации и возможностям современного мира с большим воображением и энергией, что привело к появлению многих новаторских методов. Дискуссии о евангелизационной миссии велись как никогда активно. После оценки традиционных подходов современные христиане сделали ряд радикальных изменений.

По мере того, как к задаче евангелизации подключались современные методы исследования и технология, она становилась все более изощренной. В XX столетии на первое место вышла прагматическая, ориентированная на результат, философия. Многие утверждали, что цель евангелизации не только в том, чтобы посеять семя, но и пожать плоды, не только провозглашать Слово, но и получить осязаемые результаты. Ряд крупных конференций (национального и международного уровня) по евангелизации отразили интерес к этому вопросу. Появились серьезные разногласия о теории и практике евангелизации. Для этого периода характерно брожение.

Во многих отношениях, ситуация в XX в. была неблагоприятной для евангелизации. Две мировые войны и десятки локальных конфликтов были крайне разрушительны и не способствовали приложению усилий в этой сфере. Волны глобального экономического застоя и депрессии подрывали финансовую поддержку евангелизации. Крушение западных колониальных империй усложнило, а в некоторых случаях, прервало евангелизационные усилия в незападных странах. Приход к власти правительств, враждебных христианству, замедлил евангелизацию во многих районах, которые были когда-то твердынями веры. Не менее 42% христиан в мире были вынуждены исповедовать свою веру и свидетельствовать в условиях политических ограничений и репрессий. В то время, как некоторые древние религии переживают упадок, другие, например ислам, переживают возрождение и новые религии приобретают много приверженцев из христианских стран. Доля нерелигиозного, или атеистического населения возросла в этом столетии на 1000 процентов. В Европе и Северной Америке доля активных христиан существенно снизилась под влиянием мирских тенденций. Без сомнения, эти угрожающие события стимулировали некоторые из вышеупомянутых творческих и наступательных евангелизационных усилий.

Возможности современного мира способствовали появлению новых точек приложения евангелизационных усилий. Радио и телевидение предоставили уникальную возможность обратиться со Словом Божьим к миллионам людей. Совершенствование лингвистических навыков и средств обучения значительно облегчило перевод литературы и помогло распространению грамотности. Руководители развивающихся стран получили образование в миссионерских школах. В результате, они или отождествляют себя с христианством, или находятся под его значительным влиянием и, в некоторых случаях, поддерживают христианское служение. Хотя западный колониализм потерпел крушение, продолжает распространяться западная культура, включая и ту ее часть, которая может подготовить людей к Евангелию. Кроме того, растущее взаимодействие между христианами и нехристианами по всему миру создает много возможностей для евангелизации. Туристы, студенты и бизнесмены-христиане иногда свидетельствуют там, где открытая христианская работа запрещена. А их партнеры из антихристианского окружения могут узнать о Христе через контакты с христианами за рубежом. В некоторых случаях, отъезд или изгнание западных миссионеров побудил местных христиан взять на себя ответственность и инициативу по распространению веры. Новые возможности, иногда выраставшие из проблем и поражений, стимулировали новые плодотворные шаги в области евангелизации.

Огромное количество евангелизационных идей и проектов появилось после Второй Мировой Войны (1939-1945). Массовая эмиграция из Европы, создавшая много возможностей евангелизации в XIX в., почти прекратилась еще перед Первой Мировой Войной (1914-19). Движения возрождения, к этому времени также, казалось, в основном исчерпали себя. До конца 1930-х годов, спор между богословами-либералами и консерваторами отвлекли многих протестантов, тогда как затраченные на это усилия можно было бы посвятить миссионерству. Деятельность самих миссий стала противоречивой. В некоторых случаях миссионеры заменяли проповедь Евангелия социальным служением и сотрудничали, а не конкурировали с нехристианскими религиями. Несмотря на это, еще до 1945 г. были опробованы некоторые новые приемы евангелизации наряду с традиционными методами. Однако, основные события произошли лишь после Второй Мировой Войны.

Как можем мы оценить прогресс христианства в современную эпоху? Статистика говорит о многом. В количественном отношении, численность христиан более, чем удвоилась с 699,2 млн. человек в 1914 г., до 1.433 млн.человек в 1980 г. прирост на 205 процентов. И все же, доля христиан в мире несколько снизилась, поскольку население мира увеличилось за этот же период на 208 процентов. В коммунистических странах в результате репрессий и гонений христианству был нанесен огромный урон. Например, в Советском Союзе, в 1900 г. 83,6 процента населения номинально были христианами, тогда, как в 1980 г. эта цифра снизилась до 36,1 процента. В Европе и Северной Америке в 1980-е годы, отход от христианства превосходил обращения в веру на 1.820.500 человек в год. Однако, в странах третьего мира, обращение в веру превосходило отход от веры на 2.272.814 человек в год. Естественный прирост (превосходство рождаемости над смертностью) составил значительно большую долю количественного роста во всем мире.

В девятом десятилетии XX в., христианство наиболее энергично распространяется в Африке и Азии, где оно относительно ново и его значительно превосходят другие религии. Особенно радует тот факт, что миссионерскую деятельность все больше осуществляют христиане из местного населения. Западные христиане также не оставляют воздействие мира без внимания. Буквально повсеместно предпринимаются решительные усилия, чтобы вернуть к христианству множество заблудших и равнодушных людей.

Возможно, наиболее значительный показатель христианской миссионерской деятельности в XX столетии, - это растущая доля населения земного шара, которое было евангелизировано. Этот термин относится к тем, кто узнал о Евангелии через христианскую литературу или радиовещание на своем языке и/или свидетельство христиан в своей среде. В 1900 году христиане составляли 34,4 процента населения земли, и их миссии охватывали 51,3 процента населения. В 1980 г. доля христиан в населении земного шара сократилась до 32,8 процента, но доля евангелизированной части населения возросла до 68,4 процентов. Это значит, что средний христианин в 1980 г. свидетельствовал о Евангелии вдвое большему числу людей, чем его собрат в 1900. Хотя процент христиан снизился, влияние христиан намного возросло.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

сность христианского евангелия пострадали после эры нового завета
Ориген явно ощущает высокую честь вести людей к поклонению вселенскому богу
Рудник М. Проповедь евангелия через века и страны истории церкви 7 эмигрантов
В воплощении возрождения в англии
Критики обвиняли христианство в возникновении этих проблем

сайт копирайтеров Евгений