Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Это катехизическое научение не было просто интеллектуальным получением новой информации. Св. Климент подчеркивает, что разница между крещенными и оглашаемыми заключается в том, что последние только "хотят" жить по-христиански, а верующие, принявшие Таинство крещения, уже имеют "силу" для такой жизни. Несомненно, кандидатов не допускали ко крещению, пока не была выяснена серьезность их намерений: "Некоторые уже, желая, имеют силу поступать так, развив это упражнениями и очистившись; другие, хотя еще и не способны, имеют по крайнее мере стремление... Определенно, действия не судятся только по исполнению, но в соответствии со свободным намерением каждого. Был ли выбор легким? Было ли покаяние в грехах? Познал ли он свои падения? Осознал ли он их?"030.

Период времени, необходимый для этого, продолжался согласно святителю, три года после "записи имени" в число катехуменов: "(Закон) не позволяет собирать несовершенные плоды с несовершенных деревьев, но (повелевает) после трех лет первые плоды урожая должны быть посвящены Богу (Лев. 19, 23-24), когда дерево достигло совершенства. Такой земледельческий образ может послужить уроком: он учит нас необходимости очищения наростов прегрешений и бесплодного роста мысли, которая вместе с естественными плодами растет до тех пор, пока новый вид веры не приобретет свой совершенный объем и твердость. Именно в четвертый год - ибо для основательной катехизической подготовки требуется время - четверица добродетелей посвящается Богу".031 Конечно, александрийское огласительное училище было также открыто для язычников и новокрещенных, которые вместе с катехуменами слушали поучения, одно упор делался именно на систематическую подготовку последних.

Наряду со словом "катехумен"032 для обозначения готовящихся ко крещению применялись и другие термины. Наряду с уже упоминавшимся выражением "прозелит Христа", свв. отцы (напр., св. Киприан Карфагенский, св. Климент Александрийский) называют оглашаемых "слушающими" ("audiens", "auditor"). Очень интересным является использование военной латинской терминологии в отношении катехумената, которое противопоставляет выражения "рекрут" ("tiro") для обозначения катехумена и "солдат" ("miles"), т. е. крещеный христианин. Это именно то различие между "оглашенными" и "верными", которое подчеркивает Тертуллиан, критикуя практику секты маркионитов: "Прежде всего, неясно, кто здесь оглашенный, а кто верный - вместе входят, вместе выходят, вместе слушают, вместе молятся, ведь и язычникам, если придут, бросят святыню псам и жемчуг свиньям, - пусть и не настоящий. Оглашенные у них прежде становятся верными, чем научаются (вере)".033 В своем труде "О покаянии" он же обозначает кандидатов ко крещению военным термином "новички" ("noviciol")034 . Такое же четкое разделение между молодым новобранцем, находящимся в "учебке" и солдатом, уже принявшим присягу и получившим "печать"035 , мы находим и у Коммодиана, также жившего в Африке в III в. В своих "Наставлениях" он обращается к катехуменам: "Все верующие во Христа, оставившие идолов, ради вашего спасения утешаю вас несколькими словами. Если раньше вы жили во грехе, посвятите себя отныне Христу, оставив все прошлое, и, ибо вы знаете Бога, будьте хорошими новобранцами, (станьте) опытными солдатами".036 По окончании периода катехумената кандидаты составляли группу "намеревающихся приступить ко крещению" ("ingressuri baptismum"). Они проводили определенный период времени (может быть, неделю) в молитве, бдении и посте: "Тем, кто собирается креститься, нужно к этому приготовиться частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов ... Итак, благословенны вы, кого ожидает благодать Божья, когда выходите из этой священнейшей купели нового рождения и впервые молитвенно простираете руки вместе с братьями к Матери (Церкви); просите у Отца, просите у Господа, чтобы и вам даны были сокровища благодати, уделены дары".037

Катехуменат по "Апостольскому Преданию" св. Ипполита Римского

Все рассмотренные нами ранее богословские воззрения христианских авторов на катехуменат не были простым теоретизированием. Дошедшее до нас "Апостольское Предание" св. Ипполита Римского, возникшее ок. 215 г.,038 наглядно показывает, как выглядел катехуменат начала III в. в Риме, поэтому мы более подробно рассмотрим этот документ.

"Приводящие" желающих стать христианами в общину, т. е. осуществившие первичное ознакомление язычников с христианством (вероятно, через контакт в повседневной жизни), являлись своего рода "крестными родителями". Именно они осуществляли посредническую функцию между проявившими интерес к христианству и руководством христианской общины - "учителями", которые встречали пришедших. Сразу же бросается в глаза, что даже прием в катехуменат согласно тексту был селективным. Именно эти "doctores" (вероятно, специально назначенные члены общины, несшие особое служение подготовки катехуменов в общине) должны были решить, кто из пришедших может "слушать Слово учения".039 Первый вопрос "учителей" был "о причине, вследствие которой они обращаются к вере". Здесь было важно и свидетельство "приведших" об искренности обращения "приведенных" как впервые проповедавших им христианство: "И те, которые их привели, пусть засвидетельствуют, что приведенные готовы к слушанию Слова" (гл. 15). Следующий шаг - это контроль семейного, общественного и профессионального положения новопришедших (гл. 15-16).

Сначала исследовали положение рабов, т. к. переход несвободных в христианство был сложнее, чем обращение обычных римских граждан. Если хозяин такого пришедшего раба был христианином, то нужно было положительное свидетельство господина, а также его разрешение для "слушания Слова". Если же хозяин был язычником, то учителя должны были научить новопришедшего "быть приятным своему господину, чтобы не возбудить злословия", т. е. в этом случае воля раба являлась единственно определяющей.

Что касается семейной ситуации, то само собой разумеется, что кандидат должен был жить в законном моногамном браке. Мужчину, живущего незаконно с женщиной, "пусть учат не развратничать, но принять жену по закону", т. е. жениться на ней. Однако делалось исключение, если пришедшая - рабыня, живущая со своим господином без заключения законного брака (который по римским законам того времени был невозможен, если владелец не давал ей свободу), имеющая от него детей и воспитывающая их; от нее не требовалось прекратить эту связь и она могла быть допущена в катехуменат.

Наиболее подробные предписания мы встречаем в отношении рода занятий кандидатов. Это длинный список профессий, которые были запрещены для становящихся катехуменами ввиду их несовместимости с христианским вероучением и нравственностью. Здесь присутствовала известная дифференциация: одни вообще не могли быть приняты, другие должны были сменить свой род деятельности, третьих можно было допустить с некоторыми оговорками. В списке легко различить три основных греха, против которых выступало христианство: идолослужение, убийство и блуд.

Языческий жрец, "страж идолов", чародей, заклинатель, астролог, прорицатель, истолкователь снов, изготовляющий амулеты должны были прекратить свою деятельность, "либо пусть будут отвержены". Скульптор или художник не должен был изготавливать изображения идолов. К этому же разряду относили профессии актера и учителя, что на первый взгляд странно. Однако если мы вспомним, что в театре в основном разыгрывались представления из жизни греко-римских богов, а "школьная программа" того времени основывалась на изучении текстов классических авторов, в которых центральной темой была та же мифология, то этот запрет понятен. Однако в отношении учителей все же делалось послабление: "Кто учит детей, то хорошо, если прекратит это, если же он не имеет ремесла, то пусть будет дозволено ему".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

046 о предкрещальном экзорцизме говорят
8 августин
Крещение иногда становилось способом для скорейшего продвижения по служебной лестнице

сайт копирайтеров Евгений