Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Отсюда очевидно, до какой степени обряд крещения развился и осложнился ко времени Тертуллиана. Три идеи, в обряде крещения у св. Иустина даже не намеченные, нашли в обряде крещения времен Тертуллиана достаточно ясное символическое выражение (идея о том, что христианин есть воин Христов,— что он — священник (2 Петр. 2, 9), и, наконец,— что он — младенец о Христе (1 Петр. 2, 2)). Отречение от диавола "под рукою предстоятеля" и обычай "воздерживаться в течение целой недели от ежедневных омовений" суть тоже но­вые, неизвестные из писаний св. Иустина обрядовые подробности.

Ту же черту в характере второй половины второго века об­наруживает и появление в этот период новой церковной долж­ности и новых праздников.

Тертуллиан впервые упоминает о церковной должности чтеца, а у Климента Александрийского встречается первое неясное упоминание о праздниках крещения и рождества Христова. Может быть, уже и в этот период начали в ряду дней пятидесятницы отличать особенным образом сороковой день как день вознесения Господня.

И разности в практике различных приходов и разности в обрядах различных периодов II в. имеют ту общую между собою черту, что они не отличаются устойчивостью: первые опираются на такое подвижное основание как личность того или другого пресвитера; последние составляют результат обстоятельств, имеющих силу только в известное время, представляют раз­личные фазисы развития церковной обрядности, относящиеся между собою как настоящее и прошедшее, исчезающее в на­стоящем.

Отличительная черта разностей, составляющих особен­ность известной поместной церкви, есть их устойчивость: имея обыкновенно своим основанием национальные особенности христиан данной церкви, они (разности) могут существовать в течение не одного столетия и противостоять всем попыткам за­менить их другою обрядностью.

Благодаря тому, что карфагенская церковь имела такого представителя, как Тертуллиан, ее обрядовые особенности можно воспроизвести с большею полнотою, чем особенности всякой другой церкви. Правда, некоторые черты обрядности карфагенских христиан записаны Тертуллианом только потому, что он сам считал их явлениями не вполне нормальными, крайностями: но эти крайности представляют лишь в более ярком свете общее направление христиан Карфагенской церкви и, ко­нечно, не были явлениями совершенно единичными, если были замечены и записаны Тертуллианом.

Обрядность, выработанная до мелких подробностей, соблюдалась карфагенскими христианами с тщательностию, сближающею их в некоторых пунктах с иудеями. Некоторые, например, считали непременным долгом пред молитвою умыть руки; другие считали нужным пред молитвою снять верхнюю одежду; иные молились с такою аффектациею и так громоглас­но, что напоминали Тертуллиану фарисеев; другие, по окончании молитвы, спешили сесть; другие строгость поста простирали до того, что воздерживались давать целование мира братиям.

Воскресный день в Карфагене праздновался по образу древней субботы: прекращали обычные занятия, чтобы не дать места диаволу. Дни стояний соблюдались в карфагенской церк­ви с особенною строгостью. Тертуллиан свидетельствует с пол­ною ясностью, что дни стояний не предписаны законом; но обычай придал обязательную силу тому, что было делом свобо­ды, и сам Тертуллиан считает сильным препятствием к браку между христианкою и язычником те затруднения при соблюде­нии поста во дни стояний, которые она может встретить со сто­роны своего мужа. Можно думать, что эта строгость в соблюде­нии дней стояний находится в причинной связи с идеею о militiaDei, символически выраженной в обряде крещения. Эта идея, без сомнения, вполне гармонировала с суровым, энер­гичным национальным характером североафриканцев, была ими легко усвоена и применена к делу. Так как христиане — воины Христовы, то их долг — верно соблюдать данную ими их царю и Богу <клятву>, их долг — нести обязанности военной службы. Одною из них был пост во дни стояний. "Стояние,— рассуждали карфагенские христиане,— получило свое на­именование из военной жизни, так как и мы — воинство Божие (2 Кор. 10, 4. 1 Тим. 1, 18); но никогда ни радость, ни печаль, случившаяся в лагере, не прерывает стояния часовых..." Неудивительно, если некоторые, стремясь строгость поста возвысить до строгости его первообраза — дисциплины часового, доходи­ли до того, что опасались нарушить то, что считали священным долгом христианина, чрез братский поцелуй или даже чрез при­нятие святых тайн. Ясно и то, что для христиан с таким обра­зом мыслей смысл поста заключался уже не в том, чтобы чрез воздержание от пищи сберечь несколько денег и дать их вдове, сироте или бедному, а в самом процессе поста (стояния).

В некоторых западных церквах, особенно в римской и, вероятно, в карфагенской, существовал обычай — продолжать по­ститься и в субботу. Может быть, западные христиане мотиви­ровали словами Господа: "прийдут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мр. 2, 20); но весьма вероятно, что к подобному мотиву уже и во втором веке примешивался другой, более сильный мотив, высказанный в III в. Викторином, епископом петабионским: западные христиане опаса­лись, как бы не показалось, что они празднуют вместе с иудеями субботу, если не будут в этот день поститься.

Напротив, в церквах восточных, где христиан из иудеев бы­ло больше, чем на западе, и где поэтому противоиудейские тен­денции не могли иметь такого развития, как в церквах запад­ных,— держались противоположной практики. На востоке не только не постились в субботу (за исключением одной великой субботы), но сближали ее с днем воскресным. "Постановления апостольские",— сборник, появившийся в конце III или в начале IV в., но пользовавшийся на востоке таким авторитетом, како­го не имело ни одно святоотеческое сочинение, что, конечно, было бы невозможно, если бы "постановления апостольские" не опирались на древнюю практику восточных церквей,— сове­туют христианам составлять в субботы церковные собрания для радостного воспоминания сотворения мира.

Со всею полнотою эта противоположность в обряде вос­точной и западной церкви выразилась только впоследствии; но и в конце второго века на западе восточная практика сделалась предметом серьезного спора; поводом к спору были вос­точные христиане на западе.

Тем же в сущности характером отличается и другая церковнообрядовая разность — разность в праздновании дня пасхи. Не­посредственно очевидно, что так называемые квартодециманы следовали обычаям христиан из иудеев, следовательно противо­положная практика римской церкви основана на преданиях первых христиан из язычников. Только границы распространения иудеохристианской практики в праздновании дня пасхи не сов­падают с границами распространения обычая не поститься в субботу: в последнем случае практике римской церкви противостоя­ла практика всей грековосточной церкви; напротив, в вопросе о праздновании пасхи на стороне римской церкви стояли, по выражению Евсевия, "церкви во всей вселенной", тогда как квартодециманы занимали очень незначительный уголок христианского мира. История отношений между представителя­ми той и другой практики начинается с первой четверти II столетия. Римские епископы Ксист (115—125), Телесфор, Гигин и Пий (Х 155), зная о существовании иудеохристианского обычая празднования пасхи, посылают, однако, евхаристию тем, кото­рые держались его. Около 162 г. смирнский епископ, св. По­ликарп, имел случай коснуться этой разности во время своих переговоров с римским епископом Аникитою; оба пастыря придавали этой обрядовой разности так мало значения, что не хотели и спорить о ней, и расстались в мире, оставаясь каждый при своем обряде. Но около 170—171 гг. вопрос о праздновании пасхи вызвал уже сильный спор в самой Малой Азии, именно в Лаодикии; по поводу этого вопроса два современные писателя написали по сочинению. Наконец, в 196 г. этому вопросу римский епископ придал самое важное значение. Волнение, вызванное спором о праздновании пасхи, распространилось по всей вселен­ской церкви от Галлии до Месопотамии: составлено несколько соборов; написано несколько посланий, из которых стало яс­но, что Палестина, Понт, Финикия, Месопотамия, Ахаия, Алек­сандрия, Галлия и некоторые другие церкви держались римско­го обряда, тогда как иудеохристианскому обычаю следовали только церкви Азии проконсульской с некоторыми христиан­скими общинами соседних областей (Сирии, Киликии, Месо­потамии). Волнение, вызванное этим вопросом, грозило разрешиться расколом: Виктор, епископ римский, объявил малоазийские церкви отлученными от церковного общения, и только вмешательство миротворца — св. Иринея и многих дру­гих епископов отвратило опасность, грозившую церковному единству, и восстановило нарушенный мир церкви.

Определить порядок празднования пасхи в римской церкви столь же легко, сколько трудно восстановить по оставшимся ис­торическим памятникам все подробности празднования пасхи по малоазийскому обычаю.

Пасха была торжественным годичным воспоминанием тех священных событий, воспоминанию которых церковь посвятила известные дни недели. Учредители римского обряда празднова­ния пасхи поставили своею задачею устранить возможность разногласия между годичным и недельным воспоминанием страданий, смерти и воскресения Спасителя. Но так как подоб­ное разногласие было бы неизбежно, если бы для годичного воспоминания священных событий назначены были те дни го­да, в которые эти события совершились, если бы пасха была праздником неподвижным, то и было установлено праздновать эти события только приблизительно в то время года, в которое они совершились, и непременно в те дни недели, которые, совершенно согласно с историею этих событий, были посвящены их воспоминанию. По этому обряду воскресение Христово, ис­торически совершившееся в первый день недели 16 нисана, не всегда вспоминалось в 16 день нисана, но зато всегда в первый день недели и никода в 6-й, посвященный воспоминанию кре­стных страданий Христовых. Днем годичного воспоминания воскресения Христова был избран первый день воскресный, следующий за 14 нисана, или за первым после весеннего равно­денствия полнолунием.

Дню торжественного воспоминания воскресения Христова предшествовали дни воспоминания страданий и смерти Спаси­теля. Верующие из язычников отнеслись к этим евангельским событиям так, как требовало естественное чувство,— признали их событиями скорбными. Дни, посвященные их годичному воспоминанию, считались днями скорби и поста: церковь сето­вала об отнятом у нее Женихе и постилась, по Его слову (Мр. 2); все христиане, не исключая и восточных, признавали справед­ливость такого толкования слов Господа. Пост пред пасхою не во всех церквах и даже не у всех христиан одной и той же церкви имел одинаковую продолжительность; но, кажется, ни­где у христиан, следовавших римскому обряду, не сокращался (до одного дня) менее двух дней. Особенность этого поста пред пасхою, в отличие его от обыкновенных дней стояний, состоя­ла в том, что он продолжался не до девяти часов (3 пополудни), а до конца дня, или до ночного пения петухов (Tert. de jejun. 2. ар. Gieseler, Const, apost. V. 18. Schürer). В ночь на праздник пас­хи совершалось общественное богослужение, которое заверша­лось совершением евхаристии, которая во дни поста не была совершаема. Как праздник воскресения Христова, так и дни по­ста (особенно пятница — Tert. de bapt. 19. pascha,— cumet passio dominica adimpleta est. 1. с. ар. Schürer) носили общее название пасхи; но собственно праздником, средоточием всех пасхаль­ных дней, был день "празднования таинства воскресения Гос­подня (Евсевий)",— день воскресный, или так называемая впо­следствии "πάσχα άναστασιμον".

Христиане из иудеев, действуя по побуждениям, столь же естественным, как и те, которыми руководились христиане из язычников, должны были создать порядок празднования пасхи, значительно отклоняющийся от принятого у христиан из язычников.

По переходе в христианство иудеи, конечно, не оставляли и своих прежних обычаев, продолжали праздновать еврейские праздники (ср. Деян. 21, 20—25; 18, 21), тем более столь священный и знаменательный, как пасха.

Но, празднуя ее по иудейскому обычаю, с соблюдением, по возможности, предписаний закона (т. е. вкушая агнца; если пас­ха совершалась в Иерусалиме, или, по крайней мере, опресноки, если праздник отправлялся в другом городе, христиане должны были придать христианский характер празднику воспо­минанием тесно связанных с этим днем событий новозаветных. Так, вкушая опресноки или принимая чашу благодарения, хри­стианин мог вспоминать об установлении, при подобных же об­стоятельствах, святого таинства евхаристии; агнец пасхальный мог вызвать воспоминание об Агнце, вземлющем грехи мира, закланном от сложения мира, наконец, самое время — вечер 14-го нисана — могло вызвать воспоминание о том, что несколько лет тому назад, в этот день и час, Господь был положен во гроб. Таким образом, христиане могли одинаково соединить с пас­хою, совершаемою 14 нисана, священные воспоминания как 13-го (четвертка), так и 14-го нисана (пятницы). Но в том обстоятельстве, что все эти воспоминания имели место при празд­новании светлого, торжественного праздника, лежала естест­венная возможность созерцания новозаветных событий не с той стороны, с которой рассматривали их христиане из язычников,— возможность придать новозаветному празднику более торжественный, чем печальный характер, положить начало в строгом смысле пасхе спасительной, а не крестной.

Такими чертами, по всей вероятности, отличалось праздно­вание пасхи у малоазийских христиан времен Поликрата.

Празднику предшествовал, вероятно, однодневный пост, имеющий основание в еврейской практике.

Малоазийские христиане, по всей вероятности, вкушали опресноки ("народ отлагал квасный хлеб". И. В. Чельцов. История Христианской Церкви. Стр. 307).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

5 разности
Христианин есть воин христов христиане воспоминания

сайт копирайтеров Евгений