Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

В 1882 г. из Алтайской миссии была выделена новая миссия Киргизская, с центром в Семипалатинске. В царствование имп. Николая I возникли также миссии: Обдорская (1832), Кондинкая (1844), Туруханская (1850), закрытая в 1872 г. В царствование имп. Александра II возникли миссии: Сургутская (1867), в Минусинском. округе (1876), входившем в южную часть Енисейской епархии, Семиреченская (1868), сосредоточенная около миссионерского братства в г. Верном (с 1871 г. миссия числилась в Туркестанской епархии).

Миссии в Восточной Сибири строились на началах, принятых алтайской. Из архиереев, ревнителей миссионерства, в XIX в. известны иркутские архиереи: Михаил (Бурдуков), правивший с 1814 по 1830 и положивший начало Забайкальской миссии для бурят. Членами ее были знатоки бурятского языка: священник Александр Бобровников и крещеный бурят Мих. Сперанский. Нил (Исакавич), епископ, потом архиепископ (1799-1874), правивший иркутской епархией с 1838 по 1853 г., потом ярославской. При нем крестилось до 20000 бурят и др. инородцев. Он был одним из первых русских исследователей буддизма, переводил богослужебные книги на монголо-бурятский язык, в чем ему помогал в Иркутске и в Ярославле прот. Николай Доржеев из бурят. Владыка Нил написал труд "О буддизме." Особенно много работал владыка Парфений (Попов), переведенный из Томской епархии, в которой принимал большое участие в делах алтайской миссии. Правя иркутской епархией с 1860 по 1873 г., он первый от крыл в ней правильно организованные миссии Иркутскую и Забайкальскую. В первой он устроил II станов, для которых нашел нужных работников частью в Сибири, частью в великорусских монастырях. Он и сам много миссионерствовал, лично разъезжая по бурятским кочевьям с проповедью. Инородцы любили его и считали за особенную честь принять крещение из его именно рук. При нем крещено было до 8000 бурят. С 1867 г. он начал вводить богослужение на бурятском языке во всех бурятских приходах. После него во главе иркутской миссии был поставлен особый начальник-архимандрит, а с 1883 г. иркутский викарий, еп. киренский. К 1890 г. миссия имела уже 18 станов, а обращенных ею насчитывалось до 35000 душ. Миссия имела 1-4 школ и несколько благотворительных учреждений и оказывала сильное влияние на гражданский быт новообращенных, испрашивая им земельные наделы и расселяя их оседлыми селениями.

На таких же началах и с такими же приемами действовала миссия Забайкальская, во главе которой с самого начала (1862) был поставлен еп. селенгинский Вениамин (Благонравов). Сын священника тамбовской епархии, владыка Вениамин (1825-1892), окончил казанскую дух. академию и отличался способностями, любовью к наукам и редким исполнением долга. Все это выявилось и в его последующей жизни. Монашество он принял на последнем курсе академии, которую окончил первым магистром и остался в ней профессором. Был он ректором томской и костромской семинарий и в 1862 г. хиротонисан во епископа селенгинского. С этого времени началась его благотворная миссионерская деятельность в восточной Сибири, доставившая ему высокое историческое значение К 1890 г. число станов этой миссии возросло до 22 с 25 школами. При Посольском мон. открыто было центральное миссионерское училище, мастерская иконописи, богадельня, аптека. Но обращений в Забайкальской области было меньше, вследствие особенной силы ламства и противодействия христианству бурятских языческих начальников. Наибольшее число обращений падало не на бурятский народ, а на племена тунгузов, якутов и карагазов. Миссия постоянно старалась ? том, чтобы в управление степных дум были вводимы и крестившиеся буряты и чтобы ограничена была сила лам, но не имела в этом отношении успеха. Владыка Вениамин в 1868 г. был назначен епископом камчатским, переведен в 1873 г. в Иркутск и скончался там архиепископом в 1892 г. Его отчеты ? деятельности сибирских миссий за время его архипасторства представляют драгоценный исторический материал и обстоятельно знакомят с вопросом ? ламизме, им и возбужденном. Отчеты эти, печатавшиеся в "Иркутских Епархиальных Ведомостях" и в некоторых духовных журналах, изданы в 1883-86 гг. под названием "Труды православных миссий восточной Сибири." Писал он и ? буддизме.

В Камчатском крае в 1840 г. была открыта особая епархия, первым епископом которой был назначен владыка Иннокентий (Попов-Венгаминов), выдающийся и исключительно самоотверженный миссионер. Владыка Иннокентий (1797-1879), в миру Иоанн, сын пономаря иркутской епархии, окончил семинарию в Иркутске и был приходским священником в этом городе. В 1823 г. он вызвался ехать священником на ов Уналашку и с этого времени началась его миссионерская деятельность. Он обращал алеутов в христианство, приучал их к плотничьему, столярному, слесарному и кузнечному ремео лам, научил их выделке кирпичей и каменной кладке. С их. помощью он выстроил церковь. Изучив алеутский язык, он распространил христианство по всем Алеутским островам,

В 1833 г. он был переведен в Новоархангельский порт на ов Ситху. Н. Барсуков в своей книге "Иннокентий митрополит московский и коломенский" писал: "Обозрев 15-тилетнюю деятельность отца Иоанна Вениаминова, сперва на острове Уналашка, а потом на острове Ситхе, мы смело заключаем, что деятельность его там отличалась тем же характером, которым издревле украшалось служение русских проповедыиков Евангелия. Так, напр., разумная осторожность открыла ему доступ к грубым, но простым и добрым сердцам дикарей. Христианские истины были им сообщаемы сообразно с их умственною приемлемостью, т. ***еи при полном свободном убеждении их, а, не путем насилия. Он терпеливо выжидал добровольного вызова креститься. Для детей была устроена школа, которая была снабжена, как учебниками, так и книгами для чтения, собственного его сочинения и им самим переведенными на туземные наречия, и он был сам их учителем; наконец, кроме просвещения светом Евангелия, он обучал их разным мастерствам и, при повальной оспе, обучил Колош оспопрививанию; и такими путями сумел снискать и от упорных дикарей полное сердечное расположение к себе: они любили отца Вениаминова, по свидетельству его современников, как отца, так как отец Вениаминов был по истине благодетелем и отцом, и наставником, покровителем спасаемых им овец."

Отец Иоанн, научившийся говорить на шести местных наречиях, переведший Евангелие св. ап. Матфея, употребительные молитвы и песнопения, вытеснявшие шаманские народные песни, боровшийся с пьянством и полигамией, часто живший в землянках и питавшийся одним китовым жиром - понимал, что ему нужны помощники. С этой целью, с благословения архиеп. иркутского Нила, он предпринял путешествие морем в С.Петербург. Длилось оно 7 месяцев и 14 дней. В столице радушно приняли в 1839 г. о. Иоанна, зная его деятельность и, в частности, научные лингвистические труды, признанные, в своей ценности, и иностранцами. Впервые познакомился с ним митр. московский Филарет, говоривший после этого: "В этом человеке что-то апостольское." С тех пор, на протяжении четверти века, длились их близкие отношения. Когда пришло известие ? кончине супруги только что возведенного в протоиереи о. Иоанна, митр. Филарет настойчиво убеждал последнего принять монашество. В 1840 г. прот. Иоанн был пострижен в Троицком подворье митр. Филаретом, с наименованием его Иннокентием. На следующий день (30 ноября), в который был утвержден имп. Николаем I проект ? восстановлении (после 1799 г). Камчатской епархии, он был поставлен архимандритом. Государь, принимая Иннокентия 1 дек., объявил ему ? своем желании видеть его во главе новой епархии. 15 дек. он был хиротонисан во епископа Камчатскаго, Курильскаго и Алеутскаго.

В течение своего 27-летняго епископства, владыка Иннокентий объездил всю восточную Сибирь. Миссионерская деятельность его на камчатском епископстве простиралась на огромное пространство Камчатского, Якутского и Амурского краев. Он делал по ним ежегодные разъезды, доходившие иной год (1856) до 8000 верст. В Якутской области, где христианство было распространено между якутами и тунгузами, он завел якутское богослужение, встреченное инородцами с большой радостью. Одно временно с этим - в 1858 - было открыто якутское викариатство, в 1869 г. обратившееся в самостоятельную Якутскую епархию. Трудами камчатских и якутских священников христианство понемногу проникло и в Чукотский край. В 1850 г. там была открыта новая миссия для обращения Чукчей, Ламутов, Юкагиров и др. племен севера. В 1855 г. Камчатская епархия увеличилась причислением к ней местностей по Амуру. Владыка Иннокентий сразу же предпринял туда миссионерское путешествие и положил основание Амурской миссии.

Главными деятелями ее были священники Гавриил Вениаминов (сын преосвященного) и Иннокентий Громов. Последний, сопровождавший владыку в его поездке по Камчатке, рассказывал, что для езды на собаках имелись три экипажа: санка, ларта и повозочка, последняя для лиц привилегированных. В ней, по его словам, "помещается только один человек, притом так, что в ней ни пошевелиться, ни поворотиться." "Утром 24 января," писал прот. Громов, "преосвященный Иннокентий выехал из Лесного. Дорога на северо-восток составляет, верст на 70, незаметный подъем, который оканчивается обрывом хребта. Подъехав, уже под вечер, к обрыву, у которого дна не видно и по которому надлежало спускаться в темное ущелье, преосвященный сказал: "ну, теперь я вижу физиономию Камчатки! Как же тут быть?" - Извольте, ваше преосвященство, сказал я, шубу снять и надеть куклянку (которая была у него в запасе). Камчадальчики подвязали под торбаза (обувь) башлыки, - это в роде подковок из железа с шипами, - потом обвели преосвященного ремнем и приготовились к его спуску. - "А вы как спуститесь?" - спросил у меня преосвященный. - По ребячьи, отвечал я, на оленьей шкуре, которая на мне, скачусь, как ребята катаются на маслянице; а чтоб не обнесло, возьму в руки оштол (оштол - кривая, к концу окованная палка, шестик, с побрякушками наверху; ею погоняют собак к езде, правят ими и останавливают или тормозят нарту (сани)), чтобы в случае быстрого разноса, упереться и отдохнуть, и через две минуты буду на дне ущелья. Так я и сделал и снизу ущелья смотрел, как несколько Камчадалов поддерживали концы ремня, которым обведен был преосвященный, а один из них вырубал пред ним в отвердевшем снеге ступню, где должна утверждаться нога. Таким образом и спустили преосвященного Иннокентия на дно ущелья... В этом, одном из глубочайших ущелий Камчатки, как сейчас вижу епископа Иннокентия, в темную зимнюю ночь, сидящего в одеянии из оленьих кож на камне, освещаемого заревом, отражающимся на вершинах гор, окружающих пропасть, среди добродушных детей природы - Камчадалов, грызущих юколу (юкола - вяленая, провесная и немного квашенная рунная рыба, сиг, лосось, кета, горбуша; юколой кормятся люди и собаки (Даль)), и между не одною сотнею маленьких ездовых животных, свернувшихся в клубки и крепко заснувших от утомления. Ни одному из русских иерархов. не доводилось еще вносить свое благословение в подобные юдоли! Первому архиерею, Иннокентию Камчатскому, предоставлена в наше время честь олицетворить на себе начертанную апостолом Павлом картину многотрудной жизни подвижников веры: "...скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли" (Heb. 11:37).

В 1857 г. владыка поселился в г. Благовещенске на р. Амуре, где установлена была его кафедра; вскоре учредил он там духовное училище. По присоединении в 1860 г. Уссурийского края, для Амурской миссии открылось Широкое поприще деятельности в просвещении христианских племен, принадлежавших прежде Китаю. Это были Гиляки, Орочени, Гольды, Манджури и др. К ним присоединялись и Корейцы, начавшие переселяться в Российские пределы. Владыка Иннокентий устраивал миссионерские станы, строил по Амурскому краю церкви и школы, выписывал через китайскую миссию христианские книги на маньчжурском языке, несколько знакомом его амурской пастве, содействовал составлению новых переводов местными переводчиками, особенно на гольдском языке. При главном и непосредственном участии владыки Иннокентия переведено было св. Писание на языки алеутский, курильский и якутский. Труды его в вост. Сибири кончились в 1868 г. с назначением его митрополитом московским. Но миссионерская деятельность его еще более расширились работой в православном миссионерском обществе, председателем которого он стал. Окончательное устройство Амурской миссии с разделением на станы, с церквами и проч. принадлежало его преемнику владыке Вениамину (Благонравову). В 1870 г. в Благовещенске устроена была уже полная семинария.

Преосвященный Иннокентий не оставлял без внимания и своей прежней алеутской паствы. После перенесения камчатской кафедры в Благовещенск в Новоархангельске, где она была прежде, открыто было в 1858 г. камчатское викариатство. В 1867 г., после продажи русских американских владений Соединенным Штатам, викариатство было упразднено. Но вскоре, в 1870 г., по почину митр. Иннокентия, учреждена была самостоятельная епископская кафедра Алеутская с кафедрой в Сан-Франциско. Ей были подчинены и новые, и старые православные церкви в Америке, всего тогда числом 9.

Глубокое удовольствие должно было доставить митр. Иннокентию сообщение, полученное в 1871 г. из Вашингтона. Русский посланник в Соед. Штатах, Константин Катакази, писал ему 20 фев., что во время; прений в американском конгрессе относительно административного преобразования Аляскинской территории, (проданной Россией в 1867 г.); несколько депутатов укоряли весьма основательно правительство за то, что оно ничего еще не сделало для материального и нравственного блага сего края. "Не так поступало," - сказал один из депутатов, "Русское правительство и русское духовенство: из дикарей они делали христиан, из невежд - образованных; они строили церкви, основывали школы и до сих пор еще лучи христианского света доходят до Аляски не из Вашингтона, а, к стыду нашему, из С. Петербурга и Москвы."

Учеником и сподвижником владыки Иннокентия был владыка Дионисий (Хитров). Миссионерское служение он начал в 1844 г. священником походной церкви в Якутской области, тотчас по окончании семинарии. С этой церковью он совершил, в течение 10 лет, трудное миссионерское путешествие в 9130 верст по Верхнему, Среднему и Нижнему Колыму, для просвещения светом учения Христова инородческих племен, обитающих на пространстве от р. Индигирки до Анадыри, при чем миссионеру приходилось ездить в страшные морозы на собаках ж оленях и ходить пешком по глубоким снегам, горам и стремнинам, постоянно подвергая опасности жизнь свою. Особенно опасно было ездить во время свирепствующих на севере Сибири снежных буранов. Плодом этих странствований было обращение ко Христу тысяч инородцев. В то же время самоотверженный миссионер деятельно изучал нравы, обычаи и разные наречия якутских инородцев. Приняв монашество, он был возведен в 1867 г. в сан епископа якутского, викария камчатской епархии. По открытии же в Якутске кафедры, он возглавил ее. Будучи епископом, владыка Дионисий многократно предпринимал миссионерские путешествия по своей необъятной епархии. В 1883 г. он был перемещен в Уфу, в которой и скончался в 1896 г. Памятником его миссионерских трудов, наравне с многочисленными обращениями, остались составленные и изданные им азбука и грамматика якутского языка, а также исполненные им переводы на тот же язык священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. Эти переводы были напечатаны, по благословению Св. Синода, в московской синодальной типографии под наблюдением самого еп. Дионисия, тогда еще не хиротонисанного (1857-1859).

Миссионерство в Китае.

Русская православная миссия в Китае существовала с 1728 г. В 1805 г. для нее учреждены новые штаты и срок пребывания ее членов в Китае с 7 лет увеличен на 10 лет. Миссия заслужила уже доверие подозрительных китайцев, убедившихся, что она ограничивается скромными пределами попечения только ? своей пастве и политикой не занимается. В 1805 г. начальником миссии был назначен архимандрит Иакинф (Бичурин), окончивший казанскую семинарию. Пребыв в Пекине более 14 лет, он отлично изучил китайский язык, страну, ее историю, нравы и обычаи. За беспорядки и некоторые нежелательные явления в образе жизни членов миссии он был судим, лишен сана и сослан в Валаамский мон. В 1826 г. он был освобожден и состоял переводчиком министерства иностр. дел; умер в 1853 г. Знаменитый синолог, архим. Иакинф был членом-корреспондентом Академии Наук и парижского Азиатскаго общества. Для учения ? вере имеют значение труды его: Китай, его жители, нравы, просвещение ж Буддийская мифология.

По Айгунскому трактату 1858 г. китайское правительство дало миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства. В 1861 г. в Китае открыта была особая русская дипломатическая миссия, дела которой вела до тех пор миссия духовная. Последняя получила большую возможность сосредоточить свою деятельность в нравственно-религиозной области. С этого времени усилились ее ученые и переводческие занятия. Из среды ее членов стали выходить замечательные синологи. В переводческой деятельность она совершенно отрешилась от своей прежней зависимости от католических переводов и стала производить самостоятельные переводы священных и богослужебных книг. Этим она служила Амурской и Японской миссиям. Оживилась проповедь на китайском языке и преподавание в миссионерской школе. Паства миссии возрастала. В 1885 г. имелись две церкви в Пекине и храм на юге Китая - в Ханькоу. Был также храм в деревне Дун-Дунань.

В последние десятилетия XIX в. и первые XX в. деятельными и просвещенными начальниками Миссии были: архим. Флавиан (Городеций), член ее с 1873, рукоположенный в 1885 г. Епископом люблинским, впосл. митр. киевский, и с 1896 г. архим. Иннокентий (Фигуровский), возведенный в 1902 г. в сан епископа переяславского, каковой титул был присвоен Святителю Иннокентию, когда он отправлялся в 1721 г. в Пекин. Владыка Иннокентий скончался в Пекине, в сане митрополита, в тридцатых годах нынешнего столетия.

Миссионерство в Японии.

В 1860 г. православие проникло в Японию. Основателем православной миссии был иеромонах русского консульства в Хакодате Николай (Касаткин). Он родился в 1836 г., окончил петербургскую дух. академию. С самого начала своей службы (1861) принялся он за усердное изучение языка, верований и нравов японцев и за переводы священных и богослужебных книг на японский язык. Первенцем его христианской проповеди был Павел Сваабе, бывший жрец одной кумирни, по обращении в христианство сделавшийся самым пламенным и самоотверженным проповедником св. веры. К нему примкнули еще два им самим обращенных японца, Яков Урано и Иоанн Сакай. Своей катехизаторской проповедью эти три первых деятеля японской миссии успели настолько подготовить в Японии почву для православия, что о. Николай в 1869 г. испросил у Св. Синода разрешение на открытие там миссии. Начальником миссии был назначен он, с возведением в сан архимандрита, с иерархической зависимостью от камчатского архиерея. В 1871 г. в Хакодате и Токио (1872) заведены были миссионерские школы, давшие новых проповедников-катехизаторов. Православие начало распространяться в Японии так успешно, что возбудило против себя гонение, от которого особенно тяжело пришлось пострадать Сваабе. К счастью, это гонение скоро было остановлено по представлению русского консула. В 1875 г. камчатским архиереем были посвящены первые священники из японцев - о.о. Павел Сваабе и Иоанн Сакай.

В 1880 г. архим. Николай прибыл в С.Петербург. ?. ?. Победоносцев, тогда еще не обер-прокурор, писал 6 января Наследнику Цесаревичу Александру Александровичу, советуя повидать его: "...Он человек поистине замечательный, всеми уважаемый и пользуется популярностью в Японии, где живет уже около 20 лет, посвятив себя всецело делу миссии." В этом году он был рукоположен епископом японским. Победоносцев же, составляя в 1892 г. упомянутую выше записку для Наследника Цесаревича Николая Александровича, писал ? нем: "Это поистине апостол нашего времени, человек духом горящий, и зажигающий огни духовные в сердцах..." Скончался владыка Николай 3 февр. 1912 г. Его очень почитали и японцы.

В 1895 г. японская Церковь насчитывала у себя 220 общин ж свыше 22500 душ христиан и обслуживалась 28 священно-служителями. Школа в Токио обратилась в семинарию, которая в 1882 г. сделала первый выпуск воспитанников. В 1889 г. двое воспитанников были отправлены для высшего церковного образования в русские дух. академии. Имелись школы: катехизаторская, причетническая, женская и несколько низших училищ. Миссия развила значительную переводную литературу и издавала три духовных журнала. Богослужение в японских церквах совершалось на японском языке. Благодаря трогательным призывам владыки Николая делались пожертвования на миссию и помощь ей, конечно, оказывалась со стороны Св. Синода. Важным событием для миссии было провозглашение в Японии в 1889 г. полной свободы веры. (Знаменский).

 <<<       >>>   

Самое могущественное ежедневное служение божественной литургии
По счастливой случайности в стенах училища оказались три виднейших деятеля в сфере духовной музыки
Совершенно больным приехал туда владыка академии государя
Духовенство придворное

сайт копирайтеров Евгений