Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

1795 год:

Организаторов террора отдают под суд и приговаривает к смертной казни. Директория восстанавливает демократичес кие свободы.

Эволюция революционных идей в сторону террора — на совести, главным образом, радикальных групп. Как это часто бывает в истории, радикализм получает наибольший успех (ср. ленинизм в России). Но, с другой стороны, радикалы, презирающие и разрушающие историческую традицию, с предельной последовательностью доводят до крайности просветительские принципы либерализма (так ленинизм поступил с марксизмом). Насилие со стороны государства становится неотъемлемой частью просвещенческого мировоззрения, ибо, хотя это мировоззрение на словах провозглашает права каждого человека, на деле оно консолидирует власть государства. Государство видится как единственный совершенный вид объединения людей. При чрезмерной власти государства индивиду остается одна свобода — гнуться перед любым произволом. Это не значит, что не нужны изменения государственных институтов, в том числе радикальные, и это также не значит, что революция принесла только зло. Но если бы революция с большим пониманием отнеслась к жизни народа и укоренившимся традициям, то дело могло бы обойтись без ничем не оправдываемой жестокости. И провозглашен ные права человека не остались бы пустыми словами, если бы была ограничена власть государства и гарантирована свобода ассоциаций (в том числе Церкви), без которых человек всегда оказывается подавлен чрезмерной властью. Преследования никогда не бывают для Церкви только несчастьем, они в первую очередь — возможность вернее соизмерить себя со Христом и очиститься от грехов.

Наполеон I (1804_1814)

В последние годы революции на политическом горизонте Франции восходит звезда Наполеона Бонапарта. После многих побед, принесших Франции политическое и экономичес кое господство над Европой, он провозглашает себя Первым Консулом и становится единственным правителем Франции. Бонапарт сознает, что для утверждения своего владычества над Европой он должен договориться с Церковью. Он сообщает в Рим, что готов к соглашению с папой. Папа Пий VII немедленно принимает предложение о переговорах. Переговоры тянутся долго и много раз находятся на грани срыва, потому что Наполеон, хотя и желает соглашения с Церковью, сам заражен просветительскими идеями и требует безусловного подчинения Церкви его политике. Наконец, соглашение выработано и 16 июля 1801 года подписано. В декабре 1804 года Наполеон провозглашает себя императором, и Пий VII должен отправить ся в Париж на его коронацию. Подписан, скорее, не мир, а перемирие, и некоторое время католики наслаждаются затишьем после бури. Открытый конфликт начинается в 1806 году, когда Наполеон издает обязательный на всей территории Франции «императорский катехизис». В нем утверждается, что император — посланец Божий, и все обязаны повиноваться ему, как Богу. Французские кардиналы и епископы соглашаются с этим, но низшее духовенство и верующие против. Рим, конечно, на стороне последних. В 1808 году Наполеон просит у папы поддержки в войне с англичанами. Папа отказывает. Наполеон оккупирует папское государство, берет в плен папу и, подвергая его всяческим унижениям, вывозит во Францию. Положение Церкви улучшается только тогда, когда ухудшается положение Наполеона. Русская кампания Наполеона заканчивается поражением, а при Ватерлоо Наполеон разбит англичанами и пруссаками. Наполеона отправляют в изгнание. Вместе с Наполеоном отходит в прошлое французская мечта о господстве над Европой и всем миром, однако наполеоновская эпопея способствует распространению в Европе идей, вдохновивших революцию.

Реставрация

Венский конгресс (1814_1815) утверждает новое равновесие сил в Европе. Революция осуждена, но «просветительским» духом еще веет. Религия и Церковь более не отвергаются, они даже в почете, но в то же время их стараются подчинить политическим интересам. В целом же, положение улучшается. Церковь может «перевести дух».

Через 40 лет после запрета Пий VII восстанавливает орден иезуитов. Все эти годы запрета иезуиты не роптали, но их осталось всего 600 человек. Восстановление ордена было встречено с воодушевлением: в 1830 году орден насчитывает уже 2137 человек, в 1900 — 15073, а в 1965 году — 36038.

Идеализм

В начале XIX века возникает направление мысли, получившее название идеализма. Самый известный его представи тель— Георг Фридрих Гегель (1770_1831). В понимании идеалистов, история — это история мирового духа, который развивается от эпохи к эпохе, стремясь к полному выявлению. Для христиан это стимул для нового осознания ценности истории и ощущения себя в ней действующими лицами, как это было в конце Римской империи и в эпоху городских коммун. Идеализм призывает людей к ответственности перед историей.

Однако в идеалистическом мировоззрении есть и аспект, чуждый христианам. Для идеалистов Иисус Христос — несомненно, выдающаяся личность, в которой особенно живо проявился дух истории, однако Он не Бог. Таким образом, и Церковь, стремящаяся в истории быть общением людей с Иисусом, утрачивает свою ценность. По мнению Гегеля, прогрессу духа могут способствовать и тираны. Наполеон для Гегеля — высшее выражение духа истории на тот период. Просвещение и идеализм, таким образом, дали оправдание всем тоталитар ным режимам.

Либерализм

Либерализм — это мировоззрение современной буржуазии, которая требует полной свободы в области экономики, ибо считает, что «рука Провидения направляет интерес каждого к общему благу». Неплохой способ сослаться на Провидение в защиту собственного эгоизма. Либерализм в самом деле способствует росту экономики, но при этом свободе буржуазии сопутствует нищета трудящихся и народов третьего мира, откуда поступает дешевое сырье.

Если в области экономики либералы требуют полной свободы и отделения от государства, то в области образования они полностью передоверяют воспитание человека государству — либеральному государству, которое во имя свободы отчуждается от религии и запрещает религиозное воспитание. Каждый волен верить в то, что подсказывает ему совесть, государство же вольно запретить любое неугодное ему общественное проявление веры. Экономика принадлежит буржуазии, а общество — государству. Что остается христианам? Церковные таинства. Надо сказать, либерализм не всегда был столь враждебен ко Христу и Церкви. Были и такие либералы, которые, исповедуя свойственную либерализму любовь к истинной свободе и к ответственной инициативе, оставались при этом христианами.

Первым среди них назовем Фелиса де Ламенне (1782_1854), который всю жизнь пытался соединить либеральный дух и христианство. Его журнал «Авенир» выходил под девизом: «Бог и свобода». Католики-либералы утверждали, что только христианство может дать чувство истинной свободы; вместе с тем они хотели освобождения Церкви от всего, что привязывает ее к миру. Впоследствии Ламенне придал больший радикализм некоторым либеральным идеям, за что подвергся церковному осуждению. В первый раз он покорился, но после второго осуждения покинул Церковь. Впоследствии многие католики восприняли, подобно ему, либеральные идеи. При этом они желали не отойти от Церкви, но, напротив, сделать ощутимей ее присутствие в обществе.

Католические университеты

Для противостояния либеральной мысли и для ее облагораживания и возникают католические университеты. Наибольшую славу среди них снискали Лувенский в Бельгии и Тюбенгенс кий в Германии. Выдающимся деятелем этого последнего был Иоганн Адам Мелер (1796_1838). Родом из беднейшей семьи, он привлекал к себе всеобщее внимание умом и добротой. По принятии сана священника в 1819 году он был направлен на преподавательскую работу в университете. Изучая отцов Церкви, он приходит к пониманию Церкви как единого организма, в котором живет Христос. Христианская догма и мораль не автономны, они суть средство, без которого человек не может следовать за Христом и проникнуть в тайну Спасения.

Оксфордское движение

 <<<       >>>   

Провозглашение декларации прав человека
13 монастырь
Главным образом развлечение христиан
В тяжелом кризисе находится особенно голландская церковь
Церковь

сайт копирайтеров Евгений