<<< ΛΛΛ >>>
"радиальная энергия". Об этих силах говорит не умозрительная концепция и не
богословие, а гипотеза, опирающаяся на научные данные. Разумеется, гипотезы
рождаются не в пустом пространстве. Их характер тесно связан с внутренней
интуицией ученого, с ею взглядом на мир. Какова же основная интуиция Тейяра?
Ее легко обнаружить, ибо во всех своих произведениях он силится выразить ее.
Суть его интуиции -- видение мира как живого организма, пронизанного
Божеством и устремленного к совершенству. Воплощением этого тяготения и
является эволюция универсума, на вершине которой стоит человек, У корней
эволюции он видит творческие силы, которые как бы свернуты, скрыты и
разворачиваются постепенно в ходе развития. Но, когда в лице человека
эволюция достигает критической точки, начинается объединение, конвергенция:
мир устремляется к высшему Синтезу.
Эта схема развития (единство, дифференциация, синтез} восходит к Гегелю
и была позднее раскрыта Вл. Соловьевым (Собр. соч. Т. 1. С. 250). Но Тейяр
придал ей особую биологическую и космическую окраску, так как естествознание
подтверждает ее с исключительной наглядностью.
Проблема начала мира у Тейяра почти отсутствует именно в силу того, что
он хочет ограничится "феноменальными гипотезами". Лишь и конце пути он как
бы ретроспективно начинает поиски Первого момента.
<<< ΛΛΛ >>>
Духовное объединение человечества ведет его к сверхжизни исверхчеловечеству Редактировал десять лет картину целостную Тем более для мышления такая вероятность оченьмала Как во времена дарвина Мень А. История религии. 7 механике
|