Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

* * *

Мы предполагаем, что в действительности события разворачивались приблизительно следующим образом.

Согласно древним китайским хроникам [18, р. 9-10] в августе -- октябре 12 г. до н. э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея. Согласно современным расчетам [19] в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех [20, р. 119], или Регул -- "маленький царь", находясь приблизительно в 50° от Солнца по эклиптике в так называемой зоне Эверхарта, наиболее благоприятной для обнаружения комет [21, с. 122]. Именно тогда ее могли обнаружить "волхвы", или, пользуясь современным языком, астрономы-наблюдатели (именно такое толкование дается в комментариях [15, р. 21]) в предрассветные часы на восточной стороне неба. Созвездие Льва связывали с именем Иуды и его "колена" [22, р. 195; Бытие 49 : 9; Апокалипсис 5 : 5]. Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев [6, р. 514]. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового "царя иудейского".

В тексте Матфея написано, что эти волхвы пришли в Иудейское царство с востока, но из какой страны? В прежних поисках ответа на этот вопрос наблюдалась тенденция преувеличить масштабы события. Если в первые века с уверенностью говорили о соседней Аравии, указывая на характер даров волхвов -- типичных продуктов Аравии и ссылаясь на другие утерянные теперь источники [15, p. 30], то в последующем искали страну волхвов все дальше и дальше: Месопотамия, Вавилон, Персия [8]. Однако, раздвигая в воображении рамки события до вселенского масштаба, комментаторы затем сталкивались с неразрешимой психологической проблемой: почему Ирод так нейтрально отнесся к приходу астрономов, если они произвели хотя бы малую часть тех волнений в Иерусалиме, о которых пишет Матфей (М. 2 : 3), или если их "делегация" имела хотя бы мало-мальски представительный вид?

Представим себе более скромные и потому, как мы надеемся, более реальные масштабы события. Астрономы из соседней с Иудейским царством Набатеи, или Аравии, заметили на рассвете комету в созвездии Льва и пришли в ближайший к ним крупный иудейский город, чтобы сообщить в синедрион с виденном подобно тому, как сообщали в синедрион о неомении -- моменте первого появления серпа новой Луны, означавшего начало нового месяца [23, с. 82]. Город, в который пришли астрономы, была столица Галилеи -- город Сефорис. В Сефорисе с 55 г. до н. э. находился один из пяти синедрионов Иудейского царства [16, гл. 14]. Созван синедрион был, конечно, не по случаю прихода волхвов, как написано у Матфея (М. 2 : 4), а в связи с приездом в Сефорис Ирода, а также в связи с другим мероприятием, которое потом в тексте от Лук1: (Л. 2:1) было названо "переписью" (см. ниже). Может быть, в действительности это была процедура присяги на верность Ироду и императору Августу, которую в хронологической таблице [3, Suppl.--II, S. 158] относят к 12-6 гг. до н. э.? Подчеркнем, что мы пока не нашли в источниках подтверждения такого визита Ирода в Сефорис и проведения там присяги.

Узнав о сообщении астрономов, Ирод заинтересовался и встретился с ними в своем дворце. К тому времени Ирод уже знал ответ синедриона, что, согласно предсказаниям, "мессия" должен родиться в Вифлееме (разумеется Иудейском, а не Галилейском). Ирод, как мы полагаем, с иронией отнесся и к сообщению арабских астрономов, что спасло им жизнь, и к комментарию синедриона. Поэтому царь и послал астрономов одних отыскать младенца в Вифлееме (Галилейском!). Поскольку, вероятно, астрономы уже в тот же день наблюдали комету в зените над Вифлеемом (как отражение в колодце согласно легенде [8, р. 6-7]), то в соответствии с [18] и расчетами [19] можно довольно точно определить дату их встречи с Иродом: 6 или 7 сентября [Расчеты [19] нуждаются в уточнении, так как, согласно китайским источникам [18], комета наблюдалась на западе на 13-й день после 26 августа, а в расчетах [19] только на 15-16-й день].

Вскоре после этого Ирод выехал из Сефориса или в расположенный поблизости новый порт Кесарию, или, вероятнее, в старый порт Птолемею, чтобы отплыть в Рим и Аквилею для встречи с императором. Согласно хронологической таблице [3, Suppl.--II, S. 158] Ирод в 12 г. до н. э. посетил Олимпию. Осенью 12 г. в Олимпии проводились 192-е игры, которые должны были бы начаться в сентябре с полной луной, т. е. 3 сентября [24, S. 353-356]. Если бы удалосз подтвердить присутствие Ирода на Олимпийских игра:- в начале сентября, то это опровергло бы нашу концепцию, так как, согласно последней, Ирод отплыл из Палестины в конце первой декады сентября.

Но вернемся к нашим волхвам-астрономам. Придя в небольшое селение Вифлеем, они опять каким-то образом
увидели комету, которая в тот момент находилась в зените (нахождение кометы в зените подтверждается расчетами [19]), т. е. как раз "над местом, где был младенец" . (М. 2 : 9) (см. также [8, р. 6--7]). Поскольку волхвы, вероятно все время шли на запад (?-- Сефорис -- Вифлеем), то понятно и замечание, что "звезда" как будто "шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец" (М. 2 : 9). Волхвы нашли, по-видимому, единственную в Вифлееме семью с новорожденным и поднесли символические дары от их родной страны Аравии. Все бы и ограничилось подобной случайной историей, но... в свою страну волхвы возвращались "иным путем" (М. 2 : 12), как мы думаем: через область Трахон, присоединенную к иудейскому царству в 23 г. до н. э. [16, кн. 16, гл. 9].

Трахониты враждебно относились к Иудее, так что слух о рождении якобы нового царя мог легко трансформироваться в слух о желаемом событии: смерти Ирода [16, кн. 16, гл. 9]. Трахониты восстали. Восстание было подавлено в отсутствие Ирода. Около сорока организаторов восстания бежало в соседнюю Набатею,.или Аравию, которая служила естественным убежищем для всех противников иудейского царства, и где фактический правитель страны Силлей взял бежавших под свое покровительство [16, кн. 16, гл. 9].

"Когда Ирод, вернувшись из Рима на следующий год, узнал, что маги его обманули, то сердце его наполнилось яростью..." Эта удивительная фраза содержится в одном из текстов апокрифического евангелия псевдо-Матфея [26]. Удивительны два обстоятельства. Во-первых, как полагают, этот апокриф был написан не ранее четвертого века. Однако в те времена рождение Иисуса и соответственно историю с волхвами помещали где-то непосредственно перед смертью Ирода [8], тогда как в последний раз Ирод отправился в Рим в 12 г. до н. э., за 8 лет до своей кончины. Как же тогда эта фраза могла появиться в апокрифе? Во-вторых, согласно нашей концепции, Ирод встретился с волхвами в конце первой декады сентября и затем сразу же отправился в Рим. А следующий год по еврейскому календарю, т. е. 1 Тишри, начался, как мы думаем, числа 18 сентября 12 г. до н. э. с очередной неоменией (см. таблицы в [24]). Следовательно, Ирод вернулся из поездки к Августу только на следующий год, и мы констатируем полное совпадение цитированной фразы из апокрифа с нашей концепцией.

Итак, вернувшись из длительного путешествия, Ирод обратился в храме к народу и представил ему своих будущих наследников [16, кн. 16, гл. 4]. Дополнительной причиной для этого, возможно, были слухи, стимулированные волхвами. Набатейцы тем временем отказывались выдать Ироду бежавших трахонитов. Тогда в ходе карательной экспедиции были истреблены все родственники бежавших мужчин-трахонитов [16, кн. 16, гл. 9], в их числе, очевидно, и младенцы. Именно в этой карательной экспедиции мы усматриваем "историческое зерно" легенды об "избиении младенцев" (М. 2 : 16). Можно допустить, что дети в возрасте до двух лет были убиты, а более взрослых продали в рабство. Представляет интерес отыскание дальнейших подробностей об этой операции с целью проверки нашего предположения. Спасаясь от мести Ирода, многие трахониты бежали в соседнюю Аравию, где их число уже достигло тысячи. Можно допустить, что среди бежавших была и семья Иосифа (М. 2 :14), которую "поклонение волхвов" связало с последующим восстанием.

Поскольку набеги трахонитов усилились, Ирод предпринял поход в Набатею, где взял крепость Рента, пленил многих трахонитов, а затем имел небольшое сражение с арабскими- силами. Правитель Набатеи Силлей в это время находился в Риме и представил Августу этот инцидент как опустошительный набег, рассказав, как мы полагаем, и о резне в Трахоне. Император Август очень разгневался. По-видимому, именно об этом моменте написано у Макробия, латинского писателя первой половины пятого века в сборнике "Сатурналии" [27, кн. 2, гл. 4, параграф 11]: "Когда он (т. е. Август -- А. Р.) услышал, что среди детей, не достигших двух лет, которых Ирод -- царь иудейский приказал убить в Сирии, находился также и сын царя, то сказал: "Уж лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном"". Наша интерпретация подразумевает. что приведенный фрагмент из Макробия, который не был христианином, основан на источнике, отличном от Матфея. Это же следует и из сравнения текстов.

* * *

В предыдущем разделе были выявлены корреляции между рождественской историей Матфея, непосредственно
связанной с астрономическим явлением -- "Вифлеемской звездой", с одной стороны, и историческими реалиями -- с другой. Рассмотрим теперь кратко, насколько можно совместить рождественскую версию Луки с историческим фоном осени 12 г. до н. э.

В тексте Луки написано: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией" (Л. 2 : 1--2). Мы предполагаем, что Квириний Сульпиций, бывший консулом в Риме по июль 12 г. до н. э. [3, Bd. IV A, S. 829], мог уже в августе прибыть в Сирию для подготовки легионов к войне с гомонадами в Киликии -- области, прилегавшей к Сирии. Как пишет Тацит (55-- 120), Квириний вскоре (латинское наречие "mox" у Тацита можно перевести как "вскоре, непосредственно затем") после окончания срока консульства одержал победу над гомонадами [28]. Вопросы датировки экспедиции Квириния против гомонадов, как, впрочем, и возможности его правления Сирией до 6 г. н. э., многократно дискутировались [2, Bd.7.2, S.967; 3, Bd.IVA, S. 831]. Возможные временные рамки этой экспедиции простираются от 12 до 3 гг. до н. э. Заметим, что в списке правителей Сирии [3, Bd.8, S. 1629] имеется пропуск, приходящийся на 12--11 гг. до н. э. Может быть, именно в это время Квириний правил Сирией в первый раз?

Что касается возможности переписи "по всей земле" (Л. 2 : 1), т. е. по всей Римской империи в 12 г. до н. э., то здесь сошлемся та подборку фактов и аргументов в статье [29] и вывод, что "приблизительно в 12 г. до н. э. Август начал проводить перепись сначала в своих владениях, а затем постепенно и во всей Империи". [29, р. 91] (см. также [25] и [2, р. 1271). В то же время убедительным представляется вывод в книге [30, р. 109], что санкционированной Римом переписи в Иудее и в Галилее при Ироде I вообще не было. Несомненно, что какое-то похожее событие послужило основой для рассказа о переписи. Возможно, это была процедура присяги (см. выше). Но это только предположение, нуждающееся в проверке.

В связи с нашим предположением о том, что вся рождественская история в действительности развертывалась вблизи Назарета, прокомментируем и другие фразы в тексте Луки. При этом мы полагаем, что бытовым подробностям в семейных хрониках простых жителей Галилеи.

можно верить больше, чем информации о декретах императора Августа (Л. 2 : 1), почерпнутой из тех же хроник. Лука пишет, что Мария "с поспешностью пошла в страну нагорную, в город Иудин" (Л. 1 : 39) к родственнице своей Елисавете (Л. 1 : 36), жене Захария, "священника из Авиевой череды" (Л. 1 : 5). Прежние комментаторы не могли с уверенностью указать в Иудее город, скрывающийся под неопределенной фразой Луки. Этот вопрос обсуждается в комментариях [31, р. 40--41], где, в частности, отмечается, что от Назарета до Иерусалима, лежащего на северной границе Иудеи, можно было дойти за четыре дня. Согласно нашей хронологии Мария отправилась в "город Иудин" в первой половине декабря, т. е. в период холодной и дождливой погоды [8, р. 80].

Мы полагаем, что в действительности у Марии не было необходимости отправляться за 140--160 км через всю страну. В упомянутом выше Сефорисе (буквально -- птица), который подобно птице гнездился на вершине горы, еще до разрушения Иерусалима в 70 г. н. э. жили священники различных семейств (классов) [17, S. 4]. Однако особое внимание привлекает местность в 25 км на северо-восток от Назарета. Там в отрогах Галилейских гор (страна нагорная?) близ Генисаретского озера проживали священники различных семейств и, как обсуждается в [17], возможно, уже в интересующее нас время. В частности, в Кефар Узза (город Иудин?) жили священники Авиевой череды [17, S. 51]. Вопрос о местах расселения иудейских жрецов в Галилее на рубеже нашей эры дискуссионный, но, как отмечается в работе [2, Bd.19.1, S. 693]: "Сам факт, что после первого восстания в 66--73 гг. н. э. иудеи с юга так легко были интегрированы и так быстро акклиматизировались в северной Палестине, предполагает гораздо большую преемственность между религиозными сообществами этих областей".

Всего было 24 класса жрецов, которые служили поочередно одну неделю в храме. "Авиева череда", к которой принадлежал Захарий, была восьмой по очереди служения. Используя это обстоятельство и бытовые подробности, содержащиеся в тексте Луки (Л. 1), В. Симмонс [8, р. 78] нашел, что рождество, по-видимому, приходилось на сентябрь. На этот же месяц указывали и некоторые арабские источники [8, р. 76], при этом год оставался не определенным.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Соответствующий период истории содержит ряд событий
Как отражение в колодце согласно легенде

сайт копирайтеров Евгений