Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 

В 1800 г. были изданы "Высочайше утвержденные правила для устройства старообрядческих (единоверческих) церквей и снабжения их священниками". Возникло так называемое единоверие — явление, чрезвычайно сложное для истории старообрядчества, потому что оно отразило готовность обеих сторон (и властей, и некоторой части оппозиции) идти на взаимные уступки. Но насильственное внедрение единоверия вызывало бурный протест старообрядцев.

 

Политика царского правительства по отношению к старообрядцам в первой половине XIXв. была двойственной. С одной стороны, правительство проявило очевидную благосклонность к лояльным старообрядцам, поскольку они не показали себя крамольниками и, напротив, деятельно развивали торговлю. Правительственные циркуляры вносят целый ряд явных послаблений староверам: в 1818г. позволено открыть в Москве типографию для старопечатных книг, в 1820 г. позволено допускать к выборным должностям "раскольников, приемлющих священство", в 1822 г. постановлено не разрушать раскольничьи церкви, которые построены давно, и т. д. С другой стороны, наряду с послаблениями, администрация не могла отрешиться от традиционной подозрительности к старообрядцам и сохраняла политический надзор за ними. П.И. Мельников объяснял: "Ни администрация, ни общество обстоятельно не знают, что такое раскол". В 1853 г. власти решили уничтожить старообрядческие скиты в Нижегородской губернии. Такая двойственность государственной политики в отношении старообрядчества создавала широкое поле для произвола местных властей, приучивших старообрядцев откупаться от них, чтобы спокойно жить. Лишь Манифестом 1905 г. старообрядчеству, наряду с нехристианскими вероисповеданиями, было даровано равноправие с официальной православной церковью.

 

К концу XVIIв. явно наметилось деление старообрядчества на два основных направления - поповщину и беспоповщину, главное различие между которыми

 

состояло в вопросе отправления культа. На стороне старообрядчества вначале было немало священнослужителей, посвященных в сан до исправления церковных книг Никоном. Но когда это поколение ушло из жизни, встал вопрос о том, как образом поддерживать старообрядческую церковную иерархию. Часть противников никое реформы, признавая необходимость священников для совершения таинств, считая, что без священников нет церкви, стала принимать к себе попов "нового ставленья", т.е. рукоположенных после Никона. Эта часть старообрядцев получила название поповцев, или беглопоповцев. Разные группы поповцев расходились между собой во мнении, каким "чином" принимать священников, перешедши ним из официальной церкви (через перекрещивание, миропомазание или просто проклятие новообрядческих "ересей").

 

В конце XVIIIв. центром беглопоповщины стала Москва. Беглопоповская старообрядческая община в Москве возвысилась после страшного народном бедствия - чумы 1771 г. Руководители этой общины получили от правительства разрешение на устройство кладбищ и домов для больных. Немало людей, которые оказали помощь старообрядцы, присоединились к их общине или завещали и имущество в пользу старообрядческой общественной казны. Так появилось Рогожек кладбище с часовней, построенной по проекту Бажова, и палатами для богаделен. Поповский собор 1779 г., утвердивший перемазывание миром священников официальной церкви (практика, принятая в Рогожской общине), способствовал росту влияния московских старообрядцев. До 1830-х годов Рогожская община уступ. по своему значению поповскому центру в Иргизе, но после разорения иргизских, скитов, воспротивившихся насильственному обращению в единоверие, она стала главной среди беспоповцев благодаря своей многочисленности, богатству и самому имени Москвы, где в свое время пребывали патриархи Филарет и Иосиф, память которых чтилась старообрядцами. Отныне все важные дела поповщины решались на Рогожском кладбище. Широко известна поговорка того времени: "Что положат на Рогоже — на том станет Городец, а на чем Городец - на том и Керженец".

 

Необходимость получать священников из официальной церкви ставила поповцев в зависимость от нее; насущной задачей поповщины стало получение свое собственного священства. К середине XIXв. наконец был найден иерарх из греческих боснийских митрополитов. Он поселился среди старообрядцев, проживавших Австрии, отсюда и пошло название "австрийское (или белокриницкое) согласие для той части поповцев, которые его признали. Перешла в "австрийское" согласие и Рогожская община. Но многие группы поповцев не сочли "австрийского" митрополита Амвросия "правильным" и продолжали принимать к себе священников официальной церкви, сохранив название беглопоповцев. Вплоть до 1905 г. в соответствии с законами Российской империи священники, переходившие в старообрядчество, подлежали наказанию. Наиболее крупные группы поповцев были сосредоточены во внутренней России и южной Украине.

 

Часть старообрядцев вообще отвергла священство, утверждая, что "священны* чин повсюду упразднен, и потому таинств более нет, кроме крещения и исповеди, которые, на основании канонических правил, в случае крайней нужды разрешен совершать и мирянам" (Мельников, 1976. Письма... С. 49). "Сам Христос. -говорили они, - будет нам невидимым Святителем, как непреложно Он есть к видимый глава церкви православной". Эта часть старообрядцев получила назван беспоповцев. Важно подчеркнуть, что беспоповцы отвергали и отвергают священников и всю иерархию "не по принципу, а лишь по факту", т.е. они признавали необходимость священства и таинства, но считают, что в сложившихся условиях правильных попов нет, восстановление их невозможно, следовательно, невозможно и совершение пяти таинств. "Благодати на земле нет; она взята на небо". -говорили они (Мельников, 1976. С. 49).

 

Наиболее крупные группы беспоповцев расселились на Европейском Севере России, в районе Новгорода и Пскова, а также в Сибири. Стремясь по возможности меньше соприкасаться с антихристовым миром и с оскверненной антихристом церковью, беспоповщина отказалась от миропомазанного духовенства и возложила выполнение религиозных обрядов на своих наставников, избранных общиной, под руководством которых и создавались беспоповские скиты и молельни. Беспоповщина никогда не представляла собой единого религиозного образования и распадалась на разные толки, из которых основными или наиболее крупными стали поморский, федосеевский, филипповский, нетовский и страннический. Все они, за исключением страннического, сложились в конце XVIIили в начале XVIIIв. Различия между ними, как подчеркивал еще П.И. Мельников, несущественны, не имеют догматического значения.

 

Наибольшим влиянием в беспоповщине в первой половине XVIIIв. пользовалась поморская община, возникшая в 1690-е годы в глухих лесах на пустынном берегу р. Выг. Здесь был построен скит - Выговская пустыня. Поначалу община руководствовалась идеями равенства и аскетизма. Ее устав требовал "все в казне иметь общим, у себя не иметь ни денег, ни платья, ни иных вещей... трапезу иметь всем общую, кроме немощных; пища и питие всем равны". Стена разгораживала пустынь на мужскую и женскую половины; разговаривали друг с другом через окно в присутствии двух стариц. Выговцы считали себя единственной оставшейся горсткой людей, на которых антихрист не успел наложить свою печать. Они не молились за царя и отвергали принадлежащих к миру антихриста попов. Они допускали, что временно, на короткий срок, оставшийся до конца света, возможно обойтись без священства; необходимо вести добродетельную и девственную жизнь, брак объявлялся потерявшим всякий смысл.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Признавая необходимость священников для совершения таинств
Ряд бытовых черт старообрядчества выработался в результате их длительных преследований властями центров благодаря
Важной характеристикой старообрядчества является его энергичная

сайт копирайтеров Евгений