<<< ΛΛΛ >>>
Филона и особенно Сенеки на формирующееся христианство, а новозаветных писателей
представить прямыми плагиаторами упомянутых философов, Бауэру пришлось отнести
возникновение новой религии на полсотни лет позже, отбросить не согласующиеся с
этим сообщения римских историков и вообще позволить себе большие вольности при
изложении истории. По его мнению, христианство как таковое возникает только при
императорах из династии Флавиев, а новозаветная литература — только при Адриане,
Антонине и Марке Аврелии. Вследствие этого у Бауэра исчезает и всякая
историческая почва для новозаветных сказаний о Иисусе и его учениках; эти
сказания превращаются в легенды, в которых фазы внутреннего развития первых
общин и духовная борьба внутри этих общин переносятся на более или менее
вымышленные личности. По Бауэру, местами рождения повой религии являются не
Галилея и Иерусалим, а Александрия и Рим.
Итак, если Тюбингенская школа в неопровергнутом ею остатке новозаветной истории
и литературы дала нам предельный максимум того, что наука в настоящее время
может еще согласиться признать спорным, то Бруно Бауэр дает нам максимум того,
что она может в этой истории и литературе опроверг гать. Между этими границами
лежит действительная истина. Можно ли ее установить при нынешних данных, весьма
сомнительно. Новые находки, в особенности в Риме, на Востоке и прежде всего в
Египте помогут в этом вопросе гораздо больше, чем какая угодно критика.
<<< ΛΛΛ >>>
Книга составляет третий том работы ренаиа о происхождении христианства Как другие элементы были только мотыльками-однодневками
Было убито еще больше мучеников
|