<<< ΛΛΛ >>>
дать им возможность выплачивать новые поборы. Налоговое бремя и вызванная им
потребность в деньгах в местностях, где существовало только натуральное
хозяйство или оно было преобладающим, все глубже ввергали крестьян в кабальную
зависимость от ростовщиков, порождали крупные имущественные различия, обогащали
богатых, доводили до полной нищеты: бедных. А всякое сопротивление отдельных
мелких племен или городов гигантской римской мировой державе было безнадежно.
Где же был выход, где было спасение для порабощенных, угнетенных и впавших в
нищету — выход, общий для всех этих различных групп людей с чуждыми или даже
противоположными друг другу интересами? И все же найти такой выход было
необходимо для того, чтобы все они оказались охваченными единым великим
революционным движением.
Такой выход нашелся. Но не в этом мире. При тогдашнем положении вещей выход мог
быть лишь в области религии. И тогда открылся иной мир. Продолжение
существования души после смерти тела постепенно стало повсеместно общепризнанным
в римском мире элементом веры. Точно так же все более и более общепринятой
становилась вера в некое воздаяние или кару для умершей души за совершенные на
земле поступки. Впрочем с воздаянием дело обстояло довольно неблагонадежно;
древнему миру слишком был свойствен стихийный материализм, чтобы не ценить
<<< ΛΛΛ >>>
Это заслуга преимущественно бруно бауэра Разрушения обоих царств израиля Не крещению Из кого состояли эти последние в городах они состояли из разорившихся свободных самого различного толка обращения развилось Энгельс Ф. К истории первоначального христианства атеизма 2 заимствованы
|