<<< ΛΛΛ >>>
социализм” (настоящее издание, т. 21, стр. 495— 516). — 468.
468а Своеобразную противоположность этому представляют религиозные восстания
мусульманского мира, особенно в Африке. Ислам — это религия, приспособленная для
жителей Востока, в особенности для арабов, следовательно, с одной стороны, для
горожан, занимающихся торговлей и ремеслами, а с другой — для кочевников-бедуинов.
Но в этом лежит зародыш периодически повторяющихся столкновений. Горожане
богатеют, предаются роскоши, проявляют небрежность в соблюдении “закона”.
Бедуины, которые живут в бедности и вследствие бедности придерживаются строгих
нравов, смотрят на эти богатства и наслаждения с завистью и жадностью. И вот они
объединяются под предводительством какого-нибудь пророка, махди, чтобы покарать
изменников веры, восстановить уважение к обрядам и к истинной вере и в качестве
вознаграждения присвоить себе богатства вероотступников. Лет через сто они,
естественно, оказываются точно в таком же положении, в каком были эти
вероотступники; необходимо новое очищение веры, появляется новый махди, игра
начинается сначала. Так обстояло дело со времен завоевательных походов
африканских Альморавидов и Альмохадов в Испанию до последнего махди из Хартума,
который с таким успехом сопротивлялся англичанам (469). Так же или почти так же
обстояло дело с восстаниями в Персии и в мусульманских странах. Все эти
проходившие под религиозной оболочкой движения вызывались экономическими
причинами; но, даже в случае победы, они оставляют неприкосновенными" прежние
экономические условия. Таким образом, все остается по-старому, и столкновения
<<< ΛΛΛ >>>
Шнем положении вещей выход мог быть лишь в области религии области положении Оба они массовые движения Упоминается бойкот как одно из средств христиан стороны От войск английских колонизаторов восстание половина Энгельс Ф. К истории первоначального христианства атеизма 11 заключение
|